Скачать 54.07 Kb.
|
МКОУ Неклюдовская ООШ Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» в 7 классе Учитель русского языка и литературы Смирнова Елена Алексеевна 2010 год Тема: Наречие как часть речи ( 7 класс) Цели: 1.Дать представление об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий. 2. Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с подбором наречий. 3. Воспитывать интерес к изучению предмета. Ход урока. Сообщение темы и целей урока. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Надеюсь, все готовы приступить к работе? А эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Романа Сефа: «Кто ничего Не изучает, Тот вечно хнычет И скучает». - Вспомните, что изучается в разделе «Морфология»? - С какими частями речи уже знакомы? Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с наречием, его грамматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью. Урок будет проходить в несколько этапов: «Мы исследователи» «Творческая мастерская» « Занимательные игры» «Из истории слов» Каждый из вас получает маршрутный лист, в котором даны задания к этапам. I. «Мы исследователи» -Почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? 1.Рассказ о происхождении слова «наречие».( учитель или ученик в роли Наречия) Наречие – старое слово. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень – реч-, который прежде был более многозначным. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и др. Слово речь имело и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие. Какая же связь существует между наречием и глаголом? Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость. - Что узнали из рассказа? 2. А теперь включаемся в исследовательскую работу. Задание. Выписать из предложений словосочетания с наречиями, определить главное слово в словосочетании, указать, какой частью речи выражено главное слово. (Предложения на доске и в маршрутных листах, комментированное объяснение по «цепочке»). Мы медленно двигались по лесу, но неожиданно набрели на очень красивую поляну. Довольно быстро мы разложили палатки. Двигались медленно ; набрели неожиданно; очень красивую; разложили быстро; довольно быстро. -К каким частям речи может относиться наречие? -Что обозначает? (признак действия, признак другого признака, признак признака) - Доказать, что не изменяется? -Каким членом предложения является? 3.Задание. Узнать наречие среди других знаменательных слов. Составить с ними словосочетания, к наречиям поставить вопрос. Встань, лужайка, пораньше, приготовиться, специально, прилежный, слева, всмятку, великолепный, издалека, дальняя, медвежий, пчельник, измучены, стремглав, свой, смотря, здесь, засветло, вслепую, почувствовать, семь, участие, намертво, мельком. - На какие вопросы отвечает наречие? (Когда? Зачем? Где? Как? Откуда?) 4.Дать определение наречия как части речи. Проверить по учебнику, стр. 91 II. «Творческая мастерская» -А зачем нам нужны наречия? (роль наречий в тексте) 1.Задание. Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он относится. Много ли в нем наречий? Почему? Попробуйте прочитать, опуская наречия. Какова же роль наречий в тексте? Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички…И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел. (В.Белов) (отрешенно – отчужденно, погруженный в себя; колено – в пении, музыкальном произведении: отдельное, выделяющееся чем-нибудь место, часть) ( дает более точное представление о месте и времени, «живописует действие») - Как понимаете живописует? (писать живо, ярко, образно, выразительно) 2.Задание. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению выражения. Был полдень_______палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая____________двигалась с запада на восток.__________подул ветер. Молодая березка__________затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния_____________раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______________заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспощадно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно. Сравнить с оригиналом. III. «Занимательные игры». 1. 1)Отгадайте загадки. Назовите наречия.
Сама не глотает, другим не дает. (Пила)
Без палки ходит он, безглазый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов. (Червяк) 5) В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь- Ни морщинки не видать! (Утюг)
А в середине – огонь да вода. (Самовар) 2) Ребусы. IV. «Из истории слов». Ученик. Как образовались наречия навзничь, ничком, ниц. Задание, взятое из конкурса «Русский медвежонок – 2006»: …Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пал ниц. Когда дым рассеялся, все остались в тех же позах. Чье лицо (чьи лица) увидел джинн? (А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида; (Г) Рашида и Али; (Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида. 7. Итоги урока. - Рассказать, что знаете о наречии? - См. эпиграф к уроку. Какое наречие встретилось? Скучали ли вы? - Оцените, как вы поработали на уроке? (хорошо, великолепно, замечательно, блестяще, чудесно, удивительно…) 8.Домашнее задание. 1. Составить и записать схему «Наречие как часть речи» в словарь-справочник. 2.Упр. 197( выписать словосочетания с наречиями). 3. Упр. 201 (устно)- рассказать о происхождении наречий пешком и мельком. Дополнительное задание. Определить, какой часть речи являются одинаковые по звучанию слова. Лицо моего спутника красиво и выразительно. Оратор говорил красиво и выразительно. Под микроскопом я рассматривал капельку воды. Я капельку опоздал на урок. Ребенок испуганно вздрогнул. Животное испугано выстрелом. |
Конспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий» Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | ||
Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль» Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили... | Название работы: «Разработка урока по русскому языку с применением... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | ||
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования... | ||
Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности... | Исследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания.... Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме... Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым | Методическая разработка урока по русскому языку Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Тема Наречие. Цели ... | ||
Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | Методическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип... Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму |