Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»





Скачать 67.05 Kb.
НазваниеУрока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»
Дата публикации05.08.2014
Размер67.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»


Открытый урок русского языка в 4 классе
Тема: Путешествие по стране Глаголов
Провела:

учитель начальных классов

Шумова Е. М.

г.о. Саранск 2012 г.


Предмет, класс: русский язык, 4 класс

Тема урока: Путешествие по стране Глаголов

Тип урока: урок - путешествие

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»

Задачи урока:

- закрепить умение определять морфологические признаки глагола,

- закрепить орфограммы «Безударные личные окончания глаголов»,

- закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола

«- Тся и - ться в глаголах»,

- развивать речь детей, прививать любовь к русскому языку,

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать.

Оборудование:

  • таблица “Наклонения глагола”;

  • карточки с заданиями;

  • карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока.

1. Организационный момент

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

- Дайте определение глагола как части речи.

- Что нового мы узнали на предыдущих уроках о глаголе?

- Чему научились?

- Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

В этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, сказка.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»
2. Систематизация знаний и умений учащихся.
В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и был у него большой город. В этом городе было много жителей, которые жили на станции Словарной, площади Неопределённой, переулке Окончаний, улице Врёмен, поляне Отдыха, бульваре Спряжений, проспекте Наклонений. В эту сказочную страну могли попасть только те, кто успешно выполнял все задания короля. С заданиями от самого короля этого города мы сегодня и будем работать на уроке. Нам предстоит побывать на различных участках этого города и выполнить все их задания. Итак, начинаем наше путешествие.
Станция Словарная

Дежурный, желать, желтый, завтрак, мороз, обед, ответ, поздравляю, праздник, рассказ, ужин, черный, чувство,
- Почему эти слова называем словарными?

- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове, отметьте часть слова с орфограммой.

- Образуйте от этих слов глаголы. (дежурить, желать, желтеть, завтракать, морозить, обедать, поздравлять, праздновать, рассказывать, ужинать, чернеть, чувствовать).

- Какая часть слова встречается только в глаголах?

- Выделите основу глаголов. Что вы знаете о ней?
Площадь Неопределённой формы

- Что такое неопределённая форма глагола?

(она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода)
Замените фразеологизмы из левого столбика глаголами в неопределённой форме из правого столбика.
Задирать нос взволновать

забегать вперёд преувеличивать

задеть за живое важничать

делать из мухи слона не замечать

смотреть сквозь пальцы бездельничать

бить баклуши торопиться (спешить)

- Глаголы неопределённой формы имеют два вида – совершенный и несовершенный. Давайте поиграем в игру «Что делать? Что сделать?».

Играют 2 команды (мальчики и девочки).

Девочки поднимают руки, если слышат глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», мальчики – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?».

(Учитель называет слова: строить, нарисовать, закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать
Бульвар Спряжений

- Расскажите о спряжении глаголов.

( Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

- Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как их называем? (Глаголы-исключения.)

- Давайте их вспомним.

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть и смотреть.

Гнать, держать, слышать, дышать.

Брить, стелить.
- Определите спряжение глаголов:

Стелить, играть, видеть, хвалить, дышать, бросать, тянуть.

- Проспрягайте глаголы – играть, видеть
Переулок Окончаний

- Как определить спряжение глаголов с ударным окончанием? ( посмотреть на суффикс)

- Что нужно сделать, чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием?

( поставить в Н.ф., определить, какая гласная стоит перед –ть)

- Вставьте безударное личное окончание глаголов.

Заполните пропуски, определите спряжение глаголов.

руб_т, стро т, ход_т, шага_т, смотр_т , вид_т.

пил_т, игра_т, стел_т, дыш_т, спор_т ,реша_т.

чита_т, пиш_т, верт_т, держ_т, броса_т , лов_т.
Улица Времён

- Что знаете о временах глагола?

(Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.

Глаголы могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи).

Определите время глаголов

Узнаем мы дальние страны, изучим строение земли, и вырастим мы , капитаны, в моря поведем корабли.

Конец мая, и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет.

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло.
3.Поляна Отдыха

(физминутка)

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Проспект Наклонений

- Здесь живут три брата узнать, которых вам поможет вот это стихотворение:

Епифан был старший брат

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Он во все дела совался.

То зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Слов на ветер не бросает,

Что надумал, выполняет!

- Вы уже догадались, что речь идёт о трех наклонениях.

- Что вы знаете о них?



ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Обозначает действие, которое происходит (наст, вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.): Пишу Письмо Писал Письмо Буду писать Письмо

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно: Написал бы, прочитал бы

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить: Напишите, Пожалуйста, письмо


У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.
Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.

Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас

А сестренка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла.

А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка!

- Убери сама – мне некогда!

Покачала головой няня.

Подошел Юра к маме:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- . . . . . . . . . .

Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради

сел утонула бы погуляй

обиделась спас бы уходи

отошла напали бы не мешай

покачала убери

подошел

погладила

Сколько групп глаголов получилось? (3)

Назовите глаголы каждой группы.

- Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям? Юра – мечтатель, фантазер.

- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать? Глаголы в форме условного наклонения.

- А вы, ребята, любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Подошло к концу наше путешествие.

Что мы делали на уроке?

Говорите только глаголы!
- Понравился ли вам урок?

Какое задание понравилось особенно?

Что было трудно? Почему?
Закончите предложения:

Сегодня я доволен работой, так как …

Не совсем доволен, потому что …

Не доволен своей работой, ведь я …

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
«Русский язык» для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи»
Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час)
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрок смотр знаний в 10 классе по теме: Производная
Цели и задачи: Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования». Систематизация и обобщение знаний учащихся....
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: систематизация знаний учащихся по теме «Мой дом»
Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме «Мой дом» с добавлением материала по теме «Экология жилища»
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconКонспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение...
Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУчебник для 3 класса Цель урока: обучение диалогическому высказыванию;...
Цель урока: обучение диалогическому высказыванию; обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Животные», «Числительные»
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconКонспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С....
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрок-игра «Счастливый случай» Цели урока
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний...
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000»
Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрока: обобщение и систематизация знаний по теме «Координатная плоскость»
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрок систематизации и обобщения знаний учащихся
Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ,...
Урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол» iconУрок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков
Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск