Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»





Скачать 108.12 Kb.
НазваниеУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Дата публикации27.07.2014
Размер108.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
7 «А» класс
Дата ___________ Урок русского языка

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»


Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний и умение применять их.
Задачи:

-отрабатывать умения находить местоимения в речи, определять их разряды и характеризовать их;

-развивать умения редактировать текст с неправильным употреблением местоимений;

- развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления;

- развитие интереса к русскому языку;

- формирование способности учеников к деловому общению друг с другом, учителем, развитие

личности и межличностных отношений;

Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения урока : урок-путешествие

Формы обучения: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации, диалог.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Методы обучения: частично-поисковый наглядно-иллюстративный.

Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор

Используемые технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, традиционная с элементами развивающего обучения


Ход урока


  1. Организационный момент. Рефлексия.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

  1. Актуализация опорных знаний.

    1. Вступительная беседа. Целеполагание

- Сегодня у нас необычный урок . Мы совершим путешествие в страну Выученных уроков.

  • Как вы думаете, что это за страна?(ответы обучающихся)

Такой страны нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. В ней есть острова знаний, вершины успехов. Сегодня мы совершим путешествие на один из городов ваших знаний, а название его прозвучит в басне Н. Мизина.

Для него всё миропониманье

Сосредоточилось вполне

В местоимении со знаком восклицанья:

Я! Меня! Мне! Мною! Обо мне!

Величину такую не окинешь оком,

Вот разве что под… микроскопом!
Название города – Местоимение.

Какого человека высмеял баснописец? (Самовлюблённого, нескромного,эгоистичного.)

Какие местоимения прозвучали в «Грамматике безумного самовлюблённого»? (Личные.)

А мы с вами будем жить и работать по принципу: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Эти слова – девиз нашего урока, ведь «врозь, хоть брось». Итак, откройте свои маршрутные листы. Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке. Каковы цели урока?

(Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

-Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»

  • Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

  • Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой".В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.)
-Обозначьте части речи в этом предложении.


  • Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений: он, я, этот, весь, они, она, мы, ты, тот, вы, свой, который. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

- А как вы думаете, зачем мы изучаем эту часть речи? Почему необходимо серьёзное и вдумчивое изучение местоимений?

- по частоте употребления занимает одно из первых мест;

- помогают понять многообразие и гибкость нашего языка.


  • Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

2. Викторина


  1. Можно ли к местоимениям 1 и 2 лица задать вопрос ЧТО? (Нет, ведь эти местоимения указывают на говорящего)

  2. Можно ли к местоимениям 3 лица задать вопрос КТО? (Можно) А какой еще можно задать вопрос? (ЧТО?)

  3. Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет)

  4. К какому разряду относится только одно местоимение? (Возвратное СЕБЯ)

  5. Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз? (Он - но)

  6. Можно ли, не изменяя корня слова, изменить личные местоимения по падежам? (Нельзя. Личные местоимения, переходя в косвенные падежи, меняют корень, то есть изменяется при склонении все слово)

  7. Можно ли сказать так и почему? Увидел нее, посмотрел на ее. ( Нет. К личным местоимениям 3 лица Н прибавляется после предлога. Можно сказать: увидел ее, посмотрел на нее)

  8. Можно ли незнакомому человеку сказать: «Как тебя зовут, дядя?» (Нет. К незнакомому человеку принято обращаться на Вы)

  9. Можно ли, рассказывая о школьных делах, сказать так: Она велела мне дать дневник и вызвала родителей. А я сказал, что она не может прийти, так как работает в это время. (Нет. Говоря о человеке, невежливо не называть его по имени)


3. Игра.

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).

Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).

По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним, насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.) Наша первая остановка – терминологический диктант

4. Терминологический диктант:

1) это местоимение не имеет формы именительного падежа (возвратное)

2) это местоимение обращает внимание на количество, названное ранее (указательное)

3) это местоимение имеет форму 3 лица (личное)

4) это местоимение отвечает на вопрос «чей?» (притяжательное)

5) это местоимение можно встретить только в сложном предложении (относительное)

- Самопроверка: учитель называет ответы, ученик за верный ответ ставит +, за неверный ответ ставит -. Оценка выставляется по сумме плюсов.


  1. Формирование практических умений и навыков

1. Остановка «Площадь Разрядных Звезд»

-А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Терминологический диктант открыл нам дорогу в мир местоимений. Наша вторая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне

И. Крылова. (Её тексты на столах)

Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:

  1. личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. (у нас)

  2. указательное местоимение м. р., ед. ч.

отвечает на вопрос какой? (такой)

  1. притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. (твой)

  2. возвратное местоимение в Т. п. (собою)

  3. определительное местоимение во мн. ч., В. п. (на всех)

- Взаимопроверка по слайду.
(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)

2. Индивидуальная работа. Тренажер по теме «Разряды местоимений»(2 обучающихся)

3. Остановка «Перекресток орфограмм»
Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм. Изучив местоимения, мы уверенно можем сказать: не всё просто в этой части речи. Особенно с орфографией. Все ли местоимения имеют орфографические «заморочки»?

- Вспомним основное правило правописание местоимений с предлогами.

- А что мы узнали о правописании отрицательных и неопределенных местоимений?
1) Графический диктант

/ - слитно

_ - раздельно

- - через дефис


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



/



_


-


/


_


-


/


_


-


/


Ничего не слышать, ни с чьей стороны, каких-нибудь претензий, несколько лет, не с чем сравнивать, чей-то голос, в некоторых делах, ни за что на свете, кое-кто призадумался, никто не позаботился.
2) Тест
Во время этой остановки вам предлагается еще и тест. Проверьте себя. Заполним маршрутный лист.
4. Остановка «Дворец правильной речи»

Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом

(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)
Такая ,в общем, история.

Жил-был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну...

А соседа звали Это...

А его родители-

Видишь ли и Видите ли...

И ещё какой-то Э-э-э

Жил на верхнем этаже... И дружили они все...

Ну и значит, и вообще!..

(Э.Мошковская)

-Вы обратили внимание, какое это стихотворение по характеру?

(юмористическое)

-Ничего оно вам не напоминает? (Хорошо, что мы замечаем подобные погрешности, будем стараться их исправлять).

Но посмотрим на него с точки зрения морфологии.
-Назовите местоимения?

- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

(презентация)

I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

    • Чего ты делаешь сегодня вечером?

    • Сколько много интересного вокруг?

    • Какие твои планы на завтра?

    • С какого ты года рождения?

    • Сколько время?


II слайд. Проверь себя.
III слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.

(исправь двусмысленность)

  1. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

  2. Велосипед стоял около забора. Он был старый.

  3. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

  4. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

  5. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
IVслайд. Проверь себя. (+заполни лист)

5. Остановка «Лексические «изюминки»
Изучая местоимения, мы много времени уделяли работе с фразеологизмами, которые включают в себя местоимения

1)Подберите наибольшее количество фразеологизмов, включающих местоимения каждого разряда (в любом роде, числе и падеже). Например: личное (только его и видели); возвратное (постоять за себя); притяжательное (своим умом жить); указательное (не без этого); неопределённое (каким-то чудом); отрицательное (ничего подобного). ( не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме)



2) Дать лексическое толкование:

1) прийти в себя (опомниться)

2) и был таков (исчез)

3) сам себе хозяин (самостоятельный)

4) кто куда (вразброд)

5) всего ничего (мало)

Самопроверка
3) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.

(На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

Кто много знает, тот плохо спит

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не учи плясать, я и сам скоморох!

К чему рук не приложит, все кипит.

У него дело как гусли идет.

Что упало, то пропало.)
4) Запишите названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.

«Сам себе режиссер»

«Пока все дома»

«Жди меня»

«Вы очевидец»

«Самый умный»

«Эти забавные животные»

«Мы»

«Кто хочет стать миллионером»

«Наш сад»

«Своя игра»

«Кино, которое было»
6. Проверочная работа

Итак, ребята, мы оказались вместе на самом сложном уровне – «ТЕСТ» . Вы должны понимать, что нужно не только грамотно научиться писать местоимения, но и хорошо знать теоретический материал, для того чтобы справиться заданиями ЕГЭ в 11 классе
IV. Домашнее задание:

Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.

Поэтому домашнее задание по выбору:

  • написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»



V. Подведение итогов

    1. Оценивание работы обучающихся

Сейчас оценим события дня. Это очень важная часть нашего дня – понять, что он нам принес


  • Оцените свою работу на уроке

  • Посчитайте свой средний балл

  • Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой

    1. Рефлексия



  • А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.

Галина Владимировна .
(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)


  • А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?

В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Смотр знаний. Местоимение. Обобщение изученного в теме: «Местоимение»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи»
Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час)
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
На уроках мы с вами разгадывали многие загадки этой удивительной страны. Сегодня нам предстоит еще раз вспомнить все, о чем мы говорили....
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconКонспект урока обобщение изученного материала по теме «Местоимение»...
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разноуровневые карточки, таблицы
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск