Использование метода проектов на уроках в начальной школе





Скачать 54.62 Kb.
НазваниеИспользование метода проектов на уроках в начальной школе
Дата публикации05.07.2014
Размер54.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Использование метода проектов на уроках в начальной школе
Низамова Альфия Тимергалиевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан
« В душе каждого ребёнка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное.

Не меньшее значение имеет проектная технология обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Интерес к методу проектов был у меня всегда, но устоявшаяся традиционная педагогика не давала возможности раздвигать границы урока. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, мы учили учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями

Сейчас у меня 3 класс. Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы проектно-исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе обучения уже во 2 классе. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом. Всё начиналось с урока «Жизнь животных зимой». Потом были тематические уроки: «Свойства воды», «Свойства воздуха» и др. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд».

Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.

Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? И я начала готовить учащихся.

Начали с пришкольного участка. На осенней экскурсии обратила внимание на красоту краснеющих клёнов, желтеющих ив, краснеющих рябин. Как участник проекта и как учитель, я старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая воздействовать с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.

Далее возник вопрос, как назвать проект. Проект получил название «Деревья вокруг нас». Класс разделился на несколько групп. Каждая сделала свою эмблему и выбрала дерево на пришкольном участке для наблюдения. У всех деревья были разные: кто-то выбрал берёзу, кто-то – клён, кого-то заинтересовал дуб и т.д.

У каждой группы появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал. Стало понятным, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечёмся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовёт изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты. По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного. За деревьями наблюдали весь год. Начали с того, как и когда дерево сбросило все листья. Как дерево перезимовало? Когда оно стало просыпаться? Когда появились почки, первые листочки? Когда оно зацвело? и т. д. Всё это дети записывали и фотографировали.

Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошёл в дома учащихся. Родители помогали детям найти информацию о деревьях в Интернете. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Изучив материал в той мере, в какой смогли учащиеся начальной школы, мы подошли к практической части: как сделать презентацию. В подготовке презентаций детям помогли родители, некоторые подходили ко мне. Затем в классе сделали научно-практическую конференцию. Ребята выступали с большим удовольствием.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. А потом встал вопрос: «А дальше будем работать по проекту?» Был поднят вопрос о назначении и пользе растений, прежде всего деревьев, в озеленении пришкольного участка и значении их в жизни человека.

Сейчас идет 3 год обучения. Проект продолжается, его тема – «Посади дерево!». Проект снова долгосрочный, коллективный и требует новых знаний. Нужно знать в какое время года лучше посадить дерево, какой необходим грунт, какие органические удобрения и т.д.

В чём заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности? Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование метода проектов на уроках в начальной школе icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconИспользование метода проектов на уроках информатики
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconНазвание проекта: Использование проектного метода на уроках истории в школе-интернате
Учебник. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история XX-XXI века 9 класс М.: Мнемозина, 2009
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconЛенинского района
«Использование элементов классической танцевальной аэробики на уроках физической культуры в начальной школе»
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Использование метода проектов на уроках в начальной школе icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconДоклад к педагогическому совету
«Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»
Использование метода проектов на уроках в начальной школе icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconШишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Использование метода проектов на уроках в начальной школе iconВ области географии и геоэкологии
«Турбион-технология» – инновационная методика повышения эффективности метода проектов. Главная цель данной разработки – совершенствование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск