Скачать 50.92 Kb.
|
Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 226» г.Заречный Пензенской области. Конспект урока русского языка в 11 классе. 2010 г. Конспект урока русского языка. 11 класс. Урок-практикум Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Урок разработан с использованием УМК под редакцией А.И. Власенкова. Учебник: Власенков А.И. русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Цели: 1. Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания. 2. Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе. 3. Формировать языковые, коммуникативные компетенции учащихся. Конспект данного урока представлен на Фестивале педагогических идей «Первое сентября» Цели: 1. Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания. 2. Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе. 3. Воспитывать внимательное, бережное отношение к слову. Оборудование: 1.Карточки с заданиями для групп. 2. Текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» 3. Словарь литературоведческих терминов. Ход урока.
Вспомним, что значат термины «лингвистический» и «стилистический» анализ текста? («лингвистический» - языковой; «стилистический» - обладающий чертами определенного стиля ) Какие уровни языка можно рассматривать? (фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический)
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в сиянье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою… Каким настроением окрашено стихотворение? Как это связано с темой? (С образом морской стихии, как правило, связано ощущение беззащитности, беспомощности человека перед силами природы; стремление слиться с природой, т.к. она – воплощение гармонии.) Рассмотрим, как на разных языковых уровнях эта тема раскрывается. Каждая группа будет анализировать один уровень, делать выводы и представлять их классу. Затем обобщим все сказанное. Задание для 1 группы: Проанализируйте фонетический строй стихотворения.
Ямб приближен к прозаической речи. Хорей передает стремительность, бодрость. Дактиль - торжественность , возвышенность. Амфибрахий – плавность. Анапест – маршевая интонация. Задание для 2 группы: Проанализируйте изобразительные ресурсы русского словообразования, представленные в тексте.
Задание для 3 группы: Проанализируйте лексические средства выразительности, представленные в стихотворении.
Задание для 4 группы: Проанализируйте морфологические средства выразительности, представленные в тексте. (Морфология изучает части речи.)
Задание для 5 группы: Проанализируйте синтаксические средства выразительности, использованные в тексте.
5. Рассмотрим результаты работы в группах и ответим на вопрос: Как на разных уровнях языка воплощается тема стихотворения.
6. Сделайте вывод о роли разных языковых единиц в выражении авторского замысла. 7. Домашнее задание: выполнить лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…». |