Скачать 56.09 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Титова Юлия Ивановна (kastet82@mail.ru) Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (МГПУ ИМИ) Аннотация Жизнь не стоит на месте – все развивается и меняется. Стоит признать, что ценности на сегодняшний день также сменились, и успешным, состоявшимся, шагающим в ногу со временем человеком считается не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями воспользоваться. Поэтому задача педагогов не только дать знания, но и научить применять свои знания в современной жизни. При стремительно изменяющейся социально-экономической обстановке в обществе происходит быстрое устаревание приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому школьники должны уметь реагировать на быстроизменяющиеся требования времени и быть способны к саморазвитию. Задача педагога – сформировать такую способность, как через учебный процесс, так и через внеучебную работу. Можно смело сказать, что традиционный подход к обучению на данный момент устарел и для развития современного школьника целесообразно использовать компетентностный подход. По мнению некоторых ученых, главное отличие компетентностного подхода от традиционного – в изменении системы оценивания учебных результатов. В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания, умения и навыки. Компетентностный подход требует оценивания более сложных результатов – компетенций, причем знания и умения выступают при этом их показателями, смог или не смог обучающийся решить поставленную перед ним задачу. Под компетенцией понимается способность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения. Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Ключевые компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Наиболее распространенный перечень ключевых компетенций человека представил А. В. Хуторской:
Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного школьника и проявляется, прежде всего, при решении различных задач с привлечением компьютера, телекоммуникационных средств, Интернета и др. Как показала практика, урокам информатики отводится роль развития именно информационной компетенции. Для формирования и развития данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:
Немаловажную роль в развитии современного школьника играет учебно-познавательная компетенция. В составе данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:
Если говорить о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
Ценностно-смысловая компетенция является не менее важной в развитии личности школьника. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Для формирования ценностно-смысловой компетенции можно выделить следующие виды деятельности:
Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:
Социально-трудовые компетенции можно описать следующим образом:
Компетенция личностного самосовершенствования формируется и развивается не только на уроках, но и во внеурочное время. Для формирования данной компетенции можно выделить следующие виды деятельности:
Таким образом, применение компетентностного подхода к системе образования более целесообразно, уместно и органично, чем применение традиционного, хотя и более трудоемко. Если педагог методически грамотно с учетом ключевых компетенций будет организовывать деятельность школьников на уроках, это будет способствовать всестороннему развитию личности детей, что в свою очередь повлияет на результативность их обучения. Литература
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Титова А. А. Мурашева Г. М., Телего Р. Ф., Абайдуллина Т. Б., Баканова М. Я., Баканова О. В.; учитель физики: Кузнецова Л. Г.; методист... | Тип работы Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна | ||
Тип работы Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна | «использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | ||
Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Хохрякова Людмила Викторовна, Яшникова Наталья Ивановна, Кузина Юлия Евгеньевна | ||
Публичный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения средней... Мы представляем Вашему вниманию Публичный доклад по итогам работы моу сош №11 имени Г. С. Титова в 2010 – 2011 учебном году | Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района... | ||
О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | 9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования и науки Российской Федерации. Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, А. Ю. Жегин. Программа курса химии для 8-9... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Ольга Ивановна очень хорошо объясняет нам новый материал, очень часто... «Я очень люблю уроки биологии, Ольга Ивановна очень интересно и понятно все объясняет. По схемам и таблицам очень легко готовить... | ||
«Сам себе покупаю компьютер» Автор Сурина Людмила Ивановна учитель информатики и икт мбоу гимназии «увк №1» города Воронежа | Метод проектов на уроках озож столярова Юлия Алексеевна маоу «Лицей №36» Ленинского р-на Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: 2002 |