3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков





Скачать 57.12 Kb.
Название3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков
Дата публикации28.08.2014
Размер57.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №29 города Владимира)

Использование инновационных технологий

при обучении русскому языку и литературе.

“Единственный путь, ведущий к знанию -

деятельность”.

Бернард Шоу

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Эффективен прием дискуссии на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

 посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

 вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

 по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 дать волю воображению и интуиции;

 не бояться записывать все, что приходит на ум;

 продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

 постараться построить как можно больше связей;

 не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

 выбор текстов;

 составление плана анализа текста;

 предварительная работа с произведением;

 создание творческих групп;

 дифференцированное распределение отрывков;

 исследование художественного текста под

«лингвистическим микроскопом»;

 подготовка группы к «защите» исследования;

 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

 лингвистический анализ отрывка;

 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

 подведение итогов урока;

 оценивание работы учащихся;

 объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
После усвоения элементарных представлений, понятий ученики выполняют задания, требующие описания объектов природы по плану, задания,...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПодведение итогов урока Учитель задаёт вопросы ученикам
Учитель записывает задания на доске, контролирует действия учащихся. №151(а,в),№152(б,г),№154(в,г), №155(а,б)
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПроблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconЛитература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный курс предназначен для учащихся первого года обучения физике. Он позволит на примере физического материала сформировать у учащихся...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выполнение различных упражнений обеспечивает формирование у учащихся целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков icon1. (2г). Вступ
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе умк школа России. Тема урока : «Где живут слоны»
Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить учащихся с новым учебником, формировать навыки словесного творчества Тренировать в чтении произведений, умении ставить...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconУрока: комбинированный урок с использованием современных средств икт цели
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconКонспект урока литературы
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconТема: Слитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс Учитель...
Цель: подвести обучающихся к пониманию условий слитного или раздельного написания не с причастиями, формировать на уроке ууд направленные...
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков iconКонспект родительского собрания в средней группе
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск