Скачать 44.29 Kb.
|
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка». 2-й урок по теме. Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме». Обучающие задачи: 1.Привить навык свободно ориентироваться в сложном мире научной лингвистической терминологии. 2. Закрепить умение пользоваться словарями разных типов; 3. Научить отбирать нужный иллюстративный материал для подтверждения теоретических сведений. Развивающие задачи: 1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.
Воспитывающие задачи:
Тип урока: урок- исследование. Форма проведения урока: работа в парах. Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная система голосования «Verdikt», карточки-задания, раздаточный материал (тексты для исследования) таблицы для заполнения, лингвистические словари разных типов, презентация основных положений урока, выполненная в программе Power Point. Ход урока Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы П.Мериме 1. Организационный момент урока (1 мин.). Сегодня мы продолжаем исследовательскую работу. Вам предстоит овладеть новым умением: систематизировать научный материал. Постановка задач урока. Познакомьтесь с научными материалами, которые вам необходимо исследовать. Перед вами таблицы. Вы заполните их в ходе исследования. Вам разрешается обсуждать задания с соседом по парте. 2. Тестирование по теме «Лингвистическая терминология по разделу «Лексика» в электронной системе голосования «Verdikt». (7мин). 3. Задание №1. Рассмотрите таблицу №1. Расскажите о словарном богатстве русского языка, используя табличные данные (10мин.) Все последующие задания учащиеся выполняют, выделяя нужные слова с помощью «умного пера» на интерактивной доске, а затем заполняют таблицы. 4. Задание №2. Найдите в тексте однозначные и многозначные слова. Заполните таблицу примерами (3мин). Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река, Как играют алмазы, как играет вино, Как играть без отказа иногда суждено. Б. Пастернак 5. Задание №3.Найдите слова с прямым и переносным значением(3мин.) Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни. Н.Рубцов. 6. Физкультминутка. Построена на основе устаревших слов: десница, шуйца, персты, перси, чрево, чело, выя, перси, ланиты, очи, вежды (1мин.) 7. Задание №4. Найдите в тексте синонимы, впишите примеры в таблицу (3мин.) «Почему всегда пишут о человеке — худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой — и мало ли какие еще». К.Чуковский.
Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть – осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили, куда попало, им за это и попало. Я.Козловский. 9. Задание №6. Впишите в таблицу найденные в тексте антонимы (3мин.) И смерть и жизнь – родные бездны: Они подобны и равны, Друг другу чужды и любезны, Одна в другой отражены. Одна другую углубляет, Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет Своею волею навек. Д. Мережковский. 10. Задание №7. Найдите в тексте диалектизмы (3 мин.) Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я, там всегда бывало суготно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка. 11. Задание №8. Заполните таблицу собственными примерами неологизмов, профессионализмов, устаревших и общеупотребительных слов. В случае затруднения обратитесь к словарям (5мин.) 12. Задание №9. Известную вам лексику, связанную с компьютерными технологиями распределите по ячейкам таблицы (3мин.). 13. Подведение итогов урока. Отметить наиболее активных учеников. Выставить оценки (1мин.) 14. Домашнее задание. Дополнить таблицы собственными примерами из художественной и научной литературы. Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лыбанева З.О. |
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка» Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема... | ||
Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему:... «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Тема урока Кол ча-сов ... | Конспект урока русского языка по теме Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Конспект урока русского языка Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «безличные глаголы» Здравствуйте, ребята! Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского... |