Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»





Скачать 469.76 Kb.
НазваниеУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
страница1/12
Дата публикации21.04.2015
Размер469.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области.

Васнина О.В.,

учитель информатики

«Развитие мыслительных операций на уроках информатики»

РЕФЕРАТ

2008г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ 5

2.1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ 6

Поэтому одной из главных задач, в процессе обучения, является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями. 7

2.1.1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 7

Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нём отдельных сторон, изучения каждого элемента или стороны объекта в отдельности как части целого. 7

2.1.2. СРАВНЕНИЕ 8

2.1.3. ОБОБЩЕНИЕ 9

2.1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ 10

3. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 11

3.1. РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 11

3.2. РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ 14

3.2.1. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЕ 15

3.2.2. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРАВНЕНИЮ 15

3.2.3. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ 16

3.3. РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ 18

3.4. РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ 21

Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся производили классификацию осмысленно, т.е. использовали правила деления, сформулированные в логике: 21

1)в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание; 21

2)объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса; 21

3.4.1. ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ 22

3.4.2. КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ 22

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 27

Результаты тестирования по ШТУР (ноябрь 2005г) 27

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 27

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ 27

УПРАЖНЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ - АНАЛИЗ 28

32

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ - СИНТЕЗ 33

4.4. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ - ОБОБЩЕНИЕ 38

И 40

Ш 40

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИИ - КЛАССИФИКАЦИЯ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 45

Результаты тестирования по ШТУР (ноябрь 2008г) 45


ВВЕДЕНИЕ


Интеллектуальное развитие учащихся является главной задачей нашего образовательного учреждения. Методическая тема работы школы «Интеллектуальное развитие учащихся на разных ступенях обучения». Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. На мой взгляд успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление, поэтому тема моего реферата «Развитие мыслительных операций на уроках информатики». Данная работа актуальна для нашей школы и может быть полезна любому педагогу.

Исследуя данную тему, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. изучение и систематизация теоретического материала по теме;

  2. определение уровня развития мыслительных операций у учащихся, с которыми я работаю;

  3. разработка серии упражнений, направленных на развитие мыслительных операций;

  4. применение разработанных упражнений на своих уроках и во внеурочной деятельности;

  5. отслеживание изменений в мыслительной деятельности учащихся.


Я привлекла к анализу следующие источники: Брушлинский А.В. «Продуктивное мышление и проблемное обучение». Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». Зак А. З. «Различия в мышлении детей». Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». Поспелов Н.Н «Формирование мыслительных операций у старшеклассников». Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Шардаков М. Н. «Мышление школьника». Шардаков М. Н. «Очерки психологии учения». Результаты анализа размещены в основной части реферата. В ней имеется общая характеристика мышления и конкретно характеристика каждой мыслительной операции. Целый раздел посвящён общим принципам развития мыслительных операций. Каждый, кому интересна данная тема, может найти для себя практические рекомендации для развития мыслительных операций.

Изучив теоретический материал, я приступила к разработке упражнений, направленных на развитие мыслительных операций. Для этой работы я использовала следующие материалы: Заика Е.В. «Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся». Залогова Л. «Информатика. Задачник – практикум». Магдюков В.С. «Задачи по информатике для учащихся 8-9 классов». Миракова Т. Н. «Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах». Семакин И. «Информатика. Базовый курс». Саранцев Г. И. «Обучение методу аналогии». Результаты проделанной работы представлены в приложении № 1.

Для решения третьей задачи, мною использовался школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест имеется в книге Рогова Е. И. Настольная книга практического психолога, т.1, с.160. Тест включает в себя шесть наборов заданий (субтестов): «осведомлённость» (2 субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Тестирование проходили учащиеся 7А класса (ноябрь 2004г), результаты тестирования имеются в приложении № 2.

Разработанные упражнения я применяла на своих уроках, а так же во внеурочной деятельности.

По окончанию работы, учащиеся снова прошли ШТУР, результаты изменения представлены в приложении №3.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconПриложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…»
Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса...
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления...
...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» icon«использование материалов музея на уроках информатики»
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconТатьяна Александровна, учитель информатики Участники
Участники: классный учащиеся класса, учитель информатики, библиотекарь, старшеклассники
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconО чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики?
Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconУрока: комбинированный урок с использованием современных средств икт цели
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconВоспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не...
И результата воспитания и обучения, самообразования и самовоспитания, создающего определенный образ человека. Одна из задач, которая...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconУрок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации»
Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош»
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconГуо «Техтинский учебно-педагогический комплекс «Детский сад средняя...
Мгу им. А. А. Кулешова по специальности «учитель математики и информатики». В техтинском учебно-педагогическом комплексе учителем...
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconТехнологическая карта урока информатики «Человек и информация», 3 класс Класс
Бурова О. В., учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» iconВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск