Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8»





Скачать 93.13 Kb.
НазваниеДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8»
Дата публикации23.02.2015
Размер93.13 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Доклад

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила:

учитель информатики

МОУ «СОШ № 8»

Хорькова Т.И.

2010-2011 учебный год

о.Муром

Ум человеческий имеет три ключа,

всё открывающих: знание, мысль, воображение, - всё в этом.

В Гюго

Мысль есть главная способность человека; выражать её – одна из главных его потребностей, распространять её – самая дорогая его свобода.

П. Буаст

О себе (слайд 2)

  • Хорькова Татьяна Ивановна – учитель информатики и ИКТ средней школы № 8.

  • Работаю в школе № 8 с 1996 года.

  • Образование: высшее.

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта. (слайды 4-9)

Применение метода проектов в практике преподавания информатики в школе явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Часть школьников уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части школьников обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно.

Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей.

Третьей немаловажной проблемой является малое количество часов (1-2 часа в неделю) при довольно обширной программе и огромном интересе школьников.

Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений.

В настоящее время требуются новые методы обучения, основанные на активности личности для развития творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.

Всё большее внимание уделяется применению метода проектов в процессе преподавания предмета. Однако проблема применения метода проектов в ещё не до конца изучена и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован выбор данной темы.

Ведущая педагогическая идея (слайды 10,11)

Целью данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения информатики и информационных технологий в средней школе.

Реализация метода проектов на уроках информатики ИКТ

Хотелось бы рассмотреть данный вопрос более подробно.

Тема «Технология обработки графической информации» рассматривается очень подробно и углубленно на элективном курсе «Компьютерная графика».

Дети с удовольствием создают свои проекты с помощью программ CorelDRAW и Adobe PhotoShop.

На уроках небольшие проекты выполняются в программах Paint, GIMP, OpenOffice.org Draw.

Примеры проектов, выполненные в CorelDRAW (слайды 14-19).

Примеры проектов, выполненные в Adobe PhotoShop (слайды 20-21).

В любом проекте есть возможность представить результаты своего труда в виде презентации. Дети с удовольствием используют эту возможность. Любую, интересную тему, как правило, дети представляют в виде презентации. Пример: Проект «Компьютер будущего». В этом проекте дети с помощью презентаций показывают историю развития вычислительной техники с незапамятных времен до наших дней и анализируют те современные технологии, которые развиваются сейчас.

Примеры презентаций, используемых в проектах (слайды 23-28)

Простое перепечатывание текста при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» не является особо интересным занятием, а вот написание собственного текста или собственного сочинения в текстовом редакторе куда занятие интереснее.

Дети с пятого класса выполняют проектные задания в текстовом процессоре Microsoft Word. Это сочинения, доклады, рефераты.

Примеры проектов, выполненных в текстовом редакторе (слайд 30)

Тема «Обработка числовых данных в электронных таблицах» в плане проектной деятельности интересна в том случае, когда необходимо выполнить анализ статистических данных, а также построение графиков или диаграмм.

В проекте «Я выбираю здоровый образ жизни» группа «Социологов» анализировала данные по здоровью и заболеваниям в школе за последние 3 года. Свои данные они выполняли в виде таблиц Microsoft Excel и по данным таблицы строили диаграммы. Данные в виде диаграмм наглядно показывают изменение количественных показателей.

Пример проекта, выполненный в Microsoft Excel (слайды 32,33).

При создании проектов требуется работа с информацией. Современные школьники для этого, как правило, используют сеть Интернет (слайды 34-37). Почему?

  1. Интернет является огромным источником информации.

  2. При корректном и точном поиске, информацию в Интернете гораздо легче найти, чем в библиотеке.

  3. Кроме того, эту информацию необязательно перепечатывать. Можно лишь выбрать необходимое и скопировать в свой документ.

Есть учащиеся, которые настолько увлечены Интернетом, что интересующие их темы воплощают в виде создания собственных сайтов.

Примером проекта, в котором выполняется создание сайта является проект «Я выбираю здоровый образ жизни», в котором группа «Спортсменов» разработала собственный сайт по страйкболу (слайды 38-40)

Программирование является самой важной темой при изучении предмета «Информатика и ИКТ». Однако, необходимо отметить что все современные программы, в которых мы привыкли работать, написаны в объектно-ориентированных средах программирования и если по старинке использовать для обучения алгоритмические системы программирования, то у учащихся очень быстро пропадает интерес к предмету. На своих уроках я использую объектно-ориентированную систему программирования Visual Basic. При создании проектов в системе ООВП Visual Basic дети видят результат собственного труда – готовый продукт. Конечно же создание программного продукта даётся им нелегко, но интерес к предмету не теряется, а только растет (слайды 42-45)

Преимуществом предмета информатики является то, что знания и умения, полученные по предмету можно интегрировать в любую область.

Примеры проектов в других областях (слайды 47-49)

Очень важно, проводя различные внеурочные мероприятия, заинтересовать детей. Например, при проведении мероприятий по «Здоровому образу жизни» мною совместно с учащимися 10 Б класса и классным руководителем был разработан проект «Я выбираю здоровый образ жизни». В процессе выполнения проекта учащиеся были поделены на 4 группы (слайд 52)

В проекте были определены направления работы групп (слайд 53)

1 группа провела анализ данных по здоровью в школе за последние 3 года (слайды 54-55)

Можно отметить, что существует положительная динамика и растет количество учащихся с I группой (практически здоровых). При этом уменьшилось количество учащихся со II группой здоровья, соответственно и уменьшилось количество заболеваний. Однако необходимо отметить, что количество учащихся с III и IV группой практически не изменилось, так как к этой категории относятся учащиеся с серьезными нарушениями здоровья, у которых имеются серьёзные заболевания (в том числе дети-инвалиды), вылечить которые очень сложно, а иногда и невозможно. По данным диаграмм видно, что улучшились и показатели здоровья, такие как нарушение осанки, снижение зрения. Данные по сколиозу практически не изменились, так как лечить это заболевание очень сложно.

2 группа дала представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека (слайд 56).

3 группа ознакомила с основными правилами и аспектами здорового образа жизни (слайд 57).

4 группа проводила пропаганду здорового образа жизни. Данная группа представила (слайды 58):

  • реферат «Физическая культура как компонент здорового образа жизни»;

  • сайт AirSoftZone по страйкболу;

  • презентации на спортивную тему.


После проведения научно-практической конференции была проведена игра на спортивную тематику (слайд 59).

Результативность (слайды 60-69)

В ходе выполнения проектов:

  1. Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);

  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;

  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • умение работать в группе, в команде;

  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

  1. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

  2. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).

  3. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше – программы, которые помогают лучше представить свою работу.

  4. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

  5. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

  6. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

  • прививает общую информационную культуру школьника;

  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач использую мониторинговые исследования всего учебного процесса (слайды 69-76)

Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.)
В течение трех лет отслеживался уровень мотивации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ». Обработка результатов анкет выявила следующую динамику:

По результатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках. С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся:
Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями: Маркин Сергей, Маркин Андрей, Сухов Владимир, Беляков Евгений – работают программистами, Маркин Андрей – закончил аспирантуру по специальности "Информационные системы".

Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.

Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса.

В заключении… (слайды 77-79)

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, а также общее интеллектуальное развитие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconИспользование метода проектов на уроках информатики
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическое занятие гмо учителей информатики по теме «Повышение мотивации учащихся к изучению информатики на уроках и во внеурочной...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconО чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики?
Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса...
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconУрока : комбинированный. Тема : Услуги Интернет
Разработала Маркова С. А., учитель информатики и икт моу «сош №2» г. Дальнегорска
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconИспользование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и икт
...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconАвтор: Хамадеева Райхана Рашитовна, учитель информатики моу сош №1 с. Чекмагуш, рб
...
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности» учитель информатики моу «сош №8» iconПлан-конспект урока информатики и икт в 10 классе по теме «Измерение информации»
В 2011/2012 учебном году моу «сош №4 г. Ртищево Саратовской области» участвует в апробации уникального программного продукта, разработанного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск