Скачать 65.03 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного по теме: "Причастие". В гостях у Феи цветов" Меховская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка Цели: обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами совершенствовать навыки морфологического разбора причастий. Оборудование: портрет Феи цветов мультимедийное оборудование фрагмент из “Вальса цветов” П.И. Чайковского красочные карточки с заданиями опорные схемы “Повторили” 1. Оргмомент. - Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада видеть вас в этом уютном классе. 2. Сообщение темы и целей урока. Говорить мы с вами сегодня будем об удивительной части речи, о которой Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. (Эпиграф на доске). Тема нашего урока: “Обобщение по теме “Причастие”. В гостях у Феи цветов”. Мы должны обобщить все, что успели узнать о причастиях и их использовании в речи. Фея цветов (рисунок на экране) приглашает нас прогуляться по ее владениям, насладиться красотой природы, ибо, по словам Сервантеса, “красота обладает силой и даром вносить мир в сердце” (второй эпиграф записан на доске), а помощниками нашими будут причастия. 3. Погружение в музыку, создание эмоционального фона урока. Сейчас прозвучит фрагмент “Вальса цветов” Петра Ильича Чайковского. Погружаясь в мир мелодии, представьте себе, что же происходит там, в сказочном королевстве. Звучит музыка. Какое настроение она у вас создала? 4. Повторение признаков прилагательного у причастия. Фея цветов предлагает выполнить первое задание: на экране даны прилагательные и причастия. (Прочитать слова на экране: торжественная, завораживающая, таинственная, волнующая, манящая, чарующая, чудесная, радостная, переливающаяся, зазывающая.) Выпишите причастия, которые помогут нам понять, какая прозвучала музыка. Как вы будете выбирать? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета, а причастие – признак предмета по действию. У причастий есть характерные суффиксы, с помощью которых они образуются от глагола. Прилагательные в большинстве своем образуются от существительных.) Один ученик выходит к доске и записывает причастия в столбик, суффикс выделяет. * Запись на доске и в тетрадях: Музыка - завораживающая, волнующая, манящая, чарующая, переливающаяся, зазывающая. А какие признаки объединяют прилагательное и причастие? (Согласуются с существительным в роде, числе и падеже, отвечают на одинаковые вопросы, имеют те же окончания.) 5. Повторение признаков глагола у причастий. Продолжим нашу работу. Один ученик идет к доске и записывает предложение, объясняя орфограммы. С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся Фея цветов. - Подчеркните причастия как члены предложения и определите глагольные признаки (вид, время, возвратность). Какого времени не может быть у причастия? (Будущего) А какие причастия могут выполнять синтаксическую роль сказуемого? (Краткие причастия.) - Мы выполнили задания Феи. Что же нам удалось повторить о причастии? (Признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий в предложении). А теперь дадим определение причастия. Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного. (Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи.) - Прикрепить на доску: Повторили признаки прилагательного и глагола у причастия. 6. Работа на карточках. Повторение типа причастий и правописания суффиксов. - Фея любит, когда ей дарят цветы. Давайте соберем букет для нее, но не забудем и о причастии: определим, действительное оно или страдательное, и вставим пропущенные гласные в суффиксы. - Вспомним, как определить тип причастия. (Действительные называют действие, которое выполняется самим предметом, страдательные – действие, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.) - Цветущая поляна просторна, пойдем по ней, собирая букет. Вы работаете прямо в карточке. (Задание представлено и на экране.) - Что же мы повторили, выполнив это задание? Прикрепить на доску: Повторили: Действительное и страдательное причастия. Суффиксы причастий - А как вы думаете, красивый у нас получился букет? - Важна ли красота в жизни человека? (Она радует, восхищает, успокаивает душу.) 7. Повторение понятия “причастный оборот”; знаки препинания при причастном обороте. - Посмотрите еще раз на карточку. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок? - Это причастия с зависимыми словами. Причастный оборот. - Следующее задание от Феи: конструирование предложений – включить в предложения причастные обороты из слов для справок. Записать, выделить причастные обороты и объяснить знаки препинания. Карточка. Конструирование предложений с причастными оборотами Задание: выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, расставьте знаки препинания. 1. Цветок – удивительное творение природы. 2. Белоснежная черемуха похожа на облако. 3. Лепестки астры напоминают лучики звезды. 4. Цветы согревают сердца и лечат души. 5. Человек не может быть жестоким. Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы. Вот что должно получиться: Цветок, радующий красотой и изяществом, - удивительное творение природы. Белоснежная черемуха похожа на опустившееся на землю облако. Лепестки астры, выросшей из пылинки, напоминают лучики звезды. Цветы, украшающие нашу жизнь, согревают сердца и лечат души. Человек, имеющий в руках цветы, не может быть жестоким. - Давайте еще раз скажем: когда же причастный оборот выделяется на письме запятыми? (Прикрепить на доску: Повторили причастный оборот) - А зачем нужно уметь использовать в речи причастия? (Причастия делают нашу речь более выразительной, красочной). 8. Домашнее задание. - Вот мы и справились со всеми заданиями Феи, проявив упорство и настойчивость, показали свои знания по теме “Причастие”. Фея приготовила вам сюрприз. Откройте конверты, лежащие у вас на партах. Это подарок от Феи – цветок эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. Он растет высоко в горах, достать его очень трудно. Это редкий цветок, он занесен в Красную книгу. Дома Фея просит вас еще немного потрудиться и выполнить одно из заданий. Вы можете вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные и причастия, подсказки – на лепестках цветка. Обозначить суффиксы причастий, расставить знаки препинания. А можете по аналогии с данным текстом написать о вашем любимом цветке, употребляя конструкции с причастиями. Эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. _______________ красотой обладает этот ______________________ цветок, растущий среди громоздящихся вокруг него скал. Мелкие белые корзинки ______________________________________ не сразу привлекают к себе внимание. Они окружены серебристо-сероватыми листьями, _______________________________ и придающими особую прелесть этому горному растению. ________________________ путешественники с _________________________ сердцем ползут за ним по скалам. Человек _______________________________ обретет мужество и удачу. 9. Заключительной работой на нашем уроке станет составление автобиографии причастия. Каково значение слова “автобиография”? (Сам описываю свою жизнь) Давайте возьмем причастие из нашего первого предложения. Работа выполняется в карточке. Карточка. Автобиография причастия Радующий Я, причастие ________________, обозначаю _________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________. __________________________________________________________________ Результат работы будет следующий: Автобиография причастия Радующий Я, причастие Радующий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме мужского рода, именительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”. 10. Давайте подведем итоги нашего урока. - Что нам удалось сегодня повторить? (Все, что знали о причастиях). - А почему в качестве второго эпиграфа выбраны слова Мигеля Сервантеса “Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце”? (Мир цветов таинственный и чудесный. Цветы украшают нашу жизнь, радуют нас, поднимают настроение. Любуйтесь красотой, но и оберегайте ее!) - Выставление и комментирование оценок. - Спасибо всем за урок. |
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Конспект урока русского языка в первом классе по теме «Знаки препинания в конце предложения» Автор: Лещенко Ирина Александровна учитель начальных классов мбоу «Озимовская средняя общеобразовательная школа» | ||
Урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» | 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного... Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности | ||
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | ||
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... |