Урок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)





Скачать 90.63 Kb.
НазваниеУрок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)
Дата публикации27.07.2014
Размер90.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)

Тип урока: комбинированный.

Цели.

Общеобразовательные:

– повторение изученного материала о местоимении;

– осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

Развивающие:

– развитие образного и логического мышления и речи;

– обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

– воспитание любви к родному языку, культуры письма.

Методы.

Методы организации и осуществления УПД:

– словесные (рассказ, беседа);

– наглядные (таблица, карточки);

– эвристический;

– практический.

Методы контроля и самоконтроля УПД:

– индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– работа в парах, группах.

Оборудование: маршрут путешествия, карточки с предложениями для работы в группах, парах, презентация (Приложение1).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну.

Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь.

Запись числа, классной работы.

Наше путешествие мы начинаем 28 февраля. Запишем в тетради.

Куда же мы с вами отправимся сегодня?

Грамматическая сказка.

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство.

В нем, к сожалению уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Как можно помочь жителям сказочной страны?

Какие слова можно дать им взамен имен, названий предметов, чтобы слова эти указывали на лица или предметы, признаки, количество?

Так появились в речи слова -вместо имен –местоимения. А в нашей сказочной стране появился город Местоимений.

3. Сообщение цели и задачи урока.

Итак, многие, вероятно, уже догадались, что говорить мы с вами будем сегодня о местоимении.

Записываем тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Жителям сказочной страны стало намного удобнее общаться с появлением местоимений. Но имена и названия старая колдунья им так и не вернула. Для того, чтобы вернуть радость и благополучие в волшебное государство нам нужно добраться до города Местоимений.

Кое-что вы , конечно же, знаете об этой части речи. Чтобы вспомнить это и узнать новое, мы и отправляемся с вами в путешествие.

Итак, мы оказались в волшебной стране. У каждого из вас есть карта путешествия.

Посмотрите, какие препятствия ожидают нас в пути?

У нас на пути и “Колодец повторения”, и “Горы неизвестного”, и “Просека выводов”, и “Поэтический теремок”, здесь же “Река ошибок” (которая иногда разливается, иногда мелеет), “Островок Отдыха” и “Парк Вдохновения”. Чтобы преодолеть все препятствия, мы должны:

Во-первых, вспомнить то, что вы учили о местоимениях в начальной школе;

Во-вторых, узнать новые, неизвестные пока, морфологические признаки;

В-третьих, научиться находить в тексте местоимения и правильно их употреблять в речи.

4. Повторение. Актуализация знаний.

Перед нами “Колодец повторения”. Наша задача почерпнуть из кладовых памяти как можно больше знаний.

– Что же такое местоимение? Расскажите все, что вы знаете.

Все верно, молодцы, и первое задание, которое встретилось нам на пути к городу Местоимений. На доске написаны местоимения с предлогами, вы должны переписать их в тетрадь и через дефис написать начальную форму местоимения.

передо мной – я,

у вас – вы,

с нами – мы,

за тобой – ты,

к ним – они.

Благополучно мы справились с этим заданием.

5. Наблюдение над языковым материалом.

А на пути нашем выросли “Горы неизвестного”.

По какой схеме мы обычно выполняем морфологический разбор любой самостоятельной части речи? (I. Общее значение. II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль.)

Теперь попробуем доказать или опровергнуть, что местоимение – это самостоятельная часть речи.

Перед вами текст (этот текст есть и в учебниках на стр.164).

Вы должны переписать текст себе в тетрадь, вставить и графически выделить пропущенные орфограммы, в скобочках записать слова, вместо которых использованы местоимения.

Сейчас зима. Но…(Слайд 2)



Для чего нужно заменять слова местоимениями?

Чтобы избежать повторений.

Ученики делают вывод.

Значит, местоимение указывает не только на предмет, но и на признак, и количество.

Мы доказали I часть плана. Есть значение у местоимения?

Давайте проверим, есть ли морфологические признаки.

– Можно определить падеж? (да)

В каком падеже стоит местоимение она? такая (надо посмотреть на существительное, с которым связано)?

– Можно ли определить род, число? Определите. (Можно: она, такая. Нельзя: несколько)

– Имеют выделенные местоимения морфологические признаки? (да).

Какая связь в определении морфологических признаков есть между местоимениями и теми словами, которые они заменяют?

Имеют одни и те же морфологические признаки.

– Теперь определим синтаксическую роль местоимения.

Такая погода продержится недолго.

– Подчеркните. (Ученик у доски)

– Давайте подведем итог исследований о местоимении.

– Местоимение – это самостоятельная часть речи?

– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. (Несколько учеников отвечают.)

6. Работа с учебником.

Мы преодолели “Горы” и дальше “Просека выводов”.

Откройте учебники.( стр. 164) Правило в рамке.

– Такой ли вывод сделали мы? Проверим.
7. Отработка навыков и умений применения знаний на практике.

Идем дальше. А перед нами “Поэтический теремок”. (Слайд №3)
Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

(Ф. И. Тютчев)

Выписать местоимения, указать падеж, род и число, если можно.

Дополнительные вопросы:

На что указывает местоимение?

Погостили в теремке, продолжаем путь дальше.
Мы уже на “Островке отдыха”. Сделаем привал. Отложим ручки. Глубоко вздохнем. И внимательно послушаем. Многое знаем о местоимениях. Но знаете ли вы, что местоимения представляют сравнительно небольшую группу слов (общее число их около 70), но по частоте употребления занимают третье место (после существительных и глаголов).

Личное местоимение Я, например, очень часто употребляют в поэтической речи. Как вы думаете, почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих чувствах, личных переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.)

8. Лабораторная работа (редактирование текста).

Задача: устранить речевые недочеты в тексте.

Итак, мы на Переправе , выбраться из него нам поможет только ваше внимательное отношение к местоимениям. Будьте внимательны.

– Послушайте предложение.

На деревьях распустились почки. Они были зеленые. (Слайд№4)

– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)

– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.

– А теперь попробуйте самостоятельно. Работаем в четверках. Представьте, что вы нашли такие заметки:

К дубу подошел лось. Он был могучий и красивый.

Груша упала на землю. Она была совсем зеленая.

Диван стоял в доме. Он был деревянный.

Катя встала на скамейку. Она покачнулась.

Снег падал в лесу. Он весь искрился.

Задание. Поработайте корректорами! В предложениях устраните речевые недочеты, если они есть.

Запишите получившиеся предложения.

Проверим, что получилось.

– Сначала прочитайте предложение как оно записано, затем свой вариант.

Нужны ли местоимения в нашей речи?

Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не было двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

9. «Парк Вдохновения»

Какие еще морфологические признаки могут быть у местоимения? На какие вопросы может отвечать? Виды местоимений. (Слайд №5). Правило на странице 165 учебника.

Мы с вами почти уже у цели.

Наше путешествие заканчивается.(Слайд №6)

ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

С. Я. Маршак

Задание: Найти местоимения, определить их разряд.

10. Итог. Рефлексия. (Слайд 6)

Что за часть речи местоимение?

Как изменяется местоимение?

Какова синтаксическая роль местоимения?

На какие разряды делятся местоимения?

Сегодня хорошо работали, мы дошли до города Местоимений, успешно выполнили все задания, преодолели все препятствия. Чары злой колдуньи разрушены и жители волшебной страны счастливы и благодарны нам.

Я довольна, что вы многое знаете, помните и сумели открыть для себя новое, интересное. Чтобы наше путешествие не прошло даром- домашнее задание: §68, упр. 390.

Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”.


Литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Шанского Н. М.


Приложение:

I вариант.

К дубу подошел лось. Он был могучий и красивый. – Первая парта.

Груша упала на землю. Она была совсем зеленая. – Вторая парта.

Диван стоял в доме. Он был деревянный. – Третья парта.

II вариант.

Катя встала на скамейку. Она покачнулась. – Первая парта.

На дереве распустились почки. Они были зеленые. – Вторая парта.

Снег падал в лесу. Он весь искрился. – Третья парта.

III вариант.

Толя подошел к дому. Он был высокий. – Первая парта.

Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал. – Вторая парта.

Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом. – Третья парта.
Автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, пароход, теплоход.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconТема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений
Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconПовторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Местоимение»
Как изменяются местоимения 3 Употреблять местоимения в Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Вопросительные местоимения»...
Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для работы над понятием «Местоимение», познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений;...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка 4 класс ( система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова)
Определите место этой части речи в схеме. Это служебная или самостоятельная часть речи? Можно ли ее отнести к именам?
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «безличные глаголы»
Здравствуйте, ребята! Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Урок русского языка \"Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения\" (6-й класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск