Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 134.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер134.18 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе
по теме «Дружба в лирике А.С.Пушкина»

Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, КОУ «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» при ФКУ УФСИН России по Омской области ИК-12

УМК по литературе для 5-11 классов Т. Ф. Курдюмовой и др.

Пояснительная записка: Данная тема актуальна для учащихся-осужденных в нравственном аспекте, т.к. на примере лицейской дружбы, зрелой дружбы заставит учащихся задуматься о своей жизни, о воспитании детей, об отношении к родителям, над причинами, приведшими их на скамью подсудимых, возможно, изменит их отношение к жизни и поможет, в какой-то степени, пережить трудный период пребывания в стенах заключения, а также адаптироваться к жизни на свободе и пересмотреть свои жизненные принципы и идеалы.

Тип урока: урок-семинар (работаю над использованием технологии нетипичных уроков, способствующих развитию познавательной активности учащихся и направленных на приобретение навыков устойчивой положительной динамики личности учащихся-осуждённых).

Оборудование урока: Поэтические сборники стихотворений А.С.Пушкина, индивидуальные карточки, слайды, портреты, аудиозаписи художественного чтения.

Цели урока:

  • образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека;

  • развивающая- развивать навыки выразительного чтения, диалогической речи, умения высказывать свою точку зрения;

  • воспитательная - показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких, увидеть возможность разобраться в непростых общечеловеческих проблемах; помочь формированию социализированной личности.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы;

  • Организация работы в микрогруппах (несколько учащихся работают над каждым пунктом плана урока);

  • Работа со словарями и дополнительной литературой.

Система контроля на уроке: ответы учащихся на уроке, подготовка индивидуальных сообщений, чтение наизусть, оценка работы с литературными источниками, выполнение теста.

План подготовки к уроку- семинару

1.Дружба – особая тема пушкинской лирики. Что значила дружба для поэта, и как менялось её понимание, отражённое в стихах?

2.Тема дружбы в юношеской лирике. Лицейское братство. Светлое радостное настроение (Пирующие студенты,1814).Формирование представления Пушкина об истинной дружбе – верной и вечной (Разлука,1917).

3.Неотделимость мотивов дружбы от мотивов гражданственности (К Чаадаеву,1818, Во глубине сибирских руд…,1927).

4.Дружба – сила, побеждающая отчаяние ( 19 октября,1825, Мой первый друг, мой друг бесценный…, 1826, Бог помочь вам, друзья мои…,1827»

5.Предательство как страшный грех, разочарование как трагедия (Коварность,1824).

6.Дружба - ценность, не меняющаяся с годами несмотря на «катастрофическую эволюцию» личности Пушкина (Чем чаще празднует Лицей…,1831, Была пора: наш праздник молодой…,1836.

7.Внутренняя свобода поэта. Способность к глубоким и искренним чувствам – основа гуманистического мировоззрения Пушкина.

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

А.С.Пушкин

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока, чтение эпиграфа и определение целей данного урока. (перед уроком отбирался литературный материал, определялись задания для самостоятельной работы).

Cегодня, обращаясь к нравственным проблемам, проблемам дружбы, товарищества, мы попробуем рассмотреть их через призму дружеских отношений, посмотреть, каким образом дружба влияет на формирование души, на развитие тех качеств личности, которые привлекают современного читателя и делают интересным и полезным для него поэзию А.С.Пушкина сегодня.

Дружба может связать самых разных людей по характеру, воспитанию, материальному положению. Друзья - это люди, имеющие общие интересы, взгляды, деятельность.

  • Формирование понятия «друг», «товарищ» В «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова .

«Друг» - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; «дружба» - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;

«Товарищ» - человек близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п. а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

Пушкин и его друзья. Это, прежде всего, его товарищи-лицеисты. Шесть лет провели они вместе в Царском Селе, который стал для них домом на все эти годы. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей.

Лицей подарил поэту красоту мира, любовь к родине, к друзьям, С некоторыми из них, судьба соединила его навсегда. Всё это наполняло душу светлым, радостным чувством, которое не угасало никогда. В каждом лицеисте было воспитано чувство собственного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, соотносимость себя с другими, чувство дружбы, родства и братства.

Вспоминая, лицейских друзей он восклицает:

(Читает наизусть один из учащихся)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он над сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября 1827»)

Мы знаем, к кому из лицейских друзей обращается поэт.

(о друзьях А.С.Пушкина рассказывают учащиеся)

1. Это прежде всего: Иван Иванович Пущин (1798-1859) декабрист, автор воспоминаний о поэте – первый лицейский друг поэта. Один из декабристов позже сказал о нём: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек». Пущина любили многие за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Любили в лицее, потом и в гвардии и на гражданской службе. Он всюду был в центре – жизнерадостный надёжный и верный. Один из первых, ещё в детские годы оценил это сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин, который сам часто был неровен в общении, вспыльчив, он доверял своему другу Жанно (так они его называли между собой) свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После лицея они часто встречались в Петербурге.

Характер Пущина, его взгляды совсем не случайно привели его в тайное революционное общество. Он хотел привлечь и Пушкина, но опасался за него. Когда Пушкин был сослан в ссылку за революционные стихи Пущин его навестил(как и Дельвиг), не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало для ссыльного поэта нечаянной радостью. Находясь в ссылке в Михайловском Пушкин тосковал по друзьям, ему не хватало общения в письмах, хотелось видеть близких, лицейских друзей, говорить с ними.

Когда приехал к нему И.И.Пущин, Пушкин выскочил на крыльцо босиком, в одной рубашке и увидел, бегущего к нему, друга. Разговорам не было конца, они переговорили обо всём, вспомнили в первую очередь лицейских друзей. Пущин привёз Пушкину комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», поэт читал её с наслаждением, был взволнован и горд за друга. Свидание было кратким: Пущин спешил, но поэт запомнил эту встречу на всю жизнь:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Позже Пушкин написал другу проникновенные стихи, начинавшиеся словами:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благославил,

Когда мой двор уединенный

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!
Пущин получил послание, находясь уже на каторге в Сибири, и в воспоминаниях об этом сказал: «Отрадно отозвался во мне голос друга!»

Пущин навсегда остался для поэта таким – первым, бесценным. И о нём вспоминал поэт, когда умирал.

2. Антон Антонович Дельвиг(1798-1831) лицейский друг, поэт. Это был молодой человек внешне флегматичный увалень, но наделённый живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее Дельвиг все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю литературу, ощущал её гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина вывел на профессиональную литературную дорогу., тайком от друга, послав его стихи в 1815 году в журнал. Вместе они участвовали в создании лицейских рукописных журналов «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Дельвиг ещё в юности предсказывал своему другу широчайшую известность:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением.

В раннем стихотворении Пушкина «Пирующие студенты» (1814), поэт так искренне весело, рассказывает о дружбе. Энергия брызжет из молодого поэта, он шутит над собой и над друзьями:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыплённый.

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда, все знали, что весёлый и насмешливый Пушкин любил подтрунивать над друзьями, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства лицеистов. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости в лицейское братство.

В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые тёплые отношения. Они были товарищами и сотрудниками. Пушкин помогал Дельвигу в издании «Литературной газеты», которую Дельвиг не без оснований называл «пушкинской». Пушкин долго ждал приезда друга в Михайловское. Наконец, весной 1825 года, Дельвиг приехал. Пушкин писал: «Как я был рад баронову приезду!» Они читали друг другу стихи, говорили о литературе, Пушкин возил его к своим тригорским друзьям. Многое было обсуждено в беседах той весной. Вспоминая об этом Пушкин писал:

.. и ты ушёл,

Сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой; твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Ранняя смерть Дельвига (в 1831году) потрясла его друга. Получив известие об этом Пушкин писал: «Вот первая смерть мною оплаканная». Он знал о цензурных мытарствах Дельвига, о его столкновениях с властями, с официозной литературой в лице Булгарина и других. По воспоминаниям современников, именно грубые выходка Бекендорфа, сыграли роковую роль в болезни и смерти Дельвига. Какое же чувство собственного достоинства нужно было иметь, чтобы заболеть и умереть от оскорбления его, убит начальственным хамством. Через годы вспоминая о Дельвиге, Пушкин писал: Грустен гуляю – со мною доброго

Дельвига нет,

В тёмной могиле почил художников

Друг и советник.

3.Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) лицейский друг, поэт, критик, декабрист, издатель альманаха «Мнемозина»(1824-1825). Ещё в Лицее его считали чудаком, над ним смеялись, писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. «Кюхля», как называли его товарищи, был долговяз, неуклюж, с характерным профилем, украшенным большим носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность, доброту. Одни из первых его оценили Дельвиг и Пушкин. Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу и справедливость. Всё это оценили в нём впоследствии другие выдающиеся деятели принявшие его в тайное общество.

Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет он провёл в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке он продолжил свою литературную деятельность, следил за журналами, за выходом Пушкинских произведений. Его гениальность Кюхельбекер признал одним из первых. Когда вышла в свет поэма «Полтава», критика восприняла её прохладно, Кюхельбекер же оценил её восторженно. Из крепости он «с оказией» писал Пушкину : «Я тебя не только люблю, как всегда любил, но за твою «Полтаву» уважаю, сколько только можно уважать. Вокруг тебя люди, понимающие тебя, как я – язык китайский».

Кюхля был душевно близок Пушкину. Пушкин хлопотал за друга, посылал ему в тюрьму книги окольными путями. И Кюхельбекер до самой смерти хранил к нему благодарное товарищеское чувство.

Такими были ближайшие из товарищей Пушкина оставшиеся для него навсегда верными друзьями. И остальные лицейские товарищи помнили лицейское братство, лицейский девиз «Для пользы общей» и своих наставников.

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября.

Чувство дружбы, вынесенноё из Лицея, одушевляло поэта всю жизнь, с годами представление о дружбе менялось, т.к. некоторые друзья уходили в мир иной.

Более зрелое стихотворение, написанное рукой мастера «19 октября 1825» начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски (оно написано в ссылке в с. Михайловском)

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Но постепенно стихотворение наполняется радостью, одушевлением. Что же преобразило поэта?

-Мысли о друзьях спасали от одиночества.

-Дружба предстает как защита « от сетей судьбы суровой».

-Мысль о друзьях помогает преодолеть замкнутость «опального дома»

-Дружба противостоит гонениям судьбы

-Дружба раздвигает душевное пространство человека.

-Дружба спасительна, потому что ведёт к гармонии с миром.

-Дружба рождает благодарность, доброту.

-«Разный путь» не отменяет братских объятий:

Дружба для поэта оказывается спасительной, потому что при всей суровости судьбы возможны «дни соединений», но время меняет и чувства, и облик людей.

Припомните, о други, с той поры

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были

Игралища таинственной игры,

Металися смущённые народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То гордости багрила алтари.
Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлётами.

Расставаясь с друзьями, Пушкин пишет:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

4.Своим другом Пушкин считал и Пётра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) писателя, философа, автора «Философских писем» с 1816 года корнета лейб-гвардейского гусарского полка. Он был человеком оригинального ума и блестящего образования. Пушкин познакомился с ним ещё лицеистом, в Царском селе. Чаадаев офицер, участвовавший в Бородинском сражении и заграничных походах, «заставил его мыслить». Пушкин сознавал глубину натуры Чаадаева, его недюжинный ум.

Он высшей волею небес

Рождён в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут,

В Афинах – Периклес

А здесь он – офицер гусарский.

В философских письмах Чаадаев усомнится в великом будущем Родины, и Пушкин оспорит его взгляд. Но привязанность к Чаадаеву была сильной и горячей. «Никогда я тебя не забуду, – пишет Пушкин. – Твоя дружба заменила мне счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».

В творчестве А.С.Пушкина практически невозможно отделить тему дружбы и гражданственности. Встречи друзей одухотворялись серьёзными разговорами и свободолюбивыми мечтами, оживлялись стихами, шутками. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольномыслящей молодёжи, которые собирались тайно. Пушкин охотно читал им свои политические стихи.

Сюжет стихотворения «К Чаадаеву» развивает мысль о гражданском взрослении человека, которое расширяет его духовный горизонт и оценивается поэтом как пробуждение, это естественный шаг взросления и необходимое условие прихода «вольности святой», основанной на внутреннем развитии человека. Стихотворение проникнуто искренним призывом к свободе, верой в её торжество.

Но он видит и силы препятствующие освобождению (гнёт власти роковой) Послушайте это стихотворении:

«К Чаадаеву» (ученик читает наизусть)

В стихотворении отражены мысли, чувства и стремления поэта и его прогрессивно настроенных друзей и товарищей.

Но уже через год пылкая уверенность Пушкина сменилась горьким сомнением:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство падшее по манию царя,

И над Отечеством свободы просвещенной

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Однако вера Пушкина в светлое будущее России не умирает. Обращаясь к декабристам, находящимся в ссылке он пишет послание в Сибирь:

(чтение стихотворения наизусть)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут
Дружба – это сила, побеждающая отчаяние. Пушкин получает ответ на послание, написанный ссыльным поэтом-декабристом А.И.Одоевским:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И – лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы

В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт:

Их искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберётся под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжём свободы:

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы.

Он воодушевлён (чтение стихотворений А.С.Пушкина по желанию).

Бог помочь, вам друзья мои…,1827; Предательство Коварность,1824

Заключение «Мысли вслух…»

Итоговый тест на 3-5 минут.

1.А.С.Пушкин жил:

А: …в 1799-1837гг

Б: …в 1800-1825гг

В: …в1789-1835гг

2.А.С.Пушкин родился:

А: …в Москве

Б: …в Петербурге

В: …в Болдино

Г: …в Михайловском

3.Кто из перечисленных поэтов не был лицейским другом А.С.Пушкина?

А: А.А.Дельвиг

Б: В.К.Кюхельбекер

В: М.Ю.Лермонтов

4. Назовите первое опубликованное стихотворение А.С.Пушкина

А: Деревня.

Б: Воспоминания о Царском селе

В: К другу стихотворцу.

5.Какое из перечисленных произведений не принадлежит А.С.Пушкину

А: Дубровский

Б: Капитанская дочка

В: Барышня-крестьянка

Г: Слово о полку Игореве

6. За что А.С.Пушкин был отправлен в ссылку в село Михайловское (1824г.)

А: за участие в кружке «Зелёная лампа»

Б: за вольнолюбивые стихотворения

В: за дружбу с декабристами

7. Какое из перечисленных произведений А.С.Пушкина не относится к циклу южных поэм?

(1824-1826гг)

А: Кавказский пленник

Б: Бахчисарайский фонтан

В: Братья-разбойники

Г: Каменный гость

8.Список литературы.

1. Пушкин А.С. Сборник сочинений, М.1985

2.Т.Ф.Курдюмова Литература для 9 класса,. Учебник-хрестоматия, М. «Дрофа»,2008.

2.Маранцман В.Г. Художественная литература М.Просвещение,1991

3.Скатов Н. Пушкин, Л. «Детская литература»,1990

4.Гейченко С.С.,М. «Советская Россия»,1986

5.Басовская Е.Н. Как писать сочинения, М, «Олимп; ООО «Издательство АСТ»,1997

6.Ильин Е.Н. Как сдать экзамены по литературе.Изд.2,М.: Школа-пресс,1994

7.Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие для учителей. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,2004

8.Штильман С.П. Учимся читать классику. Пособие для учителей и учащихся, М.: Школьная пресса,2002

9.Использованы рекомендации преподавателей ИРООО и идеи методического комплекса «Вокруг тебя – мир…» .

10.Семёнова Н.К. Изучение литературы в 8 классе вечерней школы, М,Просвещение,1987

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск