Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 254.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер254.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект открытого урока

русского языка в 7 классе

''Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»''
Обоснование: Среди всех частей речи «убывают» из речи наших детей больше всего

наречия, которые обогащают нашу речь, создавая образность, точность,

яркость её. Каждая тема в курсе русского языка интересна и трудна, простых

тем нет. И всё-таки наречие какая-то особенная часть речи: и трудная, и

интересная, и редко употребляемая нашими учениками. Мне кажется, во

всех учебниках главное внимание уделено правописанию. Без этого, конечно,

нельзя, но как-то очень бесстрастно говорится о возможностях наречий, о

семантике и стилистических особенностях употребления этой части речи.


Цель урока:

обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные по теме «Наречие, правописание наречий», развивать образность и яркость речи учащихся, развивать логическое мышление, продолжать обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и этическим воспитанием учащихся, учить не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могучему» языку.


Оборудование: раздаточный материал, экран , проектор, тетради, учебник.

Ход урока:


  1. Орг. момент

  2. Сообщение темы и постановка задач урока:

Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть речи. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем повторению и обобщению того материала, который вы уже знаете.

- Откройте тетради, запишите число, вид работы. (Двадцать девятое января. Классная работа)

Отложите ручки в сторону. Работаем устно.

Итак, наречие -это....

- (Дайте определение)

-А что особенного в наречии, чем оно отличается от других частей речи?(приставки могут писаться через дефис, раздельно )

  1. Проверка домашнего задания.

-Были ли сложности с выполнением домашнего задания? Проверим выборочно (предложение 2, 3, 4)
-Как вы думаете, а можно ли в речи обойтись без наречия? (можно)

- А что происходит с нашей речью, если из неё исчезают, «убывают» наречия? (Речь становится бедной, невыразительной)
-Давайте обратимся к высказыванию Н.В Гоголя.
(5 мин.)


3.

Работа с высказыванием, написанным на доске доске

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

- Какими частями речи являются слова замашисто, бойко?(Кр. прилаг.) Какими членами предложения?(Сказуем.)

-Какой частью речи является слово метко?

-В состав какого оборота оно входит?(причастного)

-Почему мы не обособи-

ли причастный оборот? (стоит впереди определя-

емого слова)

(2-3 мин)

4.

Беседа
Чтение наизусть

-Что же можно передать русским словом?

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К.Паустовский)

(Всё)
Начинает читать учитель, продолжают дети
(1 мин)

5.

Устный фронтальный опрос

-Узнавать и узнавать надо наш язык: он неисчерпаем.

Но вернемся к цели нашего урока, поговорим о наречии.

- А как появились наречия? От каких частей речи они произошли?

- Каким способом они образовались?
- Приведите свои примеры наречий, образованных от прил., существ., числит.

- Почему наречия во-вторых и по-моему пишутся через дефис? Вспомните правило правописания наречий через дефис.


- Ребята, обратите внимание на словосочетание шёл молча. Подумайте, ответьте на вопрос: как оно образовалось? н

-А как «работают» наречия в предложении, тексте? На что они могут указывать?

Сегодня на уроке повторения нашей помощницей будет русская литература.

-Давайте обратимся к строчкам Ивана Бунина:

На солнце светлая река

Трепещет, радостно смеётся,

И гулко в роще отдаётся

Над нею ладный стук валька.




( на доске подсказка: вдали, во-вторых, очаровательно, по-моему

отдельно- шел молча)

(от прилаг., существител., числительных)

(суффикс. или приставочно-суффикс. спос.

(2мин)
У доски- 1 ученик:

По-моему, по моему мнению, по-зимнему одет, по зимнему снегу, по-волчьи выть, по весеннему лугу, по-весеннему ярко, по-новому мыслить, в-шестых, кое-где, как-нибудь, когда-либо.
переход из деепричастия в наречие

(могут указывать на пространство, место, образ действия, настро-

ение и т.д.)

(3-4 мин.)
Четверостишие написано на обратной стороне доски без знаков препинания. (Открыть)Выразит.чт.

учителем

II

6.

Словарная работа

Валёк- плоский деревянный брусок с рукояткой для выколачивания белья при полоскании.



(1 мин.) (15-16 м)

Ш.

7.

Работа в тетрадях

- Спишите предложение, расставьте пропущенные знаки препинания.

- Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения

-Дайте характеристику предложения, подчеркните наречия как члены предложения.

1 уч-ся работает у доски

- Почему между глаголами трепещет и смеётся поставлена запятая?

-Почему поставлена запятая перед союзом И?

-Назови наречия, какими членами предложения они являются?

-Дай характеристику предложения

(4-5 мин.)

IY.

8.

Беседа

- Что обозначает наречие радостно?


- Как оно образовалось?


-Как образовалось наречие гулко?

Давайте немного отдохнём.

-Предлагаю вам такую игру:

Попробуйте заменить выражения одним словом - наречием.

1. Мчаться сломя голову -очень быстро

2. как снег на голову- неожиданно

3.Работать засучив рукава- очень хорошо, рьяно

4. работать спустя рукава- плохо, кое-как

5. на русском языке- по-русски

6. не так, как раньше, новым способом- по-новому

7. в какое -нибудь время- когда-нибудь

8. денег куры не клюют- много

(Указывает на то, как происходит действие, т.е. это наречие образа действия.)

Образовалось от прилагат. радостный путём прибавления суффикса

от прил. гулкий путём прибавления суф. -О

(1-2 мин)

(22-23 м)

( 2 мин)







-Давайте вспомним известное вам стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»:

Ночевала тучка золотая

На груди утёса- великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение высвечивается на экране

Выразит. чтение одним из уч-ся
(1 мин)

YI.

9.

Беседа с классом

-Назовите наречия образа действия.

-Ребята, вы заметили, что утёс «задумался, ...плачет».Он живой, способный чувствовать и переживать.

-Как в литературе называется такой приём?

-А какое наречие передаёт «состояние души» утёса?

-В состав какого обособленного оборота входит наречие весело?

-Наречие весело очень выразительно: мало того что тучка рано умчалась,но ещё, и это главное, «по лазури весело играя», оставив утес тихонько плакать в пустыне.

- Что обозначает наречие рано?

-Назовите суффиксы в наречии тихонько.
Выпишите это наречие и сделайте его морфемный разбор


(весело,глубоко, тихонько)


(олицетворение)
(одиноко)
(деепричастного)

(Указывает на время)

(-оньк-; о)

(3-4 мин)


YП.

10.

Творческая работа учащихся

- Сейчас вам предстоит небольшая творческая работа. Для этого вам потребуются листы, лежащие у вас на столах. Итак, перед вами- отрывок из

повести А.С. Пушкина «Метель». Произведение уже вам знакомо.

Как вы заметили, в данном отрывке пропущены некоторые наречия. Ваша задача состоит в том, чтобы попытаться восстановить текст. На выполнение работы- 5-6 мин.


Раздаточный материал с текстом.

.

(6 мин)

11

Анализ работы

Чтение 1-2 работ

Затем на экране высвечивается оригинальный текст. Выразительное его чтение учителем.


( 2 мин)

12.

Подведение итогов

Целью нашего урока было повторение «шаг за шагом» темы «Наречие». Первый шаг мы сделали сегодня. Повторили стилистические особенности употребления наречия, начали повторять орфографию.


(1 мин)

13.

Домашнее задание

1.Проанализировать первые 11 строк из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:текст списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, определить роль наречий в поэтическом тексте, объяснить их образование и правописание.

2.Контрольные вопросы на стр. 121 учебника.

( на обратной стороне листа)















Раздаточный материал

Вставьте подходящие по смыслу наречия.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать- и уверился, что должно было взять ему ___________ Он поехал ___________. Лошадь его______ ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно быть ____________.Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, ____________ он их подымал. Время шло; Владимир начинал __________ беспокоиться.

__________ в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил ________. Приближаясь, увидел он рощу. Он поехал около рощи.....

Но он ехал, ехал , а Жадрина было не видать...

________________деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал ___________.Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина...

Задание на дом:
1.Проанализировать первые 11 строк из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:

а) текст списать

б) подчеркнуть наречия как члены предложения,

в) определить роль наречий в поэтическом тексте;

г) объяснить их образование и правописание
2. Контрольные вопросы на стр. (учебник)

Конспект открытого урока

литературы в 9 классе

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Цель урока: познакомить учащихся с адресатами любовной лирики, с некоторыми страницами жизни великого поэта, представить Пушкина-лирика; прочитать стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновенье..» (1825) . «Мадонна» (1830).
Оборудование: проектор, экран, портреты М.Н. Раевской, Е.К. Воронцовой, А.П. Керн,

Н.Н. Гончаровой; раздаточный материал с поэтическими текстами.


Ход урока:

  1. Орг. момент. Постановка цели.

  2. Слово учителя.


Сегодня на уроке мы будем говорить о любви. Чувстве загадочном и необъяснимом.. Том самом, которое, как ураган, врывается в жизнь человека, захватывая его целиком. Чувстве, которое толкает человека на подвиг, а может, и на предательство, как одного из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Чувстве, которое сподвигло многих великих людей на создание прекрасных произведений искусства.

И сегодня на уроке мы с вами откроем первую страничку любовной лирики А.С. Пушкина, попытаемся проникнуть в мир чувств великого поэта. Но наша с вами задача- за событиями жизни понять ПОЭЗИЮ, понять, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.

Как известно, Пушкин от природы не был красив.( слайд №1) Сознавая это, он охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно. Он ценил живые и остроумные беседы. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его»,- вспоминала позднее Анна Петровна Керн.

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для Пушкина-лирика- предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина- вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В его шедеврах говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.


  • Так кому же посвящал свои стихи великий поэт?

Для вас души моей царицы,

Красавицы, для Вас одних

Времён минувших небылицы

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал...

(«Руслан и Людмила»)

- Кто же эти»красавицы», «царицы души»?

  • Перевернём страницы прошлого и поговорим о тех, кому посвящались прекрасные строки о любви .

(4 мин)

Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская) (сообщ 1) (слайд № 2) (3 мин)
Читаю выразительно стих-ие «На холмах Грузии»

На экране высвечивается высказывание Н.В. Гоголя (слайд № 3): «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто...всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё- лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства

(2 мин)

  • Беседа по вопросам:

- Давайте обратимся ещё раз к поэтическому тексту. (читаем ещё раз, один из уч-ся)

- Какое чувство у вас осталось после прочтения стих-ия?

- В стихотворении всего 8 строк. Что воссоздают две первые строки? (ночной пейзаж)

- Пушкин часто начинает стихотворения картинами природы, однако природа никогда не является для него предметом отвлечённого любования. Пейзажная зарисовка лишь создаёт определённый настрой. Картины ночной природы созвучны душевной печали

- Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

(Шумит Арагва- сердце вновь горит; лежит ночная мгла- мне грустно.. унынье..)

- Печаль лирического героя «светла». А как вы думаете, почему? («Печаль моя полна тобою») (источник просветлённости- чистая любовь к прекрасной женщине)

- Пушкинский образ светлой печали, по представлениям того времени, был слишком противоречивым, тем, что называют ОКСЮМОРОН (когда сочетаются вроде бы исключающие друг друга понятия: печаль и светлость). До Пушкина подобных смелых сочетаний в поэзии не было.

- А теперь давайте вернёмся к словам Гоголя. Как вы понимаете________ (подчеркнутые выражения). (мало выразительных средств языка, нет красочных ярких эпитетов, для образности используются метафоры «лежит мгла», «сердце горит». Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства.

(6-7 мин)
- Время идет вперёд. В отличие о дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, захватывало его, давая мощный источник вдохновения. За другой поэтической легендой отправимся в Одессу.

Жемчужина русского юга, Одесса, морской ветер и южное ласковое солнце. Пушкин отбывает в Одессу в ссылку. Жизнь в Одессе в смысле быта была очень неустроенной, в поэтическом смысле- море, красивые женщины...Одна из них...
Елизавета Ксаверьевна Воронцова (сообщение 2)(слайд № 4)

(2 мин)


  • Выразительное чтение (учитель) стих-ия «Сожжённое письмо»

  • Беседа по вопросам:

- Какова композиция стихотворения? (нет деления на строфы, написано сплошным текстом)

- На какие смысловые части можно его разделить? (3 части. 1-ая- размышления лирического героя; 2-ая- сожжение письма; 3-я- чувства лирического героя после утраты письма)

- Какими чувствами проникнута 1-ая часть? (горечи утраты любви, опустошения души: «ничему душа не внемлет»)

- Как поэт рисует сожжение письма? Какие выразительные средства языка использует он? (восклицания, обращение к провидению, для выразительности- эпитеты: «пламя жадное», «лёгкий дым»

- Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма? (восклицания, многоточия)

- Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? (горести, сожаления, разочарования...)

(4-5 мин)

  • Мы продолжаем разговор.

Во многих стихах, написанных Пушкиным, выразилось стремление поэта найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них — послание «К***», созданное в 1825 году и обращенное к Анне Петровне Керн.
Анна Петровна Керн (сообщение 3) (слайд № 5)

(2 мин)


  • Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передаёт странное смятение, охватившее Пушкина. Что же могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в самом стихотворении.

(Читает учитель наизусть)

(1 мин)

  • Что вы можете сказать об отношении автора послания к своему адресату?(Преклонение перед женщиной,она стала для него «гением чистой красоты»)

  • Перед нами не просто любовное признание в стихах. Речь идёт о разных этапах в жизни человека. Перед нами словно промелькнули три поры в жизни поэта- от юности до Михайловской ссылки. Мимолётная встреча с нею, «гением чистой красоты», произошедшая когда-то в прошлом, запала в душу героя, долго согревала её: «..звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.» Но с годами это светлое воспоминание было утрачено. (Подтвердите мои слова) («Шли годы. Бурь порыв мятежный...»)

Наступает период душевного угнетения, и вместе с любовью из жизни героя уходят «и божество, и вдохновение», да и сама жизнь, кажется, теряет всякий смысл. (Подтвердите мои слова поэтическим текстом)

Однако жизнь человеческая подобна волнам в море- за падениями рано или поздно следует подъём, новый взлёт, и тогда опять возрождается душа, появляется желание творить, дерзать: «Душе настало пробужденье,..»

  • С помощью каких «загадочных» слов автор рисует образ героини? («мимолётное виденье», «гений чистой красоты»)

  • Имеет ли образ героини какие-либо конкретные черты? (Нет. Героиня кажется призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная..)

( 4 мин)


  • Идеал красоты, доброты и отзывчивости Пушкин нашёл в Н.Н. Гончаровой, которая и стала его женой.


Наталья Николаевна Гончарова (сообщение 4) (слайд № 6)

(2 мин)


  • Именно ей посвятил он написанное накануне свадьбы стихотворение «Мадонна». Оно передаёт уникальное, неповторимое состояние человека, который добился успеха в любви.

(Чтение учителем стихотворения)

Перед свадьбой Пушкин писал в письме к Наталье Николаевне о том, что многие часы проводит перед картиной Пьетро Перуджино, изображающей «белокурую мадонну», которая похожа на неё «как две капли воды».

Написано стихотворение в форме сонета , что является отнюдь не случайным.. (Слайд № 7)

Сонет- это твёрдая поэтическая форма, стихотворение из 14 строк (2 катрена+ 2 трёхстишья: 4+4+3+3) . (Определение запишем).Строгая традиционная форма отражает содержание стихотворения: воспевание истинного чувства без показного блеска и словесной красивости. В стихотворении нет ярких эпитетов, помпезных сравнений. Всё очень гармонично.

С самых первых строк мы попадаем в атмосферу божественности и святости. Такие слова, как обитель, суеверно, Пречистая, божественный спаситель, ангелы создают иллюзию того, что мы находимся в храме. В сонете две героини: образ земной женщины сопоставляется с образом небесной Мадонны. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия. «Пречистая»- вот эталон женственности, образец для подражания.

Образ земной женщины напоминает уже знакомый нам «гений чистой красоты». Очень

важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырёх слов: «чистейшей прелести чистейший образец». Обратите внимание на то, в какой форме употреблено прилагательное чистый (в превосходной степени)

  • В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает сходство реальной женщины с небесной Мадонной)

  • Какое впечатление оставило у вас прочитанное стихотворение?

(4 мин)


  • Итак, на этом уроке мы с вами открыли только первую страничку любовной лирики А.С. Пушкина.

- Какие строки вам запали в душу?

- Каким вы увидели Пушкина в любви?(щедрым, искренним...)

(2 мин)

  • Мы с вами продолжим беседу о любовной лирике А.С. Пушкина на следующем уроке.

(Подведение итогов) (1 мин)



  • Домашнее задание: На оборотной стороне листа ) а) подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, прозвучавших на уроке;

б) проанализировать одно из стихотворений по плану;
в) прочитать стихотворения «Я вас любил» (1829) , «Храни меня, мой талисман»


«Редеет облаков летучая гряда...» (1920) (1 мин)




Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабии, появилась в Одессе через 2 месяца после Пушкина. Ей шёл 31-й год, но вряд ли кто-нибудь дал бы ей эти годы. Хороша, моложава, утончена...

Графиня была молода душою. С врождённым польским легкомыслием желала она нравиться. Графиня многим кружила голову, и, похоже, ей это нравилось. Елизавета Ксаверьевна любила веселье, организовывала самые утонченные балы в городе. Она была прекрасной музыкантшей, что, впрочем, в те годы не было редкостью.

Граф же обладал практическим умом и весьма невысоко ценил поэзию. Поначалу он «очень ласково» принимал Пушкина в своём доме, позволял ему пользоваться своей библиотекой. Но всё это было несколько сухо. Куда интереснее и приятнее было в салоне графини. Она была любезна, приветлива и остроумна. Графиня была не лишена литературного дара, её слог и беседа очаровывали окружающих. Несомненно, чарующий голос, стройный стан, милый разговор и горделивость аристократической осанки-всё пленяет поэта. И ещё долго будет преследовать его этот профиль.

Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская)
С семьёй генерала Раевского Пушкин был знаком ещё по Петербургу, встречался с ними в Киеве и Екатеринославе, но особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму. Позднее он вспоминал это время как счастливейшие минуты своей жизни. Александр Сергеевич Пушкин был увлечён Марией Николаевной Раевской в ту пору, и отзвуки этого увлечения, глубокого и нежного, но безответного,- в лирических стихотворениях тех лет, в «Кавказском пленнике», «Евгении Онегине». Считается, что «Бахчисарайский фонтан» Пушкин написал для Марии Раевской.

Последняя их встреча произошла в Москве на вечере накануне отъезда Марии Николаевны к сосланному в Сибирь мужу. Несмотря на препятствия, чинимые родными, она твёрдо решила следовать за «государственным преступником 1-го разряда» в Сибирь и одной из первых отправилась туда и разделила с мужем все горести судьбы, показав всей стране пример верности и преданности любимому человеку.

Пушкин посвятил Марии Николаевне Раевской замечательные строки, из поздних посвящений отметим такие стихотворения, как «Ты видел деву на скале...», «Не пой, красавица, при мне» и , конечно, «На холмах Грузии...»

Анна Петровна Керн
Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение, Пройдёт несколько лет. Новая встреча поэта и Керн произошла во время северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.

В своих воспоминаниях Анна Петровна Керн пишет: « Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье...

Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах».

Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М.И. Глинка написал на эти стихи свой знаменитый романс.
Наталья Николаевна Гончарова
Детство и юность Таша Гончарова провела в Москве, Получила домашнее образование. Обстановка в семье была тяжёлой: отец, Николай Афанасьевич, образованный и талантливый человек , страдал психическим заболеванием; мать, Наталья Ивановна, была женщиной красивой, но властной и с очень тяжёлым характером.

По воспоминаниям современников, Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей.

Пушкин встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года, а в апреле 1829 сделал ей предложение. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: ни да, ни нет. Второй раз, в апреле 1830 г (через год!) согласие на брак было получено. В 1831 году Наталья Николаевна стала женой великого поэта.

«Я женат- и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось- лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»,- писал Пушкин вскоре после свадьбы.

Нелёгкое было положение Натальи Николаевны, жены первого поэта России, поэта, который для одних был гордостью страны, а для других весьма неприятным, неуживчивым человеком, обладавшим острым и язвительным языком. И тогда, как первые вольно или невольно видели в Наталье Николаевне прежде всего жену гения и искали всевозможные совершенства, другие, не любившие поэта, намеренно искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта.

Не последнюю роль в гибели Пушкина сыграла светская клевета.


На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит- оттого,

Что не любить оно не может.

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!.

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!...вспыхнули! пылают... лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

.

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнанадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял милые черты,

И я забыл твоё голос нежный,

Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.


Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель.
Она с величием, он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.



Домашнее задание.


  1. подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, прозвучавших на уроке:

  2. Проанализировать одно из стихотворений по плану (план уже записан)

  3. прочитать стихотворения «Я вас любил» (1829), «Храни меня, мой талисман»,

«Редеет облаков летучая гряда...» (1920)
Конспект открытого урока

литературы в 9 классе

Любовная лирика А.С. Пушкина

Ооснование:

Ход урока:


  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о любовной лирике А.С. Пушкина. Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Главное- за событиями жизни- понять Поэзию, понять, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.

Как известно Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, он охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно. Он ценил живые и остроумные беседы. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его»,- вспоминала позднее Анна Петровна Керн.

  • Так кому же посвящал свои стихи великий поэт?

Для вас души моей царицы,

Красавицы, для Вас одних

Времён минувших небылицы

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал...

(«Руслан и Людмила»)

  • Перевернём страницы прошлого и вспомним первую любовь .


Бакунина Екатерина Павловна ( Сообщение 1)


  • Обратите внимание, что в ранней любовной лирике Пушкина любовь-мечта, которая сопровождает человека всю жизнь. Смысл жизни в любви, значит- она главный предмет поэзии.

  • Но время идет вперёд. В отличие о дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, захватывало его, давая мощный источник вдохновения. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.


Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская) (сообщение 2)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск