И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник





Скачать 72.51 Kb.
НазваниеИ. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник
Дата публикации15.09.2013
Размер72.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации


  • Ф.И.О. – Максименко Вера Ивановна.

  • МБОУ Егорлыкская СОШ№7 им.О Казанского, Егорлыкского района Ростовской области.

  • Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель.

  • 8 класс

  • Учебник «Физика 8» А.В.Пёрышкин.

Тип урока. Комбинированный

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

  • Личностных:

- Стимулировать способность иметь собственные мнения;

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.



  • Предметных:

- овладеть опытом решения проблем при решении качественных и количественных физических задач по изучаемой теме;

  • Метапредметных:

- Формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме;

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Задачи урока:

Развивающие:

  • Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации.

  • Формировать умение планировать, прогнозировать решение задач.

  • Продолжить развивать навыки использования графиков фазовых переходов.

Воспитательные:

  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями;

  • Воспитывать чувство ответственности.

Образовательные:

  • Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости;

  • Объяснить постоянство температуры жидкости в процессе кипения;

  • Ввести новую физическую величину- удельную теплоту парообразования;

  • Объяснить на основе закона сохранения и превращения энергии равенство удельной теплоты парообразования и конденсации.

  • .Закрепить полученные знания.

  • Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран,

Оборудование для демонстрационного эксперимента

  • сосуд с водой , спиртовка, термометр, пробирка, пробка в пробирку с пропущенной через нее стеклянной трубкой, на кото­рую надета резиновая трубка с грушей.


Ход урока.

1. Организационный  момент.


  • Включить учащихся в учебную деятельность;

  • Определить содержательные рамки урока.

Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать тепловые явления. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова И.А. Крылова «Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое.» Приступим к работе.

2.Актуализация знаний учащихся. ( Фронтальная беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы, помещённые в коробочки.

Смотри приложение №1.

    1. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?

    2. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

    3. При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

    4. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

    5. Почему зимой на улице при дыхании заметно выделение пара, а летом нет?

    6. Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

    7. В блюдце и в стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему?

    8. Чтобы остудить воду в летнюю жару, её наливают в сосуды , изготовленные из слабообожжённой глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?

    9. В какой колбе вода испарится быстрее? И почему?



Рис.№1 Рис.№2


Обсуждение предположений, высказанных учащимися. (Могут быть разные ответы)..

– Удалось вам ответить на вопрос?

– Почему не всем удалось выполнить задание? Где возникали затруднения?

–Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о тепловых явлениях, а для этого нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия: «Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости». Формулируем тему урока.
3. Изучение нового материала.

Демонстрационный эксперимент:

Наблюдение (и комментарий учителя) процесса закипания и кипения жидкости.

Стеклянную колбу с во­дой, укрепили на штативе, нагреваем с помощью горелки, периодически измеряя температуру воды.

Наблюдайте за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков.

Объясните причину их возникно­вения. Проследите за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность.

Выясните, под действием какой силы пузырьки движутся вверх.?

Смотри приложение №2 «КИПЕНИЕ»

Обсуждение вопросов:

- Какими явлениями сопровождается процесс кипения?

- Почему и где образуются пузырьки?

- Почему пузырек увеличивается в объеме?

- Изобразите в тетради силы, действующие на пузырек.

- Почему вода «шумит»?

- Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?

Формирование понятия кипение, основное отличие которого от обычного процесса испарения заключается в образовании пузырьков воздуха и пара и дальнейшего всплывания их на поверхность.

Условия кипения:

а) Давление пара в пузырьке должно превышать сумму давления вышеле­жащего слоя жидкости и атмосфер­ного давления.

б) Fa>mg.

Измерение температуры кипения воды в опыте № 1.

Выводы:

  • Неизменность температуры кипения жидкости во время парообразования.

  • Необходимость подведения энергии к кипящей жидкости.


Отличие процесса кипения от процесса испарения жидкости:

  • испарение жидкости происходит только с её свободной поверхности; при кипении жидкость испаряется не только со свободной поверхности но и внутрь пузырьков воздуха;

  • испарение жидкости происходит при любой температуре; кипение жидкости (от начала и до конца) происходит при определённой и постояннойдля каждой жидкости температуре.

Работа с таблицей температуры кипения различных жидкостей.

Изучение таблицы температур кипения различных веществ при нормальном атмосферном давлении.

Обсуждение вопросов:

- Почему температура кипения не изменяется в процессе кипения?

- На что расходуется энергия, подводимая к телу в процессе кипения?

- Чем можно обжечься сильнее - кипящим маслом или кипящей водой?
Наблюдение за процессом кипения воды при повышенном и пониженном давлении.

Смотри приложение №3 «Кипение воды при различном давлении.»
Установили в штативе пробирку с небольшим количест­вом воды. Нагрели воду до кипения и вставили в пробирку пробку с пропущенной через нее стеклянной трубкой, на кото­рую надета резиновая трубка с грушей. Наблюдай­те, что происходит при сжимании груши и при отпускании. Яв­ление объясните.

Интересные факты. На самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при 70°С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120°С при давлении 200 кПа.
Удельная теплота парообразования.

Единицы удельной теплоты парообразования.

  • Большее значение внутренней энергии вещества в парообразном состоянии по сравнению с внутренней энергией этого же вещества (равной массы) в жидком состоянии ( на величину удельной теплоты парообразования)

Мысленный эксперимент. Предлагается учащимся провести мысленный эксперимент: если взять разные жидкости массой 1кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется ка­ждому веществу, чтобы его полностью испарить при темпе­ратуре кипения.
Работа с таблицей удельной теплоты парообразования некоторых веществ.

  • Что обладает большей внутренней энергией: вода при 100 , или её пар той же массы и при той же температуре?

  • Какое количество теплоты необходимо сообщить 1 кг ртути, имеющей температуру 3570 С, чтобы испарить её?

Конднесация пара.

Выделение при этом энергии, поглощённой при образовании пара. Опыт по рисунку в учебнике

Введение формулы для вычисления количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости массой m, взятой при температуре кипения и выделение такого же количества теплоты при конденсации пара. Q=Lm.

  1. Закрепление изученного материала.

Решение задачи: Лёд , при температуре –20 C превратить в пар. Какие тепловые процессы при этом должны произойти? Что для этого необходимо сделать? Изобразите фазовые переходы графически.



А

В

С

Д

Е

Составить формулы определения количества теплоты для процессов, изображённых на графике.

Смотри приложение №1

( В конвертах находятся разрезанные буквы, обозначающие изученные физические величины формулы и учащиеся складывают формулы.),

Проверь себя

Сверяют составленные формулы с теми, которые показаны на экране.

Обсуждение вопросов:

Смотри приложение №1

  • В каком из сосудов ( №1 или №2) вода будет горячее, если температура вливаемого кипятка и пропускаемого пара, а также другие условия опыта одинаковы?

  • Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет кипеть дольше?

  • В каком из сосудов ( №1 или №2) вода будет горячее, если впустить одинаковое количество пара воды и пара эфира?

6.Домашнее задание

п.18, 20. упр.10 №1,2,3 (устно)

  1. Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал ….




  • Теперь я могу …




  • Было интересно…




  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…

Заключение:

Я думаю, что сегодня на уроке, вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что полученные знания и умения, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Мне очень понравилось с вами работать! Большое спасибо за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconУчебник М. И. Моро «Математика. 2 класс»
Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т....
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconЕрмошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconРабочая программа по физике
Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconАлексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка...
Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconВиряскина Лариса Николаевна, учитель географии высшей квалификационной...
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconКонспект урока по обучению грамоте (1 класс) Учитель высшей квалификационной...
Обучающая: формирование представления о букве «Ф» как значке для обозначения звуков [ф] и [ф
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconУрока тема урока
Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель географии высшей категории мбоу «Пролетарская сош» Серпуховского района Московской области Шарыпкина Н. К
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»...
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»...
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского, Егорлыкского района Ростовской области. Учитель физики высшей квалификационной категории, Соросовский учитель. 8 класс Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск