Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области





Скачать 100.7 Kb.
НазваниеКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области
Дата публикации28.07.2014
Размер100.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Кравцова Ольга Петровна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ Ново-Павловская ООШ с.Новопавловка Кашарского района Ростовской области

* * *

«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Основная цель современного образования — всестороннее воспитание и развитие личности школьника, подготовка его к активной жизнедеятельности. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

Искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы, занимают в современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьцика.

Принцип развивающего деятельного характера образования предполагает отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного на передачу готовых знаний. Особенно этому способствует, на мой взгляд, метод проектов.

Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он используется мало.

Может ли метод проектов внести в изучение изобразительного искусства что-то новое? Может ли он вообще применяться на уроках ИЗО, насколько это применение будет эффективно? Какие сложности ожидают учителя ИЗО, который решил использовать метод проектов? Эти вопросы я задавала себе, размышляя над возможностью использования метода проектов на уроках изобразительного искусства, факультативных и кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Мною была выдвинута гипотеза: предполагается, что метод проектов возможно использовать при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школы при соблюдении определенных методических требований. Прежде всего, я более детально познакомилась с понятием «метод проектов», с историей возникновения и развития метода учебных проектов, их многообразием. Изучила методику осуществления учебного проекта.

Чем же привлёк меня метод проектов?

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям: ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

В-третьих, подчас знания, полученные учащимися, остаются теорией, а цель метода проекта - научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.

Участвуя в различных учебных проектах учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; системное мышление; проявляют индивидуальные творческие способности.

В результате выполнения проектов у школьников воспитываются трудолюбие; способность самостоятельно принимать решение; ответственность; коммуникабельность; изобретательность.

Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. При составлении календарно-тематического плана я выделяю ведущую тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Кроме того, сами дети также имеют возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения. Постепенно определился круг тем наиболее интересных для выполнения проектов. До начала работы учащихся над проектом я провожу большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки: определяю временные затраты, возможности самостоятельной работы учащихся. Каждый проект требует полного материально-технического обеспечения, в противном случае можно свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Какое может потребоваться обеспечение для работы над проектом? Для разных проектов — разное. Для одних только краски и бумага. Для других - ткань, вышивальные нитки, бисер и многое другое. Еще один вид необходимого обеспечения — информационное. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Для успешной работы над проектом ученики должны иметь достаточный выбор источников информации. Я использую школьную и районные библиотеки, книги и журналы, которые я собрала в кабинете декоративно-прикладного искусства, журналы и книги, имеющиеся у ребят дома. В последнее время источником информации стал Интернет. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.

Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес учеников к работе и посильность задания во многом определяют успех проекта.

Далее мы с учащимися приступаем к осуществлению самого поекта.

Первый этап осуществления проекта - погружение в проект — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирую проблему проекта. Тему проекта я стараюсь сформулировать естественным для детей языком и так, чтобы вызвать интерес. Вот некоторые темы учебных проектов, которые выполняли мои ученики: «Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов России», «В каждой избушке свои игрушки», «Улица, транспорт, пешеход», «Учимся мастерить из дерева», темы социальных проектов: «Использование предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере школы»,«Влияние интерьера на психологическое здоровье человека» и т.д. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации определяем цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.

На втором этапе организуется деятельность детей. Специфика учебного предмета «Изобразительное искусство» продиктовала мне особую организацию работы по выполнению проектов. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы я провожу на добровольных началах. Симпатии, связывающие детей во внеурочное время, положительно влияют и на самостоятельную работу, И все-таки, хотя работа контролируется учителем, это самостоятельное дело детей.

На этом же этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта. Навыки планирования своей работы ученики получают на каждом уроке изобразительного искусства. Мы всегда обговариваем тему урока, определяем последовательность работы над композицией рисунка, т.е составляем план самостоятельной деятельности, после завершения работы над рисунком анализируем, что получилось хорошо, какие допустили ошибки и почему, что нужно делать при работе над другими рисунками, чтобы избежать повторения ошибок.

При составлении плана работы над проектом. я предлагала ученикам мысленно представить весь процесс работы и попытаться определить ее последовательность Все предложения учащихся записывались на доске, в ходе коллективного обсуждения отбирались нужные предложения, затем расставлялись в определенной последовательности, и составлялся план работы над проектом, который обязательно записывался на доске и индивидуальных карточках. Поработав так над составлением плана проекта несколько раз, ученики приобретали необходимый опыт в планировании предстоящей работы.

После того как спланирована работа, наступает третий этап - практическое выполнение проекта. Здесь я стараюсь как можно меньше влиять на работу учеников. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Проект никогда не ограничивается работой на уроках, основная его часть выполняется во внеурочное время (на факультативных или кружковых занятиях, дома). Дети делают работу настолько самостоятельно, насколько они это умеют. Но я всегда требую от учеников аккуратности в выполнении своей части работы, потому что от этого зависит качество всего проекта.

Последним этапом осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом. Презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и рассказ о самой деятельности, рассказ о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи; как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности. Дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность (групповую и индивидуальную), определять вклад каждого участника проекта.

Собственно, во время презентации мы получаем представление о том, что было сделано во время проектной деятельности. На презентации может происходить демонстрация альбомов, книг, журналов, с которыми работали дети, эскизов картины, панно, плаката во время устного доклада. Результат может быть предъявлен в форме выставки. Вид и форма представления продукта определяются еще на этапе постановки цели и задач проекта.

Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.

Педагогу, использующему метод проектов в своей деятельности нужно учитывать следующее:

- метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству;

- следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;

- учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;

- следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;

- проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;

- удобнее всего использовать краткосрочные или среднесрочные проекты;

- для начинающего педагога желательно записывать краткие резюме по результам наблюдений за учащимися. Это поможет быть более объективным при защите проектов;

- полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.

Мой личный опыт убеждает в том, что проектный метод обучения является важной составляющей художественного образования, обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся.

За время использования этого метода в учебной деятельности мы с учениками осуществили самые разнообразные проекты: «Учимся мастерить из дерева» (изготовление деревянных игрушек для детского сада); «История русской народной вышивки в работах новопавловских мастериц» (организация выставки); среднесрочный социальный проект по праздничному украшению улиц районного центра с.Кашары к Дню села; «Улица, транспорт, пешеход» (создание наглядных пособий для школьного кабинета ОБЖ); «Акварельная вышивка» (индивидуальный творческий проект для создания картин в жанре пейзажа); «В каждой избушке свои игрушки» (фотоальбом для уроков ИЗО в начальных классах); «Использование предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере школы»,«Влияние интерьера на психологическое здоровье человека»

Широкое использование метода проектов на уроках ИЗО и занятиях по декоративно-прикладному искусству позволяет успешно осуществлять задачи по прикладному творчеству: формирование у детей практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса, обучение детей мастерству, пробуждение интереса к творчеству, желания творить самостоятельно.

Самое же ценное заключается в том, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconОтчет о результатах самообследования
Павловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Павловского муниципального района Воронежской...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconОбщеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Пролетарского района...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области icon«Эмпирическое исследование»
Тугаринова Ольга Викторовна, учитель географии моу елегинская оош буйского муниципального района Костромской области
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconДубовского района ростовской области постановление
О комплексе мероприятий Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области по организационно-разъяснительной...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconУчебник для 6 класса» Л. Л. Босова «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса»
Учитель: Егорова Ольга Петровна, мкоу сош с. Галахово Екатериновского района Саратовской области
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconДоклад руководителя мбоу «Большанская оош»
Мбоу «Большанская оош» Прохоровского района Белгородской области за 2011-2012 учебный год
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconИ. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconУрок по теме «Геральдика. Герб класса» Учитель изобразительного искусства...
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская оош с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск