http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве»
Приложение №1. Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.- 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2012
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: различать однокоренные слова и формы слова
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об однокоренных словах и формах слова
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
№
п/п
| Этап урока
| Цель
(формируемые УУД)
| Деятельность
учителя
| Деятельность
учащихся
| Результат
| Оценка
| 1.
| Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности
| Настрой на учебную деятельность
Л3
Р3
П3
К1
| Включение в деловой ритм урока.
Устное сообщение учителя.
« Зри в корень!»
- Как вы понимаете эти слова?
Приглашение в путешествие по стране «Морфемика». («Чемодан Знаний и Умений»)
| Волевая саморегуляция.
Составляют слова девиза, объясняют его смысл.
| Внутренняя и внешняя готовность
| Словесное поощрение учителя
| 2.
| Актуализация
знаний и фиксация затруднений.
Приём ТРКМЧП:
«Кластер»
| Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1, Р2, Р3, П1, П3, К1
| Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Какой корень в слове «зима»?
Подберите к нему однокоренные слова.
Составление «Кластера».
| Подбирают однокоренные слова к слову «зима».
| Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы
| Словесное поощрение учителя
| 3.
| Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Приём ТРКМЧП:
«Верные – неверные утверждения»
| Постановка цели, уточнение темы урока
Р1, Р4, Л1, Л2, П4
| Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
«Верные – неверные утверждения»
1) У всех этих слов одинаковый корень?
2) Все эти слова однокоренные?
3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?
Формулирование темы, цели урока.
| Фиксируют затруднение, проблему.
Формулируют тему и цель урока.
| Готовность к восприятию новых знаний
| Словесное поощрение учителя
| 4.
| Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приём ТРКМЧП:
«Инсерт» (маркировка текста)
| Открытие новых знаний:
- работа с информацией
Л1
Л2
Р2
Р4
П3
П4
К1
К2
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. (Составление плана урока)
Задание № 1 из маршрутного листа:
«Инсерт»:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
| Предлагают план урока.
Выполняют задание №1
(индивидуальная работа)
Читают текст, перерабатывают информацию
| Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование и работу с информацией
| Словесная оценка учителя работы групп.
Самооценка в маршрутном листе.
| 5.
| Закрепление изученного материала
| Организация деятельности для отработки навыков
Л2, Р2, Р3, Р4
П1
П2
П3
К2
К3
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Задание №2
Вечер зимний в небе синем
Звезды синие зажег.
Ветки сыплет синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой. (В. Фетисов)
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Выполняют задание № 2
Взаимопроверка (с проговариванием вслух)
| Осознание значимости новых знаний
| Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе.
| 6.
| Физминутка «Пары слов».
| 7.
| Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Тест.
| Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
Л1, Л2, Р2, Р3, Р4, П3, П5, К2
К3
| Организует деятельность по применению новых знаний.
Задание № 3
Тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку.
Выполняют
Задание № 3
Самопроверка.
| Осознание значимости новых знаний
| Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе.
| 8.
| Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Приём ТРКМЧП: «Верные – неверные утверждения»
| Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Л1, Л3
Р3, Р4
П1, П3, К2
| Организует рефлексию.
«Верные – неверные утверждения»
1) У всех этих слов одинаковый корень?
2) Все эти слова однокоренные?
3) Все эти слова формы одного и того же слова, а не однокоренные?
- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- пригодятся ли вам ваши знания?
Самооценка, оценка учителя.
| Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.
| Ценностное отношение к деятельности и её оценка
| Самооценка в маршрутном листе.
Оценка учителя.
| 9.
| Информация о домашнем задании
| Закрепить полученные знания.
Развитие творческих способностей
Л1, Л3
| По выбору:
1) Стр. упр.
2) Сочинить лингвистическую сказку по данному началу
| Самостоятельная домашняя работа
| Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей
| Оценка учителя
|
Маршрутный лист
Задания
| Задание № 1
Прочтите текст «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (распечатка).
Читая информацию,
поставьте карандашом
знаки:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
| Задание № 2
1) Выпишите из данного текста сначала все однокоренные слова, определите часть речи, выделите все значимые морфемы, сделайте вывод: чем отличаются однокоренные слова друг от друга?
2) Выпишите формы одного и того же слова, чем отличаются они друг от друга?
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветки сыплет синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
(В. Фетисов)
| Задание № 3
Решите тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».
1. В каком ряду все слова однокоренные:
1) гора, пригорок, горевать
2) светлый, светло, подсветка
3) котенок, кошка, котлета
4) друг, дружба, вдруг
2. В каком ряду все слова однокоренные:
1) кошачий, котище, котлован
2) мирный, помириться, замирать
3) оконце, окно, подоконник
4) соль, солнечный, подсолнух
3. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) домашний, домик, домовой
2) столовая, столик, стол
3) травяной, травы, трава
4) ученик, ученика, ученику
4. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) ночевать, ночное, полночь
2) подъехал, подъехали, подъехала
3) закричал, крикнул, крикнули
4) каменщик, каменный, камни
| Домашнее задание:
По выбору:
1) Стр. упр.
2) Сочинить лингвистическую сказку по данному началу:
« В волшебной стране под названием «Морфемика» жил-был Корень. Много лет он правил своей страной, и все придворные ему повиновались. Однажды Корень дал задание своим подданным, Приставкам и Суффиксам, …»
| ОЦЕНКИ:
цель достигнута -
справля-юсь, но есть ошибки –
ещё нужно над этим
пора-ботать-
| Самооценка:
| Самооценка:
| Самооценка:
| Оценка за урок
|
III Всероссийский интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012» Страница
|