Скачать 72.51 Kb.
|
Тема урока: Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации
Тип урока. Комбинированный Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
- Стимулировать способность иметь собственные мнения; - самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
- овладеть опытом решения проблем при решении качественных и количественных физических задач по изучаемой теме;
- Формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме; - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; Задачи урока: Развивающие:
Воспитательные:
Образовательные:
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Оборудование для демонстрационного эксперимента
Ход урока. 1. Организационный момент.
Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать тепловые явления. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова И.А. Крылова «Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое.» Приступим к работе. 2.Актуализация знаний учащихся. ( Фронтальная беседа) Учащиеся отвечают на вопросы, помещённые в коробочки. Смотри приложение №1.
Рис.№1 Рис.№2 Обсуждение предположений, высказанных учащимися. (Могут быть разные ответы).. – Удалось вам ответить на вопрос? – Почему не всем удалось выполнить задание? Где возникали затруднения? –Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о тепловых явлениях, а для этого нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия: «Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости». Формулируем тему урока. 3. Изучение нового материала. Демонстрационный эксперимент: Наблюдение (и комментарий учителя) процесса закипания и кипения жидкости. Стеклянную колбу с водой, укрепили на штативе, нагреваем с помощью горелки, периодически измеряя температуру воды. Наблюдайте за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков. Объясните причину их возникновения. Проследите за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность. Выясните, под действием какой силы пузырьки движутся вверх.? Смотри приложение №2 «КИПЕНИЕ» Обсуждение вопросов: - Какими явлениями сопровождается процесс кипения? - Почему и где образуются пузырьки? - Почему пузырек увеличивается в объеме? - Изобразите в тетради силы, действующие на пузырек. - Почему вода «шумит»? - Чем отличается процесс кипения от процесса испарения? Формирование понятия кипение, основное отличие которого от обычного процесса испарения заключается в образовании пузырьков воздуха и пара и дальнейшего всплывания их на поверхность. Условия кипения: а) Давление пара в пузырьке должно превышать сумму давления вышележащего слоя жидкости и атмосферного давления. б) Fa>mg. Измерение температуры кипения воды в опыте № 1. Выводы:
Отличие процесса кипения от процесса испарения жидкости:
Работа с таблицей температуры кипения различных жидкостей. Изучение таблицы температур кипения различных веществ при нормальном атмосферном давлении. Обсуждение вопросов: - Почему температура кипения не изменяется в процессе кипения? - На что расходуется энергия, подводимая к телу в процессе кипения? - Чем можно обжечься сильнее - кипящим маслом или кипящей водой? Наблюдение за процессом кипения воды при повышенном и пониженном давлении. Смотри приложение №3 «Кипение воды при различном давлении.» Установили в штативе пробирку с небольшим количеством воды. Нагрели воду до кипения и вставили в пробирку пробку с пропущенной через нее стеклянной трубкой, на которую надета резиновая трубка с грушей. Наблюдайте, что происходит при сжимании груши и при отпускании. Явление объясните. Интересные факты. На самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при 70°С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120°С при давлении 200 кПа. Удельная теплота парообразования. Единицы удельной теплоты парообразования.
Мысленный эксперимент. Предлагается учащимся провести мысленный эксперимент: если взять разные жидкости массой 1кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения. Работа с таблицей удельной теплоты парообразования некоторых веществ.
Конднесация пара. Выделение при этом энергии, поглощённой при образовании пара. Опыт по рисунку в учебнике Введение формулы для вычисления количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости массой m, взятой при температуре кипения и выделение такого же количества теплоты при конденсации пара. Q=Lm.
Решение задачи: Лёд , при температуре –20 ◦C превратить в пар. Какие тепловые процессы при этом должны произойти? Что для этого необходимо сделать? Изобразите фазовые переходы графически. А В С Д Е Составить формулы определения количества теплоты для процессов, изображённых на графике. Смотри приложение №1 ( В конвертах находятся разрезанные буквы, обозначающие изученные физические величины формулы и учащиеся складывают формулы.), Проверь себя Сверяют составленные формулы с теми, которые показаны на экране. Обсуждение вопросов: Смотри приложение №1
6.Домашнее задание п.18, 20. упр.10 №1,2,3 (устно)
Продолжите фразу:
Заключение: Я думаю, что сегодня на уроке, вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что полученные знания и умения, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Мне очень понравилось с вами работать! Большое спасибо за урок! |
Учебник М. И. Моро «Математика. 2 класс» Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т.... | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории... Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан | Ермошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | Рабочая программа по физике Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории | ||
Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка... Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района | Виряскина Лариса Николаевна, учитель географии высшей квалификационной... Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь | ||
Конспект урока по обучению грамоте (1 класс) Учитель высшей квалификационной... Обучающая: формирование представления о букве «Ф» как значке для обозначения звуков [ф] и [ф | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ||
Урока тема урока Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель географии высшей категории мбоу «Пролетарская сош» Серпуховского района Московской области Шарыпкина Н. К | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... |