Скачать 261.51 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях» Русский язык, 6 класс Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г.Саров Нижегородской области Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Данный материал будет полезен учителям русского языка. Это конспект урока, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях» Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»:
Тема урока: «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков. Место в системе уроков: второй урок по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Цели урока: образовательные
развивающие
- соединения теоретического материала с пониманием его практического применения; - соединение грамматического материала по русскому языку с игровым сюжетом; - использования фольклора, установления межпредметных связей.
а) анализа и синтеза: - при анализе содержания (толковании) пословиц; - при анализе опорной схемы устного ответа (алгоритма); - при анализе правописания слов. б) сравнения: - через сравнение условий выбора написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. в) обобщения и систематизации: - при составлении устных ответов (работа с алгоритмом); - через запоминание правил правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; - через постановку вопросов по изучаемой теме; - через формулирование выводов по данной теме.
а) пошаговый контроль при - отработке правила с помощью памятки-алгоритма; - организация действий взаимоконтроля (работа в парах); - выполнении упражнений на закрепление; - формирование навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
а) восприятия: слухового и зрительного; б) памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной; в) внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного; г) воображения: воссоздающего, творческого.
- обогащение и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения; - развитие коммуникативных умений и навыков; - обогащение словарного запаса учащихся; - развитие монологической речи учащихся; - расширение кругозора учащихся; - овладение изобразительно-выразительными средствами языка.. воспитательные
Оборудование: 1.Наглядные пособия:
2. Раздаточный материал:
3. Учебник: «Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008 Межпредметные связи:
Структура урока:
Диагностика ЗУНов.
Ход урока
Самоанализ урока В классе по списку 21 человек. Это дружный, сплочённый коллектив, отличительными особенностями которого являются доброжелательное, заинтересованное отношение к предмету, готовность выполнять требования учителя, умение работать в обстановке сотрудничества и взаимопомощи. В целом, для ребят характерен высокий уровень слуховой и зрительной памяти, хорошо развита долговременная. У большинства на высоком уровне сформировано произвольное запоминание, они обладают способностью переключаться с одного вида деятельности на другой. Учащиеся проявляют активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. Условно класс можно разделить на три группы. Первая группа (7 человек) – дети с хорошо развитой познавательной мотивацией. Их отличает высокий уровень словесно-логического мышления, а также высокий уровень активности, самостоятельности в учебной деятельности. Они хорошо владеют навыками мыслительных операций анализа и синтеза, способны к длительному сосредоточению внимания, активны на всех этапах урока. Ученики грамотны, богатый словарный запас используют как в письменной, так и в устной речи. Дети владеют навыками установления причинно-следственных отношений между изучаемыми понятиями, самостоятельно делают выводы и обобщения, могут выделять существенные признаки, классифицировать материал. Ребята обладают высоким уровнем переключения внимания, способны запомнить большой объём информации, долговременная память развита хорошо. Учащиеся любят задания творческого характера, способны выполнять упражнения повышенной сложности, требующие самостоятельных логических рассуждений. У всех учащихся этой группы вполне адекватная оценка собственной деятельности, поэтому для них особенно важен этап взаимопроверки в учебной деятельности. На уроке данные психологические особенности детей были учтены при планировании работы по организации познавательной мотивации в начале урока в форме побудительной работы познавательно-поискового типа, в ходе которой учащиеся, оперируя имеющимися знаниями, становятся перед неизвестными фактами, создающими проблемную ситуацию; констатирующий вид работы познавательно-поискового типа, предусматривающие познание и описание новых фактов и явлений, а также логически-поисковые, ведущие к приобретениюи углублению знаний на основе анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, систематизации и обобщения; все упражнения по закреплению вновь приобретённых знаний, умений и навыков для этой группы детей содержат дополнительные задания (второй уровень); с учётом способностей детей было составлено дифференцированное домашнее задание творческого характера. В ходе урока им была предоставлена возможность оценки деятельности одноклассника с обоснованием данной, а также возможность выполнить функции консультанта. Вторая группа( 9 человек) – дети, у которых ведущей мотивацией является как познавательная, так и родительского и учительского одобрения. Ведущим является наглядно-образный тип мышления. Ребята трудолюбивы, усидчивы, добросовестны и ответственны. Обладают относительным уровнем познания и самостоятельности в учебной деятельности. Работоспособность на уроке неплохая: могут сосредоточенно работать в течение 30 минут урока. Однако поскольку ведущим типом мышления является образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, глубокое восприятие учебного материала происходит лишь при наличии устойчивого интереса к предмету изучения. Речь и все виды памяти развиты в пределах возрастной нормы. Но способность к операциям анализа и синтеза сформированы недостаточно, ребята не всегда могут выделить главное, существенное. Иногда могут не увидеть особенности задания, с трудом концентрируют внимание на сложном для восприятия упражнении, что приводит порой к пассивности на уроке. Операция абстрагирования развита не в полном объёме. У ребят данной группы лучше сформирована долговременная механическая память, а также характерен неплохой уровень произвольного внимания. Данных учащихся необходимо побуждать к активной деятельности на уроке, используя игровые моменты, яркие, образные примеры, повышающие работоспособность, а также разнообразные формы алгоритмов, облегчающих запоминание материала. Данные психологические особенности учащихся учитывались при организации работы по составлению алгоритма действия, использования при закреплении вновь приобретённых знаний опорной схемы; на их возможности ориентирован и второй уровень заданий познавательно-поискового типа, творческая работа со стихотворным материалом занимательного типа, а также итоговая самооценка результативности деятельности на уроке. Третья группа (5 человек) требуют особого внимания учителя. Это дети с хроническими заболеваниями. Для учащихся характерна быстрая утомляемость. Дети не всегда могут концентрировать внимание на заданиях, требующих длительной сосредоточенности, часто отвлекаются, затрудняются при выполнении задания без опоры на образец. Слуховая и моторная память развиты на среднем уровне. Словарный запас беден, поэтому учащиеся подчас с трудом выражают собственные мысли. Слабо развиты мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Процесс написания опережает процесс обдумывания, что приводит к трудностям при объяснении выбора ответа. Дети имеют сниженную активность на уроке, их необходимо побуждать к деятельности, вовлекая в групповые формы работы, давая индивидуальные задания. Ребятам из этой группы, как правило, даётся достаточное время на обдумывание и подготовку ответа, формируется уверенность в собственных силах не только оценкой, но и похвалой. В соответствии с психологическими особенностями учащихся третьей группы на уроке были предусмотрены следующие методические приёмы: первый уровень заданий частично-поискового типа, возможность первичного закрепления вновь приобретённых знаний в соответствии с образцом (репродуктивный метод),использование алгоритма действия и опорной схемы,вовлечение в групповую форму работы, возможность самооценки результативности собственной деятельности на уроке, что, в отношении детей из данной группы, благотворно может сказаться на осознании их самозначимости и одинаковых возможностей по сравнению со всеми остальными учащимися. Таким образом, исходя из наблюдений за классом, можно сделать следующие выводы. Все ребята в своей деятельности ориентируются на учителя, продуктивность результатов выполняемой работы. Дети имеют хорошо выраженное чувство собственного достоинства, не лишены артистизма, умеют управлять собой. На уроках успешно демонстрируют свои знания, задействуя в процессе обучения знания других учебных предметов. Работа с классом будет продолжена по следующим направлениям:
Тема урока: «НИ и НИ в отрицательных местоимениях». Тип урока: урок совершенствования ЗУН. Место в системе уроков: второй (из двух запланированных) по теме «Отрицательные местоимения. Употребление НЕ и НИ в отрицательных местоимениях» Цели урока: Образовательная: совершенствовать ЗУН распознавания и выделения приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, отработать умения и навыки владения способом действия при выборе данных орфограмм. Развивающая: соединение теоретического материала с понианием его практического применения – использование отработанных ЗУН в учебной деятельности и речевой практике. Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному языку, к национальной культуре, нравственное воспитание через толкование пословиц; воспитание товарищества, способности к взаимовыручке.. Структура урока:
Диагностика ЗУНов. Из анализа деятельности учащихся на предыдущем уроке по теме «Отрицательные местоимения. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях » учителем выявлен следующий уровень знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися. Знают, какие местоимения называются отрицательными, способ их образования, цель употребления в речи. Знают правила правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Умеют самостоятельно находить отрицательные местоимения с НЕ и НИ. Умеют выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике. Владеют навыком выполнения разных видов грамматических разборов. Анализ деятельности уч-ся на предыдущем уроке выявил необходимость продолжить работу по совершенствованию ЗУНов в соответствии с изучаемой темой. В соответствии с целями и задачами урока на занятии используется репродуктивный метод (оперирование уже имеющимися знаниями, воспроизведение, выполнение работы в соответствии с образцом) с элементами частично-поискового ( учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися). Были использованы следующие виды текущего опроса: Индивидуальный опрос: Устный ответ
Письменный ответ
Коллективный опрос. Устный
Были использованы следующие виды упражнений, выделяемых в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: 1. Аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка:
2. Аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические и синтаксические средства, грамматически их связывать:
3. Синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка:
Упражнения, выделяемые в соответствии с компонентами учебной деятельности
Итог самоанализа педагогической деятельности учителя по выбору оптимального варианта урока.
– учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения); - школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, профилактика утомляемости); - морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе). 7. Тип и структура урока выбраны оптимально ( последовательность избранных элементов урока, дозировка времени). 8. Выбран оптимальный объём и оценена сложность единого домашнего задания. 9. Работа учителя по предупреждению неуспеваемости учащихся целенаправленна. |
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Конспект урока ... | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | ||
Конспект урока русского языка по теме Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Цели и задачи изучения темы | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний |