Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи»





Скачать 54.07 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи»
Дата публикации06.08.2014
Размер54.07 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
МКОУ Неклюдовская ООШ

Методическая разработка урока

по русскому языку

по теме «Наречие как часть речи»

в 7 классе


Учитель русского языка и литературы

Смирнова Елена Алексеевна
2010 год
Тема: Наречие как часть речи ( 7 класс)

Цели:

1.Дать представление об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий.

2. Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с подбором наречий.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета.


Ход урока.

Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Надеюсь, все готовы приступить к работе? А эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Романа Сефа:

«Кто ничего

Не изучает,

Тот вечно хнычет

И скучает».
- Вспомните, что изучается в разделе «Морфология»?

- С какими частями речи уже знакомы?

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с наречием, его грамматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью. Урок будет проходить в несколько этапов:

«Мы исследователи»

«Творческая мастерская»

« Занимательные игры»

«Из истории слов»

Каждый из вас получает маршрутный лист, в котором даны задания к этапам.
I. «Мы исследователи»

-Почему у наречия такое имя? Почему оно так называется?
1.Рассказ о происхождении слова «наречие».( учитель или ученик в роли Наречия)

Наречие – старое слово. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень – реч-, который прежде был более многозначным. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и др. Слово речь имело и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.

Какая же связь существует между наречием и глаголом?

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку.

Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.
- Что узнали из рассказа?
2. А теперь включаемся в исследовательскую работу.

Задание. Выписать из предложений словосочетания с наречиями, определить главное слово в словосочетании, указать, какой частью речи выражено главное слово.
(Предложения на доске и в маршрутных листах, комментированное объяснение по «цепочке»).

Мы медленно двигались по лесу, но неожиданно набрели на очень красивую поляну. Довольно быстро мы разложили палатки.
Двигались медленно ; набрели неожиданно; очень красивую;
разложили быстро; довольно быстро.
-К каким частям речи может относиться наречие?

-Что обозначает? (признак действия, признак другого признака, признак признака)

- Доказать, что не изменяется?

-Каким членом предложения является?
3.Задание. Узнать наречие среди других знаменательных слов. Составить с ними словосочетания, к наречиям поставить вопрос.

Встань, лужайка, пораньше, приготовиться, специально, прилежный, слева, всмятку, великолепный, издалека, дальняя, медвежий, пчельник, измучены, стремглав, свой, смотря, здесь, засветло, вслепую, почувствовать, семь, участие, намертво, мельком.
- На какие вопросы отвечает наречие? (Когда? Зачем? Где? Как? Откуда?)
4.Дать определение наречия как части речи.

Проверить по учебнику, стр. 91
II. «Творческая мастерская»
-А зачем нам нужны наречия? (роль наречий в тексте)
1.Задание. Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он относится. Много ли в нем наречий? Почему? Попробуйте прочитать, опуская наречия. Какова же роль наречий в тексте?
Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички…И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел.

(В.Белов)

(отрешенно – отчужденно, погруженный в себя;

колено – в пении, музыкальном произведении: отдельное, выделяющееся чем-нибудь место, часть)
( дает более точное представление о месте и времени, «живописует действие»)

- Как понимаете живописует? (писать живо, ярко, образно, выразительно)
2.Задание. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению выражения.
Был полдень_______палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая____________двигалась с запада на восток.__________подул ветер. Молодая березка__________затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния_____________раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______________заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспощадно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Сравнить с оригиналом.
III. «Занимательные игры».
1. 1)Отгадайте загадки. Назовите наречия.


  1. Скоро ест, мелко жует.

Сама не глотает, другим не дает. (Пила)

  1. Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

  2. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

  3. Его мы изредка встречаем на дороге,

Без палки ходит он, безглазый и безногий.

Боится не собак, не кошек, не коров,

А кур и петухов. (Червяк)

5) В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать! (Утюг)

  1. Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь да вода. (Самовар)

2) Ребусы.
IV. «Из истории слов».

Ученик. Как образовались наречия навзничь, ничком, ниц.
Задание, взятое из конкурса «Русский медвежонок – 2006»:

…Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пал ниц. Когда дым рассеялся, все остались в тех же позах. Чье лицо (чьи лица) увидел джинн?

(А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида;

(Г) Рашида и Али; (Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
7. Итоги урока.

- Рассказать, что знаете о наречии?
- См. эпиграф к уроку. Какое наречие встретилось? Скучали ли вы?

- Оцените, как вы поработали на уроке? (хорошо, великолепно, замечательно, блестяще, чудесно, удивительно…)
8.Домашнее задание. 1. Составить и записать схему «Наречие как часть речи» в словарь-справочник.

2.Упр. 197( выписать словосочетания с наречиями).

3. Упр. 201 (устно)- рассказать о происхождении наречий пешком и мельком.

Дополнительное задание. Определить, какой часть речи являются одинаковые по звучанию слова.

Лицо моего спутника красиво и выразительно.

Оратор говорил красиво и выразительно.

Под микроскопом я рассматривал капельку воды.

Я капельку опоздал на урок.

Ребенок испуганно вздрогнул.

Животное испугано выстрелом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий»
Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconНазвание работы: «Разработка урока по русскому языку с применением...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»
После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме...
Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока по русскому языку
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconТема Наречие. Цели
...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» iconМетодическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип...
Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск