Скачать 254.38 Kb.
|
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе ''Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»'' Обоснование: Среди всех частей речи «убывают» из речи наших детей больше всего наречия, которые обогащают нашу речь, создавая образность, точность, яркость её. Каждая тема в курсе русского языка интересна и трудна, простых тем нет. И всё-таки наречие какая-то особенная часть речи: и трудная, и интересная, и редко употребляемая нашими учениками. Мне кажется, во всех учебниках главное внимание уделено правописанию. Без этого, конечно, нельзя, но как-то очень бесстрастно говорится о возможностях наречий, о семантике и стилистических особенностях употребления этой части речи.
Оборудование: раздаточный материал, экран , проектор, тетради, учебник. Ход урока:
Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть речи. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем повторению и обобщению того материала, который вы уже знаете. - Откройте тетради, запишите число, вид работы. (Двадцать девятое января. Классная работа) Отложите ручки в сторону. Работаем устно. Итак, наречие -это.... - (Дайте определение) -А что особенного в наречии, чем оно отличается от других частей речи?(приставки могут писаться через дефис, раздельно )
-Были ли сложности с выполнением домашнего задания? Проверим выборочно (предложение 2, 3, 4) -Как вы думаете, а можно ли в речи обойтись без наречия? (можно) - А что происходит с нашей речью, если из неё исчезают, «убывают» наречия? (Речь становится бедной, невыразительной) -Давайте обратимся к высказыванию Н.В Гоголя. (5 мин.)
Раздаточный материал Вставьте подходящие по смыслу наречия. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать- и уверился, что должно было взять ему ___________ Он поехал ___________. Лошадь его______ ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно быть ____________.Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, ____________ он их подымал. Время шло; Владимир начинал __________ беспокоиться. __________ в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил ________. Приближаясь, увидел он рощу. Он поехал около рощи..... Но он ехал, ехал , а Жадрина было не видать... ________________деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал ___________.Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина... Задание на дом: 1.Проанализировать первые 11 строк из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»: а) текст списать б) подчеркнуть наречия как члены предложения, в) определить роль наречий в поэтическом тексте; г) объяснить их образование и правописание 2. Контрольные вопросы на стр. (учебник) Конспект открытого урока литературы в 9 классе Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина Цель урока: познакомить учащихся с адресатами любовной лирики, с некоторыми страницами жизни великого поэта, представить Пушкина-лирика; прочитать стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновенье..» (1825) . «Мадонна» (1830). Оборудование: проектор, экран, портреты М.Н. Раевской, Е.К. Воронцовой, А.П. Керн, Н.Н. Гончаровой; раздаточный материал с поэтическими текстами. Ход урока:
Сегодня на уроке мы будем говорить о любви. Чувстве загадочном и необъяснимом.. Том самом, которое, как ураган, врывается в жизнь человека, захватывая его целиком. Чувстве, которое толкает человека на подвиг, а может, и на предательство, как одного из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Чувстве, которое сподвигло многих великих людей на создание прекрасных произведений искусства. И сегодня на уроке мы с вами откроем первую страничку любовной лирики А.С. Пушкина, попытаемся проникнуть в мир чувств великого поэта. Но наша с вами задача- за событиями жизни понять ПОЭЗИЮ, понять, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Как известно, Пушкин от природы не был красив.( слайд №1) Сознавая это, он охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно. Он ценил живые и остроумные беседы. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его»,- вспоминала позднее Анна Петровна Керн. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для Пушкина-лирика- предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина- вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В его шедеврах говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.
Для вас души моей царицы, Красавицы, для Вас одних Времён минувших небылицы В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал... («Руслан и Людмила») - Кто же эти»красавицы», «царицы души»?
(4 мин) Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская) (сообщ 1) (слайд № 2) (3 мин) Читаю выразительно стих-ие «На холмах Грузии» На экране высвечивается высказывание Н.В. Гоголя (слайд № 3): «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто...всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё- лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства (2 мин)
- Давайте обратимся ещё раз к поэтическому тексту. (читаем ещё раз, один из уч-ся) - Какое чувство у вас осталось после прочтения стих-ия? - В стихотворении всего 8 строк. Что воссоздают две первые строки? (ночной пейзаж) - Пушкин часто начинает стихотворения картинами природы, однако природа никогда не является для него предметом отвлечённого любования. Пейзажная зарисовка лишь создаёт определённый настрой. Картины ночной природы созвучны душевной печали - Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя? (Шумит Арагва- сердце вновь горит; лежит ночная мгла- мне грустно.. унынье..) - Печаль лирического героя «светла». А как вы думаете, почему? («Печаль моя полна тобою») (источник просветлённости- чистая любовь к прекрасной женщине) - Пушкинский образ светлой печали, по представлениям того времени, был слишком противоречивым, тем, что называют ОКСЮМОРОН (когда сочетаются вроде бы исключающие друг друга понятия: печаль и светлость). До Пушкина подобных смелых сочетаний в поэзии не было. - А теперь давайте вернёмся к словам Гоголя. Как вы понимаете________ (подчеркнутые выражения). (мало выразительных средств языка, нет красочных ярких эпитетов, для образности используются метафоры «лежит мгла», «сердце горит». Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. (6-7 мин) - Время идет вперёд. В отличие о дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, захватывало его, давая мощный источник вдохновения. За другой поэтической легендой отправимся в Одессу. Жемчужина русского юга, Одесса, морской ветер и южное ласковое солнце. Пушкин отбывает в Одессу в ссылку. Жизнь в Одессе в смысле быта была очень неустроенной, в поэтическом смысле- море, красивые женщины...Одна из них... Елизавета Ксаверьевна Воронцова (сообщение 2)(слайд № 4) (2 мин)
- Какова композиция стихотворения? (нет деления на строфы, написано сплошным текстом) - На какие смысловые части можно его разделить? (3 части. 1-ая- размышления лирического героя; 2-ая- сожжение письма; 3-я- чувства лирического героя после утраты письма) - Какими чувствами проникнута 1-ая часть? (горечи утраты любви, опустошения души: «ничему душа не внемлет») - Как поэт рисует сожжение письма? Какие выразительные средства языка использует он? (восклицания, обращение к провидению, для выразительности- эпитеты: «пламя жадное», «лёгкий дым» - Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма? (восклицания, многоточия) - Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? (горести, сожаления, разочарования...) (4-5 мин)
Во многих стихах, написанных Пушкиным, выразилось стремление поэта найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них — послание «К***», созданное в 1825 году и обращенное к Анне Петровне Керн. Анна Петровна Керн (сообщение 3) (слайд № 5) (2 мин)
(Читает учитель наизусть) (1 мин)
Наступает период душевного угнетения, и вместе с любовью из жизни героя уходят «и божество, и вдохновение», да и сама жизнь, кажется, теряет всякий смысл. (Подтвердите мои слова поэтическим текстом) Однако жизнь человеческая подобна волнам в море- за падениями рано или поздно следует подъём, новый взлёт, и тогда опять возрождается душа, появляется желание творить, дерзать: «Душе настало пробужденье,..»
( 4 мин)
Наталья Николаевна Гончарова (сообщение 4) (слайд № 6) (2 мин)
(Чтение учителем стихотворения) Перед свадьбой Пушкин писал в письме к Наталье Николаевне о том, что многие часы проводит перед картиной Пьетро Перуджино, изображающей «белокурую мадонну», которая похожа на неё «как две капли воды». Написано стихотворение в форме сонета , что является отнюдь не случайным.. (Слайд № 7) Сонет- это твёрдая поэтическая форма, стихотворение из 14 строк (2 катрена+ 2 трёхстишья: 4+4+3+3) . (Определение запишем).Строгая традиционная форма отражает содержание стихотворения: воспевание истинного чувства без показного блеска и словесной красивости. В стихотворении нет ярких эпитетов, помпезных сравнений. Всё очень гармонично. С самых первых строк мы попадаем в атмосферу божественности и святости. Такие слова, как обитель, суеверно, Пречистая, божественный спаситель, ангелы создают иллюзию того, что мы находимся в храме. В сонете две героини: образ земной женщины сопоставляется с образом небесной Мадонны. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия. «Пречистая»- вот эталон женственности, образец для подражания. Образ земной женщины напоминает уже знакомый нам «гений чистой красоты». Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырёх слов: «чистейшей прелести чистейший образец». Обратите внимание на то, в какой форме употреблено прилагательное чистый (в превосходной степени)
(4 мин)
- Какие строки вам запали в душу? - Каким вы увидели Пушкина в любви?(щедрым, искренним...) (2 мин)
(Подведение итогов) (1 мин)
б) проанализировать одно из стихотворений по плану; в) прочитать стихотворения «Я вас любил» (1829) , «Храни меня, мой талисман» «Редеет облаков летучая гряда...» (1920) (1 мин) Елизавета Ксаверьевна Воронцова Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабии, появилась в Одессе через 2 месяца после Пушкина. Ей шёл 31-й год, но вряд ли кто-нибудь дал бы ей эти годы. Хороша, моложава, утончена... Графиня была молода душою. С врождённым польским легкомыслием желала она нравиться. Графиня многим кружила голову, и, похоже, ей это нравилось. Елизавета Ксаверьевна любила веселье, организовывала самые утонченные балы в городе. Она была прекрасной музыкантшей, что, впрочем, в те годы не было редкостью. Граф же обладал практическим умом и весьма невысоко ценил поэзию. Поначалу он «очень ласково» принимал Пушкина в своём доме, позволял ему пользоваться своей библиотекой. Но всё это было несколько сухо. Куда интереснее и приятнее было в салоне графини. Она была любезна, приветлива и остроумна. Графиня была не лишена литературного дара, её слог и беседа очаровывали окружающих. Несомненно, чарующий голос, стройный стан, милый разговор и горделивость аристократической осанки-всё пленяет поэта. И ещё долго будет преследовать его этот профиль. Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская) С семьёй генерала Раевского Пушкин был знаком ещё по Петербургу, встречался с ними в Киеве и Екатеринославе, но особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму. Позднее он вспоминал это время как счастливейшие минуты своей жизни. Александр Сергеевич Пушкин был увлечён Марией Николаевной Раевской в ту пору, и отзвуки этого увлечения, глубокого и нежного, но безответного,- в лирических стихотворениях тех лет, в «Кавказском пленнике», «Евгении Онегине». Считается, что «Бахчисарайский фонтан» Пушкин написал для Марии Раевской. Последняя их встреча произошла в Москве на вечере накануне отъезда Марии Николаевны к сосланному в Сибирь мужу. Несмотря на препятствия, чинимые родными, она твёрдо решила следовать за «государственным преступником 1-го разряда» в Сибирь и одной из первых отправилась туда и разделила с мужем все горести судьбы, показав всей стране пример верности и преданности любимому человеку. Пушкин посвятил Марии Николаевне Раевской замечательные строки, из поздних посвящений отметим такие стихотворения, как «Ты видел деву на скале...», «Не пой, красавица, при мне» и , конечно, «На холмах Грузии...» Анна Петровна Керн Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение, Пройдёт несколько лет. Новая встреча поэта и Керн произошла во время северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу. В своих воспоминаниях Анна Петровна Керн пишет: « Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье... Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М.И. Глинка написал на эти стихи свой знаменитый романс. Наталья Николаевна Гончарова Детство и юность Таша Гончарова провела в Москве, Получила домашнее образование. Обстановка в семье была тяжёлой: отец, Николай Афанасьевич, образованный и талантливый человек , страдал психическим заболеванием; мать, Наталья Ивановна, была женщиной красивой, но властной и с очень тяжёлым характером. По воспоминаниям современников, Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Пушкин встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года, а в апреле 1829 сделал ей предложение. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: ни да, ни нет. Второй раз, в апреле 1830 г (через год!) согласие на брак было получено. В 1831 году Наталья Николаевна стала женой великого поэта. «Я женат- и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось- лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»,- писал Пушкин вскоре после свадьбы. Нелёгкое было положение Натальи Николаевны, жены первого поэта России, поэта, который для одних был гордостью страны, а для других весьма неприятным, неуживчивым человеком, обладавшим острым и язвительным языком. И тогда, как первые вольно или невольно видели в Наталье Николаевне прежде всего жену гения и искали всевозможные совершенства, другие, не любившие поэта, намеренно искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта. Не последнюю роль в гибели Пушкина сыграла светская клевета.
Домашнее задание.
«Редеет облаков летучая гряда...» (1920) Конспект открытого урока литературы в 9 классе Любовная лирика А.С. Пушкина Ооснование: Ход урока:
Сегодня на уроке мы будем говорить о любовной лирике А.С. Пушкина. Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Главное- за событиями жизни- понять Поэзию, понять, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Как известно Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, он охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно. Он ценил живые и остроумные беседы. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его»,- вспоминала позднее Анна Петровна Керн.
Для вас души моей царицы, Красавицы, для Вас одних Времён минувших небылицы В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал... («Руслан и Людмила»)
Бакунина Екатерина Павловна ( Сообщение 1)
Раевская Мария Николаевна (в замужестве Волконская) (сообщение 2) |