Скачать 108.12 Kb.
|
7 «А» класс Дата ___________ Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний и умение применять их. Задачи: -отрабатывать умения находить местоимения в речи, определять их разряды и характеризовать их; -развивать умения редактировать текст с неправильным употреблением местоимений; - развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления; - развитие интереса к русскому языку; - формирование способности учеников к деловому общению друг с другом, учителем, развитие личности и межличностных отношений; Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями Тип урока: обобщение и систематизация знаний Форма проведения урока : урок-путешествие Формы обучения: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации, диалог. Приемы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка. Методы обучения: частично-поисковый наглядно-иллюстративный. Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор Используемые технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, традиционная с элементами развивающего обучения Ход урока
- Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
- Сегодня у нас необычный урок . Мы совершим путешествие в страну Выученных уроков.
Такой страны нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. В ней есть острова знаний, вершины успехов. Сегодня мы совершим путешествие на один из городов ваших знаний, а название его прозвучит в басне Н. Мизина. Для него всё миропониманье Сосредоточилось вполне В местоимении со знаком восклицанья: Я! Меня! Мне! Мною! Обо мне! Величину такую не окинешь оком, Вот разве что под… микроскопом! Название города – Местоимение. Какого человека высмеял баснописец? (Самовлюблённого, нескромного,эгоистичного.) Какие местоимения прозвучали в «Грамматике безумного самовлюблённого»? (Личные.) А мы с вами будем жить и работать по принципу: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» Эти слова – девиз нашего урока, ведь «врозь, хоть брось». Итак, откройте свои маршрутные листы. Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке. Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения). -Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»
(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой".В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.) -Обозначьте части речи в этом предложении.
- А как вы думаете, зачем мы изучаем эту часть речи? Почему необходимо серьёзное и вдумчивое изучение местоимений? - по частоте употребления занимает одно из первых мест; - помогают понять многообразие и гибкость нашего языка.
2. Викторина
3. Игра. Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями. – Кто сегодня опоздал? ( Никто). – Какой пример тебя затруднил? (Никакой). – Чей ответ был плохим? (Ничей). – Кого винить, если сам виноват? (Некого). – Что исправить, если нет ошибок? (Нечего). Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением. - Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто). - Кто ваш друг? ( Кто-то, некто). - С кем любите проводить свободное время? (С кем-то). По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним, насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.) Наша первая остановка – терминологический диктант 4. Терминологический диктант: 1) это местоимение не имеет формы именительного падежа (возвратное) 2) это местоимение обращает внимание на количество, названное ранее (указательное) 3) это местоимение имеет форму 3 лица (личное) 4) это местоимение отвечает на вопрос «чей?» (притяжательное) 5) это местоимение можно встретить только в сложном предложении (относительное) - Самопроверка: учитель называет ответы, ученик за верный ответ ставит +, за неверный ответ ставит -. Оценка выставляется по сумме плюсов.
1. Остановка «Площадь Разрядных Звезд» -А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Терминологический диктант открыл нам дорогу в мир местоимений. Наша вторая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне И. Крылова. (Её тексты на столах) Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:
отвечает на вопрос какой? (такой)
- Взаимопроверка по слайду. (Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист) 2. Индивидуальная работа. Тренажер по теме «Разряды местоимений»(2 обучающихся) 3. Остановка «Перекресток орфограмм» Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм. Изучив местоимения, мы уверенно можем сказать: не всё просто в этой части речи. Особенно с орфографией. Все ли местоимения имеют орфографические «заморочки»? - Вспомним основное правило правописание местоимений с предлогами. - А что мы узнали о правописании отрицательных и неопределенных местоимений? 1) Графический диктант / - слитно _ - раздельно - - через дефис
Ничего не слышать, ни с чьей стороны, каких-нибудь претензий, несколько лет, не с чем сравнивать, чей-то голос, в некоторых делах, ни за что на свете, кое-кто призадумался, никто не позаботился. 2) Тест Во время этой остановки вам предлагается еще и тест. Проверьте себя. Заполним маршрутный лист. 4. Остановка «Дворец правильной речи» Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (звучит стихотворение «Такая в общем история…») Такая ,в общем, история. Жил-был этот, как его. Ну и значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был ещё один чудак- Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так Сказать. А жену звали Ну... А соседа звали Это... А его родители- Видишь ли и Видите ли... И ещё какой-то Э-э-э Жил на верхнем этаже... И дружили они все... Ну и значит, и вообще!.. (Э.Мошковская) -Вы обратили внимание, какое это стихотворение по характеру? (юмористическое) -Ничего оно вам не напоминает? (Хорошо, что мы замечаем подобные погрешности, будем стараться их исправлять). Но посмотрим на него с точки зрения морфологии. -Назовите местоимения? - Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения) Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. (презентация) I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.
II слайд. Проверь себя. III слайд. Отредактируй предложения с местоимениями. (исправь двусмысленность)
Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. IVслайд. Проверь себя. (+заполни лист) 5. Остановка «Лексические «изюминки» Изучая местоимения, мы много времени уделяли работе с фразеологизмами, которые включают в себя местоимения 1)Подберите наибольшее количество фразеологизмов, включающих местоимения каждого разряда (в любом роде, числе и падеже). Например: личное (только его и видели); возвратное (постоять за себя); притяжательное (своим умом жить); указательное (не без этого); неопределённое (каким-то чудом); отрицательное (ничего подобного). ( не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме) 2) Дать лексическое толкование: 1) прийти в себя (опомниться) 2) и был таков (исчез) 3) сам себе хозяин (самостоятельный) 4) кто куда (вразброд) 5) всего ничего (мало) Самопроверка 3) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. (На чужой сторонушке рад своей воронушке. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Кто много знает, тот плохо спит Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не учи плясать, я и сам скоморох! К чему рук не приложит, все кипит. У него дело как гусли идет. Что упало, то пропало.) 4) Запишите названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. «Сам себе режиссер» «Пока все дома» «Жди меня» «Вы очевидец» «Самый умный» «Эти забавные животные» «Мы» «Кто хочет стать миллионером» «Наш сад» «Своя игра» «Кино, которое было» 6. Проверочная работа Итак, ребята, мы оказались вместе на самом сложном уровне – «ТЕСТ» . Вы должны понимать, что нужно не только грамотно научиться писать местоимения, но и хорошо знать теоретический материал, для того чтобы справиться заданиями ЕГЭ в 11 классе IV. Домашнее задание: Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями. Поэтому домашнее задание по выбору:
V. Подведение итогов
Сейчас оценим события дня. Это очень важная часть нашего дня – понять, что он нам принес
Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок. Галина Владимировна . (Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)
В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Смотр знаний. Местоимение. Обобщение изученного в теме: «Местоимение» | Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | ||
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности | Урок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь» Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления | ||
Урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» | Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час) | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного... Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности | ||
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное" На уроках мы с вами разгадывали многие загадки этой удивительной страны. Сегодня нам предстоит еще раз вспомнить все, о чем мы говорили.... | Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | ||
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | Конспект урока обобщение изученного материала по теме «Местоимение»... Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разноуровневые карточки, таблицы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение» | Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») |