Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet





Скачать 56.09 Kb.
НазваниеУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Дата публикации30.08.2014
Размер56.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Титова Юлия Ивановна (kastet82@mail.ru)
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (МГПУ ИМИ)
Аннотация

Жизнь не стоит на месте – все развивается и меняется. Стоит признать, что ценности на сегодняшний день также сменились, и успешным, состоявшимся, шагающим в ногу со временем человеком считается не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями воспользоваться. Поэтому задача педагогов не только дать знания, но и научить применять свои знания в современной жизни.
При стремительно изменяющейся социально-экономической обстановке в обществе происходит быстрое устаревание приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому школьники должны уметь реагировать на быстроизменяющиеся требования времени и быть способны к саморазвитию. Задача педагога – сформировать такую способность, как через учебный процесс, так и через внеучебную работу. Можно смело сказать, что традиционный подход к обучению на данный момент устарел и для развития современного школьника целесообразно использовать компетентностный подход.
По мнению некоторых ученых, главное отличие компетентностного подхода от традиционного – в изменении системы оценивания учебных результатов. В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания, умения и навыки. Компетентностный подход требует оценивания более сложных результатов – компетенций, причем знания и умения выступают при этом их показателями, смог или не смог обучающийся решить поставленную перед ним задачу.
Под компетенцией понимается способность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения. Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Ключевые компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Наиболее распространенный перечень ключевых компетенций человека представил А. В. Хуторской:

  • ценностно-смысловые компетенции;

  • общекультурные компетенции;

  • учебно-познавательные компетенции;

  • информационные компетенции;

  • коммуникативные компетенции;

  • социально-трудовые компетенции;

  • компетенции личностного самосовершенствования.


Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного школьника и проявляется, прежде всего, при решении различных задач с привлечением компьютера, телекоммуникационных средств, Интернета и др. Как показала практика, урокам информатики отводится роль развития именно информационной компетенции. Для формирования и развития данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:

  • знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией;

  • владение способами работы с информацией (поиск, систематизация, анализ и отбор, хранение, удаление, копирование, а также преобразование информации);

  • критическое отношение к получаемой информации (умение выделять главное, оценивать степень достоверности);

  • умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.


Немаловажную роль в развитии современного школьника играет учебно-познавательная компетенция. В составе данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:

  • умение осуществлять планирование, анализ, самооценку;

  • умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы, оценивать начальные данные и планируемый результат;

  • использование измерительной техники, специальных приборов;

  • умение работать со справочной литературой, инструкциями;

  • умение оформить и представить результаты своей деятельности на современном уровне (диаграммы и графики, презентации).


Если говорить о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • владение формами устной речи (монолог, диалог, дискуссия, умение задать вопрос, привести довод и т.п.);

  • ведение диалога «человек» – «компьютер» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами и т.д.);

  • владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет и т.п.);

  • владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками;

  • владение языковой, лингвистической компетенцией (формальные языки, системы кодирования);

  • толерантность (умение строить общение с представителями других взглядов).


Ценностно-смысловая компетенция является не менее важной в развитии личности школьника. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Для формирования ценностно-смысловой компетенции можно выделить следующие виды деятельности:

  • умение формулировать собственные учебные цели;

  • умение принимать решение, брать ответственность на себя;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.


Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:

  • владение элементами художественно-творческих компетенций (дизайн сайта, макет полиграфической продукции, компьютерная графика);

  • понимание места информатики как науки в системе других наук, ее истории и путей развития.


Социально-трудовые компетенции можно описать следующим образом:

  • осознание наличия требований к продукту своей деятельности;

  • анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта;

  • владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (лицензирование программного обеспечения, информационная безопасность, авторские права и т.д.).


Компетенция личностного самосовершенствования формируется и развивается не только на уроках, но и во внеурочное время. Для формирования данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:

  • создание здоровьесберегающей среды;

  • создание условий для самопознания и самореализации;

  • получение знаний и навыков, выходящих за рамки предмета;

  • способность действовать в собственных интересах, получать признание в определенной области (олимпиады, конкурсы).


Таким образом, применение компетентностного подхода к системе образования более целесообразно, уместно и органично, чем применение традиционного, хотя и более трудоемко. Если педагог методически грамотно с учетом ключевых компетенций будет организовывать деятельность школьников на уроках, это будет способствовать всестороннему развитию личности детей, что в свою очередь повлияет на результативность их обучения.
Литература

  1. Бурмакина В.Ф. ИКТ-компетентность и качество образования [Текст] / В.Ф. Бурмакина, Б.Ю. Старцев // Оценка качества образования. - 2007. - № 2. - С. 71-73.

  2. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст]: практ. пособие / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова. – М. : АРКТИ, 2008. – 64 с.

  3. Титова Ю.И. Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования [Текст] / Ю.И. Титова, В.В. Гриншкун // ММ ИТ ЭАУР: Мат-лы науч.-практич. конф. посвящ. 50-лет. КазЭУ им. Т. Рыскулова. – В 3-х томах. – Алматы: КазЭУ им. Т. Рыскулова, 2012. – II том. – С. 191-193.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Нар. образование. – 2003. – №2.

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования [Текст] / А. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Титова А. А. Мурашева Г. М., Телего Р. Ф., Абайдуллина Т. Б., Баканова М. Я., Баканова О. В.; учитель физики: Кузнецова Л. Г.; методист...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet icon«использование материалов музея на уроках информатики»
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Хохрякова Людмила Викторовна, Яшникова Наталья Ивановна, Кузина Юлия Евгеньевна
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПубличный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения средней...
Мы представляем Вашему вниманию Публичный доклад по итогам работы моу сош №11 имени Г. С. Титова в 2010 – 2011 учебном году
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconО чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики?
Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством образования и науки Российской Федерации. Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, А. Ю. Жегин. Программа курса химии для 8-9...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconОльга Ивановна очень хорошо объясняет нам новый материал, очень часто...
«Я очень люблю уроки биологии, Ольга Ивановна очень интересно и понятно все объясняет. По схемам и таблицам очень легко готовить...
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet icon«Сам себе покупаю компьютер»
Автор Сурина Людмила Ивановна учитель информатики и икт мбоу гимназии «увк №1» города Воронежа
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet iconМетод проектов на уроках озож столярова Юлия Алексеевна маоу «Лицей №36» Ленинского р-на
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: 2002


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск