Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи»





Скачать 151.71 Kb.
НазваниеУрок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи»
Дата публикации06.07.2014
Размер151.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Ведущий модуль: «Глагол» (6 класс).
Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час).
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами
учащиеся должны знать:
- наклонения глагола, их грамматические значения, употребление;

- особенности изменения разноспрягаемых глаголов;

- о значениях, выражаемых безымянными глаголами;

- о способах образования глаголов.
должны уметь:

- правильно употреблять глаголы в речи (возвратные, разноспрягаемые, безличные);

- образовывать и употреблять формы трёх наклонений;

- определять переходность и непереходность глаголов;

- правильно писать окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов.


Учебные элементы

Учебные материалы



Руководство по усвоению учебного материала

УЭ 1

Входной контроль.

Цель: проверить готовность к восприятию модуля.

Выполняется в тетради (10мин).

1 вариант

2 вариант

1. Укажите неверное утверждение:

А. Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

Б. Глаголы изменяются по временам.

В. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.

2. Найдите глаголы СВ:

а) найти; в) доказать;

б) бить; г) отдыхать.

2. Найдите глаголы НВ:

а) изобретать; в) прятаться;

б) купить; г) пожелтеть.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.

3. Укажите предложения с переходными глаголами.

А. Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б. Мужество рождается в борьбе.

В. Верить в победу добра и справедливости.

3. Укажите предложения с непереходными глаголами:

А. Я ничего не хочу.

Б. Бороться за мир во всём мире.

В. Красота спасёт мир.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.

4. Укажите глаголы в повелительном наклонении:

а) б)

Расскажи о том, что было,

в) г)

будет, есть.

4. Укажите глаголы в будущем времени:

а) б) в) г)

Расскажи о том, что было, будет, есть.


Внесите балл за правильный ответ в таблицу.


Внесите балл за правильный ответ в таблицу.



5. Укажите безличные глаголы:

а) светает;

б) загорается;

в) вечереет.

5. Укажите безличные глаголы:

а) волнуется;

б) не спится;

в) не спит.

6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении:

Лес не только уч..т, но и переучивает.

а) В 1 слове е, во 2-м – и.

б) В 1 слове и, во 2-м – е.

в) В обоих словах е.

г) В обоих словах и.


6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении:

Ветер крепко ду..т и гон..т тучи по небу.

а) В 1 слове е, во 2-м – и.

б) В 1 слове и, во 2-м – е.

в) В обоих словах е.

г) В обоих словах и.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




7. В каком из слов данных предложений нужен ь?

Над водой клубит..ся туман.

Туман начинает клубит..ся по над водой.

а) В обоих словах нужен ь.

б) В обоих словах не нужен ь.

в) В 1-м слове нужен ь.

г) Во 2-м слове нужен ь.

7. В каком из слов данных предложений нужен ь?

Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.

а) В обоих словах нужен ь.

б) В обоих словах не нужен ь.

в) В 1-м слове нужен ь.

г) Во 2-м слове нужен ь.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно:

а) Ребята, (не) трогайте гнёзда птиц.

б) Я бы (не) жалел о потраченном времени на чтение книг.

в) Всю ночь (не) истовствовал ураган.


8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно:

а) Ребята, (не) разрушайте муравейники.

б) Я бы (не) повторял ошибки своих друзей.

в) Петя (не) доумевал, как это могло случиться.


Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений.

Выберите правильный ответ.

1. Если вы его окликн..те, то он не отзовётся.

2. Ребята, окликн..те Васю.

А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и.

Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е.

В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и.

Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е.

9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений.

Выберите правильный ответ.

1. Выйд..те через калитку!.

2. Когда выйд..те, поверните направо.

А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и.

Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е.

В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и.

Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-:

а) продл..вать;

б) воспит..вать;

в) совет..вать;

г) чувств..вать.

10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-:

а) наста..вать;

б) забол..вать;

в) присутств..вать;

г) рис..вать.

Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




11. Укажите разноспрягаемые глаголы:

а) искать;

б) гнать;

в) дать;

г) хотеть.

11. Укажите разноспрягаемые глаголы:

а) бежать;

б) кушать;

в) лечь;

г) есть.


Внесите балл за правильный ответ в таблицу.




Инструкция № 1.

1. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

2. Если ответ неверный или сделана ошибка хотя бы в одном слове – 0 баллов.

3. Если вы допустили ошибку в № 1, выполняйте УЭ 2

№ 2 - УЭ 3

№ 3 - УЭ 4

№ 4 - УЭ 5

№ 5 - УЭ 5

№ 6 - УЭ 5

№ 7 - УЭ 5

№ 8 - УЭ 5

№ 9 - УЭ 5

№ 10 - УЭ 5

№ 11 - УЭ 5
За каждое правильно выполненное задание ставьте себе 1 балл в карточку учёта.
4. Если же вы выполнили УЭ 1 без ошибок, то приступайте к выполнению УЭ 13.

Заполните карточку учёта.

УЭ 2

Цель: актуализировать знания по теме «Определение глагола как части речи и его морфологические признаки».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;

2) укажите правильный ответ:

Глагол – часть речи, не имеющая следующего признака:

а) падежа;

б) лица;

в) наклонения;

г) вида.
Сверьте свой ответ с приложением № 2. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз параграф и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно (2мин).

УЭ 3

Цель: актуализировать знания по теме «Вид глагола».
Прочитайте правило: если глагол отвечает на вопрос что делать?, то это глагол несовершенного вида;

если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то это глагол совершенного вида.
Задание. Выпишите из предложения глаголы несовершенного вида:

Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья.
Сверьте свой ответ с приложением № 3.

Если ответ ошибочный, то обратитесь за помощью к учителю.

Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 4

Цель: актуализировать знания по теме «Переходные и непереходные глаголы».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;

2) рассмотрите пример с образцом рассуждения:

Люблю грозу в начале мая. Люблю – сочет. С сущ. грозу (В.п. без предлога), значит, переходный глагол.
3) Выполните упражнение:

Желтели листья на деревьях.
Выпишите из предложения глагол и укажите, он переходный или непереходный.

Сверьте свой ответ с приложением № 4. Приступайте к УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 5

Цель: актуализировать знания по теме «Наклонения глаголов».
Задание:
1) прочитайте правило в учебнике;

2) выполните задание: укажите глагол в повелительном наклонении:
Не смейте забывать учителей,

Ведь лучшее всё в нас –

От их усилий:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.
Сверьте свой ответ с приложением № 5.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 5.


Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 6

Цель: актуализировать знания по теме «Безличные глаголы».
Задание:
1) прочитайте правило в учебнике;

2) выполните упражнение:

найдите безличный глагол в предложении, определите, в какой форме он употреблён.

К утру посвежело.
Сверьте свой ответ с приложением № 6.

Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 6.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 7

Цель: актуализировать знания по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Задание:
1) вспомните правило написания безударных личных окончаний глаголов:

1. Если глагол имеет приставку вы-, то попытайтесь отбросить её. Если без приставки ударение падает на окончание, то пишите полученную букву. Если ударение не падает на окончание, то выполняйте задание 2.

2. Поставьте глагол в начальную форму (сохранить вид).

3. Определите по суффиксу спряжение.

4. Если I спр. – в окончании е, ут, ют. Если II спр. – и, ат, ят.
2) выберите правильный ответ (е или и в окончаниях глаголов 3-го лица ).

а) б) в) г)

рассвета..т е и и е

осмотр..т и и е и

пряч..тся е е и е

завис..т е и е и
Сверьте свой ответ с приложением № 7. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 7. Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(5мин).

УЭ 8

Цель: актуализировать знания по теме «ь в глаголах».
Задание:
1) вспомните правило: Ь пишется в глаголах – II л. ед.ч. (ешь, ишь)

- начал. формы (беречь, купаться)

- повелит. накл.

в ед. мн. ч. (режь - режьте, сядь - сядьте)
2) выполните упражнение:

вставить где следует ь в глаголах отреж.., отреж..те, радоват..ся, купает..ся, позвониш.., придумаеш.. .
Сверьте свой ответ с приложением № 8.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учета в УЭ 8.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 9

Цель: актуализировать знания по теме «НЕ с глаголами».
Задание:
1) вспомните правило: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глагол без не не употребляется;

2) рассмотрите пример с образцом рассуждения:

негодовать – пишется слитно с не, т.к. нет слова «годовать»,

не_поехал в гостиницу – пишется раздельно с не, т.к. употребляется глагол «поехал»;
3) выполните упражнение: раскрыть скобки:

а) (не) забудь об экскурсии;

б) (не) посоветовался с другом;

в) (не) здоровилось поутру.
Сверьте свой ответ с приложением № 9.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 9.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 10

Цель: актуализировать знания по теме «Различение на письме форм изъявительного и повелительного наклонения».
Задание:
1) рассмотрите примеры рассуждений:

Выйдите из комнаты!

Выйдите – повел.накл.

Когда выйдете, прикройте дверь.
Выйдете – будущ.вр., изъявит.накл.;

выйти – I спр., значит, в окончании пишется е.
Когда выходите из автобуса, будьте осторожны.

выходите – наст.вр., изъявит. накл.;

выходить – II спр., значит, в окончании пишется и.
3) выполните задание: вставьте букву в глаголах

Выбер..те себе книгу поинтереснее.

Когда выбер..те, дайте почитать своему другу.
Сверьте свой ответ с приложением № 10.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 10.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(2мин).

УЭ 11

Цель: актуализировать знания по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов».
Задание: 1) прочитайте алгоритм (порядок рассуждения).
Алгоритм.
1. Если поставить глагол в форму 1 лица ед. ч., то
суффикс

не выпадает выпадает

-ова- (-ева-)

2. Поставить ударение в глаголе.




безударный суффикс

ударный суффикс

-ыва- (-ива-)

3. Суффикс –ва-, а перед суффиксом стоит другой суффикс (того глагола, от которого произошёл данный глагол) или часть корня.

2) рассмотрите пример:

Танцевать – я танцую (выпадает суффикс, значит, -ова- (-ева-)).

Наливать – я наливаю (суффикс не выпадает, значит, это или суффикс ыва (ива) или ва; ударение падает на суффикс, значит, ва, перед ним пишется буква и, т.к. корень – налить).
3) выполните упражнение:

Воспит...вать

Запечатл..вать

Закр..вать.
Сверьте свой ответ с приложением № 11.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 11.

Приступайте к выполнению УЭ 13.

Выполняется в тетради самостоятельно(3мин).

УЭ 12

Цель: актуализировать знания по теме «Разноспрягаемые глаголы».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;

2) выполните задание УЭ 1 № 11, другой вариант.

Сверьте свой ответ с приложением № 12.

Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 12.

Приступайте к выполнению УЭ 13.


Выполняется в тетради самостоятельно (3мин).
Проверяется через графопроектор.

Оценку выставляет ученик в карточку учёта.

УЭ 13

Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов».
Задание:
Вставьте пропущенные буквы в окончаниях и суффиксах глаголов и расставьте знаки препинания.
Начина..т светать и пробужда..тся природа. Просыпаются птицы и расп..вают на все лады. Хоч..тся вдохнуть свежести и ты выход..шь из дома. Ещё прохладно но ты с наслаждением идёшь босиком по мокрой траве. Пахн..т сыростью но дыш..тся легко. Если вам посчастлив..тся то вы увид..те белочку. Встреча с этим зверьком подним..т вам настроение.

Выйд..те из дома и почувствуйте прелесть раннего утра!
Проверьте свою работу через графопроектор.

Поставьте себе оценку:

0 ошибок – «5»,

1-2 ошибки – «4»,

3-4 ошибки – «3»,

5 и более ошибок – «2».

Приступайте к выполнению УЭ 14.

Выполняется в тетради самостоятельно(5мин).

УЭ 14

Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание ь в различных частях речи».
Задание:
Вставьте, где это необходимо, ь.

Помощ.., рассеч.., плащ.., свеж.., колюч.., струит..ся (река), намаж.., выгониш.., раздуеш.., помоч.., согрет..ся, надеят..ся, надеют..ся, степ.., воз..му, познаком.., познаком..ся, пахуч.., спряч.., спряч..тесь, спряч..ся, спряч..те, вееш.., вращаеш.. .
Выпишите через запятую номера тех слов, где ь не нужен. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.

Приступайте к выполнению УЭ 15.

Выполняется на листочке(5мин)..

Оцените работу соседа:

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

3 ошибки – «2».

УЭ 15

Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Не с различными частями речи».
Задание:
Спишите в тетрадь, раскрывая скобки.

1. Машины скрылись в (не) проглядной яме.

2. С первыми оттепелями раздаётся (не) грустное, а весёлое щебетание воробьёв.

3. Я (не) хочу пропускать занятия.

4. Овраг (не) глубокий, но широкий.

5. (Не) решительность вратаря привела к проигрышу.

6. Сестра купила (недорогую) игрушку.
Выпишите номера тех предложений, где не пишется слитно со словом, на листочек и сдайте учителю.

Приступайте к УЭ 16.

Выполняется в тетради(5мин).
Записывается на листочке, сдаётся учителю.

УЭ 16

Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях.
Задание:
1) составьте 3 предложения с глаголами: перебрасывались, закутывались,

разгорался;
2) придумайте глагол по его морфологическим признакам: несовершенного

вида, непереходный, стоит в прошедшем времени, мужском роде, единственном числе. Составьте с ним сложное предложение.
Приступайте к УЭ 17.

Выполняется в тетради(5мин).

Проверяется учителем.

УЭ 17

Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях.
Задание:
!) Составьте миниатюру (6-7 предложений) на тему «Весна пришла!»
2) Используйте в тексте глаголы разных наклонений, подчеркните окончание глаголов.
Приступайте к выполнению УЭ 18.

Выполняется в тетради(5мин).

Проверяется учителем.

УЭ 18

Выходной контроль.
Цель: оценить уровень подготовки к контрольному диктанту, уровень усвоения всей темы.
Задание:

напишите проверочный диктант.

Выполняется в тетради(15мин).

Проверяется учителем.


Приложение № 1.

УЭ 1

I вариант II вариант

1. В 1. В

2. а), в) 2. а), в)

3. А 3. Б

4. а) 4. в)

5. а), в) 5. б)

6. Б. 6. А

7. Г. 7. В

8. А, Б 8. А, Б

9. А 9. Б.

10. в), г) 10. в), г)

11. в), г)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»
Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы...
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного...
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»
Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного....
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconГлагол как часть речи
Повторение изученного о глаголе. Чтение теории учебника, составление опорной записи в тетрадях. Работа в группах по 3 человека, защита...
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconНазвание работы: «Разработка урока по русскому языку с применением...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
«Русский язык» для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconТема: Повторение изученного по теме: «Глагол» иморфологический разбор глагола
Цель: закрепить знания о морфологических признаках глагола, умение правильно их определять, создание целостного представления о глаголе...
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconЛайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» iconПовторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Местоимение»
Как изменяются местоимения 3 Употреблять местоимения в Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск