Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»





Скачать 93.31 Kb.
НазваниеУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Дата публикации12.08.2014
Размер93.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве»


Приложение №1. Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».

Класс: 5

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.- 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2012

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: различать однокоренные слова и формы слова

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об однокоренных словах и формах слова

УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.



п/п

Этап урока

Цель

(формируемые УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

Оценка

1.

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность

Л3

Р3

П3

К1

Включение в деловой ритм урока.

Устное сообщение учителя.

« Зри в корень!»

- Как вы понимаете эти слова?

Приглашение в путешествие по стране «Морфемика». («Чемодан Знаний и Умений»)

Волевая саморегуляция.

Составляют слова девиза, объясняют его смысл.

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация

знаний и фиксация затруднений.

Приём ТРКМЧП:

«Кластер»


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1, Р2, Р3, П1, П3, К1

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какой корень в слове «зима»?

Подберите к нему однокоренные слова.

Составление «Кластера».

Подбирают однокоренные слова к слову «зима».

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

Словесное поощрение учителя


3.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Приём ТРКМЧП:

«Верные – неверные утверждения»

Постановка цели, уточнение темы урока

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

«Верные – неверные утверждения»

1) У всех этих слов одинаковый корень?

2) Все эти слова однокоренные?

3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?

Формулирование темы, цели урока.

Фиксируют затруднение, проблему.

Формулируют тему и цель урока.

Готовность к восприятию новых знаний

Словесное поощрение учителя

4.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Приём ТРКМЧП:

«Инсерт» (маркировка текста)


Открытие новых знаний:

- работа с информацией

Л1

Л2

Р2

Р4

П3

П4

К1

К2

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. (Составление плана урока)

Задание № 1 из маршрутного листа:

«Инсерт»:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Предлагают план урока.

Выполняют задание №1

(индивидуальная работа)

Читают текст, перерабатывают информацию


Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование и работу с информацией

Словесная оценка учителя работы групп.

Самооценка в маршрутном листе.


5.


Закрепление изученного материала

Организация деятельности для отработки навыков

Л2, Р2, Р3, Р4

П1

П2

П3

К2

К3

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Задание №2

Вечер зимний в небе синем

Звезды синие зажег.

Ветки сыплет синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватой

Тени ходят по стене

Сеткой синеватой. (В. Фетисов)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Выполняют задание № 2

Взаимопроверка (с проговариванием вслух)


Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.


6.

Физминутка «Пары слов».

7.


Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Тест.


Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1, Л2, Р2, Р3, Р4, П3, П5, К2

К3

Организует деятельность по применению новых знаний.

Задание № 3

Тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку.

Выполняют

Задание № 3

Самопроверка.

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.

8.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Приём ТРКМЧП: «Верные – неверные утверждения»


Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Л1, Л3

Р3, Р4

П1, П3, К2

Организует рефлексию.

«Верные – неверные утверждения»

1) У всех этих слов одинаковый корень?

2) Все эти слова однокоренные?

3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- пригодятся ли вам ваши знания?

Самооценка, оценка учителя.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

Самооценка в маршрутном листе.

Оценка учителя.

9.

Информация о домашнем задании

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей

Л1, Л3



По выбору:

1) Стр. упр.

2) Сочинить лингвистическую сказку по данному началу

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей

Оценка учителя


Маршрутный лист

Задания

Задание № 1

Прочтите текст «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (распечатка).

Читая информацию,

поставьте карандашом

знаки:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Задание № 2

1) Выпишите из данного текста сначала все однокоренные слова, определите часть речи, выделите все значимые морфемы, сделайте вывод: чем отличаются однокоренные слова друг от друга?

2) Выпишите формы одного и того же слова, чем отличаются они друг от друга?

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветки сыплет синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватой

Тени ходят по стене

Сеткой синеватой.

(В. Фетисов)

Задание № 3

Решите тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».

1. В каком ряду все слова однокоренные:

1) гора, пригорок, горевать

2) светлый, светло, подсветка

3) котенок, кошка, котлета

4) друг, дружба, вдруг

2. В каком ряду все слова однокоренные:

1) кошачий, котище, котлован

2) мирный, помириться, замирать

3) оконце, окно, подоконник

4) соль, солнечный, подсолнух

3. В каком ряду формы одного и того же слова:

1) домашний, домик, домовой

2) столовая, столик, стол

3) травяной, травы, трава

4) ученик, ученика, ученику

4. В каком ряду формы одного и того же слова:

1) ночевать, ночное, полночь

2) подъехал, подъехали, подъехала

3) закричал, крикнул, крикнули

4) каменщик, каменный, камни

Домашнее задание:

По выбору:

1) Стр. упр.

2) Сочинить лингвистическую сказку по данному началу:

« В волшебной стране под названием «Морфемика» жил-был Корень. Много лет он правил своей страной, и все придворные ему повиновались. Однажды Корень дал задание своим подданным, Приставкам и Суффиксам, …»


ОЦЕНКИ:

цель достигнута -

справля-юсь, но есть ошибки –

ещё нужно над этим

пора-ботать-

Самооценка:

Самооценка:

Самооценка:

Оценка за урок



III Всероссийский интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012» Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок 2(80). Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»
Цели: повторить изученное о словах; провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин однокоренные слова, пока­зать их...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconПлан урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение...
Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрока: Организационный момент
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск