Скачать 67.05 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» Открытый урок русского языка в 4 классе Тема: Путешествие по стране Глаголов Провела: учитель начальных классов Шумова Е. М. г.о. Саранск 2012 г. Предмет, класс: русский язык, 4 класс Тема урока: Путешествие по стране Глаголов Тип урока: урок - путешествие Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» Задачи урока: - закрепить умение определять морфологические признаки глагола, - закрепить орфограммы «Безударные личные окончания глаголов», - закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола «- Тся и - ться в глаголах», - развивать речь детей, прививать любовь к русскому языку, - развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать. Оборудование:
Ход урока. 1. Организационный момент Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!) - Дайте определение глагола как части речи. - Что нового мы узнали на предыдущих уроках о глаголе? - Чему научились? - Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. В этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, сказка. Звучит мелодия «В гостях у сказки» 2. Систематизация знаний и умений учащихся. В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и был у него большой город. В этом городе было много жителей, которые жили на станции Словарной, площади Неопределённой, переулке Окончаний, улице Врёмен, поляне Отдыха, бульваре Спряжений, проспекте Наклонений. В эту сказочную страну могли попасть только те, кто успешно выполнял все задания короля. С заданиями от самого короля этого города мы сегодня и будем работать на уроке. Нам предстоит побывать на различных участках этого города и выполнить все их задания. Итак, начинаем наше путешествие. Станция Словарная Дежурный, желать, желтый, завтрак, мороз, обед, ответ, поздравляю, праздник, рассказ, ужин, черный, чувство, - Почему эти слова называем словарными? - Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове, отметьте часть слова с орфограммой. - Образуйте от этих слов глаголы. (дежурить, желать, желтеть, завтракать, морозить, обедать, поздравлять, праздновать, рассказывать, ужинать, чернеть, чувствовать). - Какая часть слова встречается только в глаголах? - Выделите основу глаголов. Что вы знаете о ней? Площадь Неопределённой формы - Что такое неопределённая форма глагола? (она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода) Замените фразеологизмы из левого столбика глаголами в неопределённой форме из правого столбика. Задирать нос взволновать забегать вперёд преувеличивать задеть за живое важничать делать из мухи слона не замечать смотреть сквозь пальцы бездельничать бить баклуши торопиться (спешить) - Глаголы неопределённой формы имеют два вида – совершенный и несовершенный. Давайте поиграем в игру «Что делать? Что сделать?». Играют 2 команды (мальчики и девочки). Девочки поднимают руки, если слышат глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», мальчики – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?». (Учитель называет слова: строить, нарисовать, закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать Бульвар Спряжений - Расскажите о спряжении глаголов. ( Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. - Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как их называем? (Глаголы-исключения.) - Давайте их вспомним. Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть и смотреть. Гнать, держать, слышать, дышать. Брить, стелить. - Определите спряжение глаголов: Стелить, играть, видеть, хвалить, дышать, бросать, тянуть. - Проспрягайте глаголы – играть, видеть Переулок Окончаний - Как определить спряжение глаголов с ударным окончанием? ( посмотреть на суффикс) - Что нужно сделать, чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием? ( поставить в Н.ф., определить, какая гласная стоит перед –ть) - Вставьте безударное личное окончание глаголов. Заполните пропуски, определите спряжение глаголов. руб_т, стро т, ход_т, шага_т, смотр_т , вид_т. пил_т, игра_т, стел_т, дыш_т, спор_т ,реша_т. чита_т, пиш_т, верт_т, держ_т, броса_т , лов_т. Улица Времён - Что знаете о временах глагола? (Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи. Глаголы могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда. Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи. Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи). Определите время глаголов Узнаем мы дальние страны, изучим строение земли, и вырастим мы , капитаны, в моря поведем корабли. Конец мая, и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет. В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло. 3.Поляна Отдыха (физминутка) Весной бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три качнулась и присела И к цветочкам полетела. Проспект Наклонений - Здесь живут три брата узнать, которых вам поможет вот это стихотворение: Епифан был старший брат Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог!.. Брат Тимоня средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него: То возьми! Подай того! Меньший брат Иваном звался. Он во все дела совался. То зимою дров наколет, А весной засеет поле. Слов на ветер не бросает, Что надумал, выполняет! - Вы уже догадались, что речь идёт о трех наклонениях. - Что вы знаете о них?
У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст. Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать. Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!» А сестренка тут как тут: - Погуляй со мной, Юра! - Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла. А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!» А няня тут как тут: - Убери посуду, Юрочка! - Убери сама – мне некогда! Покачала головой няня. Подошел Юра к маме: - Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: - . . . . . . . . . . Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради сел утонула бы погуляй обиделась спас бы уходи отошла напали бы не мешай покачала убери подошел погладила Сколько групп глаголов получилось? (3) Назовите глаголы каждой группы. - Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям? Юра – мечтатель, фантазер. - Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать? Глаголы в форме условного наклонения. - А вы, ребята, любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении. 4. Итог урока. Рефлексия. - Подошло к концу наше путешествие. Что мы делали на уроке? Говорите только глаголы! - Понравился ли вам урок? Какое задание понравилось особенно? Что было трудно? Почему? Закончите предложения: Сегодня я доволен работой, так как … Не совсем доволен, потому что … Не доволен своей работой, ведь я … |
Урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» «Русский язык» для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской | Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ||
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час) | Урок смотр знаний в 10 классе по теме: Производная Цели и задачи: Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования». Систематизация и обобщение знаний учащихся.... | ||
Урока: систематизация знаний учащихся по теме «Мой дом» Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме «Мой дом» с добавлением материала по теме «Экология жилища» | Конспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение... Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» | Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | ||
Учебник для 3 класса Цель урока: обучение диалогическому высказыванию;... Цель урока: обучение диалогическому высказыванию; обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Животные», «Числительные» | Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С.... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | ||
Урок-игра «Счастливый случай» Цели урока Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний... | Урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения | ||
Урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000» Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых | Урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Координатная плоскость» Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал | ||
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ,... | Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных... |