Скачать 114.99 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение Берёзовская средняя общеобразовательная школа Использование метода проектов на уроках информатики . Федорченко Марина Валентиновна. с.Берёзовка Тайшетский район 2013г. С развитием социального общества меняются ценностные ориентации человека, что заметно на протяжении последних десятилетий. Самой главной ценностью, на мой взгляд, стала считаться свободная, образованная и развитая личность, которая может спокойно уживаться в современном постоянно меняющемся мире. Темой моего самообразования был выбран метод проектов,над этой темой я работаю второй год, хотя на уроках применяю практически все образовательные технологии. Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он и его последователь, профессор педагогики Уильям Килпатрик считали, что «…метод проекта дает возможность показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни…»Продвигали этот метод в России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев. Они считали метод проектов единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. На своих уроках я стараюсь использовать личностно-ориентированный подход в обучении путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проекты могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. Усвоение теоретических знаний осуществляется как раз через выполнение проектов, во время выполнения которых учащиеся самостоятельно конструируют свои знания и ориентируются в информационном пространстве. Чтобы разработать какой-либо проект, учащемуся необходимо детально разработать проблему, поставленную перед ним. Во время решения проблемы используются различные методы и средства обучения, а так же применяются знания и умения из различных сфер науки, техники и творческих областей. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других случаях — я определяю тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, исходя из естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Цели и задачи проектной деятельности:
Учителю необходимо ознакомить детей с этапами разработки и проведения проекта, а также:
Критерии оценок проектных работ
Какие результаты мною выделены в ходе выполнения проектов. 1.Формируются и отрабатываются:
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.). 4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу. 5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. 6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества. 7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными. При изучении теоретических тем, которые не запоминаются учениками и с трудом проговариваются ими при устном опросе, таких как управление и кибернетика, правовая охрана программ и данных, моделирование и формализация, я даю им в качестве проекта создать интерактивную презентацию по изучаемой теме. Ставлю задачу, что презентация должна включать гиперссылки на текстовые документы, предварительно подготовленные ими в текстовом редакторе, и на рисунки, созданные ими в графическом редакторе. Ученики с увлечением работают над проектом и параллельно запоминают сложный для них материал. Причём весь класс работает над одной темой, а проекты получаются совершенно разные: разный дизайн, разные картинки, разные анимации. При защите проектов акцентирую внимание на интересных находках учащихся. Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках. Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация -это мостик от имеющихся знаний к новым. Графически это можно отразить так: Пример создания такой проблемной ситуации проект “Вот дом который построил Джек” (5 класс, 3-я четверть, набор и редактирование текста.) Перед детьми ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки. Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки Проблемную ситуацию можно создать и при выполнении задания “Графика” , (9 класс, урок по теме “Технология работы с компьютерной графикой”) если задать учащимся следующие вопросы: - Можно ли для создания второго рисунка использовать первый? Как это сделать? При желании учитель может с учащимися обсудить и содержание рисунка, так как рисунок, создаваемый учащимися в текстовом редакторе является частью опорного конспекта к теме: Архитектура ПК. Состав системного блока. Сделать это можно, и после выполнения проекта, и на следующем уроке. Можно предложить учащимся дома ответить на вопросы, содержащиеся в рисунке. Ответы на вопросы рисунка даны в файле На следующем уроке учитель предлагает заполнить опорный конспект по теме “Различия и схожесть растровых и векторных изображений. Предлагаются следующие варианты работы с опорным конспектом: 1. Опорные конспекты учащимся можно предложить заполнить самостоятельно или разделив их на микрогруппы (3-4 человека), используя учебник, записи в тетрадях. Затем совместное обсуждение, когда учащиеся озвучивают вопрос и свой вариант ответа на него. В результате выбирается наиболее правильный и полный ответ. 2. Опорные конспекты учащиеся заполняют в тетрадях, или на выданных бланках , а затем на доске или на экране проектора появляется правильный вариант заполнения конспекта. В любом случае важна положительная оценка как практических (урок № 1, задание “Графика”), так и теоретических знаний учащихся. (урок № 2, работа с опорным конспектом). В 5-6 классах во время изучения простейших графических редакторов. У учащихся формируются навыки работы с программным обеспечением, клавиатурой, мышью. Способствует развитию творчества и логического мышления. Повышается эстетическое воспитание. Одним из проектов является итоговая работа по теме , «Поздравительная открытка», " Дом моей мечты". 7 классы — работы в текстовых редакторах. У учащихся закрепляются навыки набора и редактирования текста, формируется навык построения схем и таблиц в тестовом редакторе. Пример выполняемого проекта - «Генеалогическое древо моей семьи». 9 классы. Проекты, которые создаются в 9 классах и старшей школе отличаются большей долей самостоятельности. Дети самостоятельно продумывают многие темы, подбирают информацию, разрабатывают структуру проекта.
В 8-м классе при изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему. 10 касс :
11. класс:
Метод творческих проектов применяю и во внеклассной работе. Например, в рамках декады среди учащихся 5-7 классах проводится конкурс на лучший кроссворд , в 8-9 классах проводится конкурс рисунков в любом графическом редакторе на тему «Рождественская открытка», для 10-11 классов конкурс «Лучший коллаж» посвященный Новому году или Рождеству. В результате наработки опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий на уроках информатике делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития Вывод: методу проектов необходимо уделить больше внимания, т.к. считаю, что самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал. |
«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся | ||
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления... ... | Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | ||
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская... «Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству» | В области географии и геоэкологии «Турбион-технология» – инновационная методика повышения эффективности метода проектов. Главная цель данной разработки – совершенствование... | ||
О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | Рекомендации по формированию исследовательских и творческих умений... Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,... | ||
Использование метода проектов на уроках в начальной школе В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать... | «использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | ||
Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории | Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство... 1 Теоретические основы метода проектов как средство формирования речевых умений | ||
Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11 | Применение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе по теме Данная работа посвящена использованию проектной методики при обучении английскому языку учащихся старшего звена средней школы | ||
Уроках математики Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания... | Название проекта: Использование проектного метода на уроках истории в школе-интернате Учебник. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история XX-XXI века 9 класс М.: Мнемозина, 2009 |