Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»





Скачать 79.41 Kb.
НазваниеУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Дата публикации27.07.2014
Размер79.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т.д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения», тип урока: урок усвоения новых знаний.

Уровень образования школьников: УМК «Школа 2100», 3 класс.

Краткая аннотация:

ЦЕЛИ:

Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Полное описание разработки:

Урок дан в 3ж классе, обучающегося по программе УМК «Школа 2000-2100» (рук. Леонтьев А.А.) В классе обучается 18 человек. По своим учебным возможностям и познавательным интересам выделяются три группы учащихся: группу учащихся с высокими познавательными интересами и учебными возможностями составляет 5 человек (28%); группу учащихся со средними способностями составляет 11 человек (61%); группу учащихся со низкими способностями - 2 человека (11%). Обучаемость в классе 100%, уровень обученности 52%.

В составе УМК программу «Русский язык» представляют авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, программа данных авторов ориентирована на предмет и цели обучения русскому языку в начальной школе.

Урок дан по теме «Понятие о местоимении. Личные местоимения». Данный урок в разделе «Понятие о местоимении» первый. Раздел включает в себя 6 часов и предусматривает изучение понятия о местоимении, личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа, раздельное написание местоимений с предлогами, наблюдение за ролью местоимений в речи, редактирование т.е. замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Структура урока: 1. Чистописание и словарная работа. 2. Постановка и решение проблемной ситуации. 3. Сообщение темы и постановка целей. 4. Открытие нового.

5. Применение новых знаний на практике. 6. Закрепление. 7. Итог.

Реализация целей проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя считаю достаточной. Она включала в себя:

    • рациональную организацию труда учащихся;

    • оформление на доске ключевых моментов;

    • использование текста для редактирования;

    • реализация основных психологических требований,

    • дисциплинированность учащихся;

    • регламентирование времени форм деятельности учащихся

    • подведение промежуточного и общего итогов: завершенность дидактических моментов;

    • объяснением и записью домашнего задания в дневник;

    • выполнение плана урока.



Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной. Она состояла:

    • в отборе содержания учебного материала;

    • осуществление принципа научности;

    • организация самостоятельной работы под руководством учителя;

    • организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;

    • применение способов усвоения учебного материала через устную работу, работу на печатной основе, обучающую самостоятельную работу,

    • в различных видах контроля ЗУН учащихся (индивидуальный устный опрос, письменный опрос).

В целях обеспечения индивидуального подхода учитель предусмотрел выбор содержания учебного материала, дифференциация сложности заданий в соответствии с учебными возможностями, зоной активного развития; определен оптимальный темп деятельности учащихся; применен прием педагогической диагностики обученности учащихся, их затруднений и ошибок.

На данном уроке развивались ОУУН учащихся:

1. На конкретном учебном материале раскрываются применения логических операций:

    • сравнение,

    • классификация

    • систематизация,

    • анализ,

    • выделение главного,

    • обобщение.

2. Формировался у учащихся навык:

    • планирования предстоящих действий,

    • самостоятельная работа,

    • обобщенного способа организации деятельности учащихся

В работе на данном уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемные, словесно-индуктивные, наглядно-индуктивный, словесно-традуктивный, практико-дедуктивные методы. Их применение считаю целесообразным и эффективным с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.

Цели и задачи урока учителем выполнены.

Домашнее задание составляет 1/3 часть объема работы, выполненной в классе.

Работа 5 учащихся оценена в соответствии с нормами устной работы, контроль результативности письменных работ будет осуществлен через проверку тетрадей.

Русский язык

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

3 класс

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цели урока:

Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Чистописание


Написание верхнего и нижнего соединений с гласной о (об ов ог од ож оз ой ок)

III.Словарная работа

На доске карточки со словарными словами с пропущенными буквами


огромный газета осина голубой волшебный

рисунок орех хозяин всегда

1 ряд работает устно с учителем, а 2и 3 ряды записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму.

Работа с 1 рядом:

  • Приготовьте свои карточки, я показываю слово, а вы - пропущенную букву, один из вас дает комментарий по выбору своей буквы (3 слова проговариваются, остальные только показываются).

  • Составьте устно предложения со словом хозяин разные по цели высказывания

Работа 2 и 3 рядов проверяется после сбора тетрадей.

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.

  • Какое получилось слово? (прикрепляется карточка со словом горох). Запишите его с комментированием.

  • Подумайте над лексическим значением этого слова. Горох – это растение семейства бобовых.

  • Давайте назовем грамматические признаки слова горох. (им. сущ., неодуш., м.р., ед.ч.)

IV.Постановка и решение проблемной ситуации


  • Составим предложение со словом горох. Что такое горох? (Горох - это растение). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).

  • Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 у доски)

  • Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски)

  • Прочитайте получившийся текст.

  • Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)

  • Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)

  • Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:


МЕСТО

ИМЕНИ


- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)


МЕСТОИМЕНИЕ

V.Сообщение темы и постановка целей урока


- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

  • Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
          1. Открытие нового.

  • Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 290, 291 на стр. 56 вашего учебника.

1
сам. работа (1 мин.)
ряд – упр.291.

2 и 3 ряд – упр.290.

  • Проверяем упр.290. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.

  • Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова которые они заменяют)

  • Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

  • Прочитайте вывод в учебнике на стр. 196. Это определение надо выучить к следующему уроку.

  • Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

  • На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?

  • Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка ?МЕСТ = ?СУЩ)

  • Мы переходим к реализации следующей цели: формирование навыка употребления местоимения, т.е. формированию наших лингвистических компетенций.

  • К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

  • Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

  • На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед.числа.

  • Если я иду с Сашей, то как скажем о себе? (мы)

  • Я беседую с Гошей. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

  • При беседе с Гошей и Настей я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

  • Каким местоимением можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко?

  • Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)

VI.Применение новых знаний на практике


- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 293. упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

VII.Закрепление


  • Переходим к закреплению. Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции.

  • Я приготовила текст для редактирования. Запишите название этого текста в тетради «Обезьяны». Прочитайте текст. Подумайте какие предложения надо редактировать и почему. (под комментирование учащегося)

VIII.Итог


  • Какая задача стояла перед нами на уроке?

  • Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке продолжим формирование наших лингвистических компетенций при употреблении местоимений с предлогами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconТема: Понятие о местоимении (урок – путешествия) Тип урока
Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Вопросительные местоимения»...
Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с...
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)
Осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка»
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема...
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск