«Эмпирическое исследование»





Скачать 208.14 Kb.
Название«Эмпирическое исследование»
Дата публикации18.09.2014
Размер208.14 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Астрономия > Исследование
Тугаринова Ольга Викторовна, учитель географии МОУ Елегинская ООШ Буйского муниципального района Костромской области.
Задание 1.

ВОПРОСНИК по теме «Эмпирическое исследование»:


  1. Какие существуют два основных способа познания мира?

 

Человек может познавать мир в двух основных формах: посредством чувственного восприятия, конструируя в своем сознании систему образов, и посредством абстрактного мышления, конструируя в своем сознании систему понятий. В свою очередь чувственное восприятие мира осуществляется в трех различных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение — это непосредственное познание отдельной стороны предмета или явления (цвета, запаха, размера и т. д.).
Восприятие — это непосредственное познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего или комплекса ощущений.
Представление — это опосредуемое памятью познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего ему комплекса ощущений.


Аналогичным образом абстрактное мышление о мире, подобно чувственному восприятию, осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятием называется форма абстрактного мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
Суждением называется форма оборотного лишения, способная выражать либо истину, либо ложь.
Умозаключением называется форма абстрактного мышления, при помощи которой мы можем получить новое знание непосредственно из старого знания.

2. Какой путь познания называют эмпирическим и в чем его суть?

Эмпирический путь познания – это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Эмпирический уровень познания включает в себя наблюдение явлений, накопление и отбор фактов, установление связей между ними.
Эмпирический путь познания это:

- « Всё, что сделано руками»

- «Всё, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить»
3.Что описывают эмпирические законы?

Эмпирический закон.

Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.

Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом.

Все эмпирические законы устанавливаются путем обобщения наблюдений и экспериментов, они выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов и выводятся из наблюдений.

4. Какие существуют эмпирические законы?

Существует ряд эмпирических законов:

1. Закон тождества.

2. Закон противоречия.

3. Закон достаточного основания.

4. Закон дедуктивных умозаключений.

5. Привести примеры применения эмпирических законов в логической структуре вашего предмета.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов.

Эмпирические методы также широко применяют в методике обучения географии. Один из самых распространенных методов - наблюдения. Умение наблюдать - необходимое качество учителя, наблюдательность - показатель педагогических способностей человека. Методика наблюдений, ее строй, содержание, виды, техника наблюдений зависят от особенностей изучаемой методической проблемы, от цели исследования, от характера объекта наблюдений. Успех наблюдений зависит от программы, которая составляется с учетом цели исследования.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

6. Что такое эмпирическое исследование?

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания:  эмпирическое  –  способствует  развитию  теоретического  познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение внешних свойств и отношений объектов. Оно описывает существование и функционирование объекта в форме классификации и группировок опытных данных  на основе их обобщения и выделения сходных признаков. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии учёного с изучаемым объектом. Полученное знание здесь фиксируется в форме эмпирического научного факта.

7. Привести алгоритм исследования, применяемый в вашей сфере деятельности (естественно-научной или гуманитарной)?


  1. Определение темы исследования.

  2. Вычленение из темы проблемы исследования.

3. Работа над пониманием проблемы и определение степени её сложности.

4. Определение цели исследования.

5. Определение объектов исследования и границ исследования.

6. Формулировка гипотезы (гипотез).

7. Определение методов исследования.

8. Шаги в исследовании (алгоритм).

9. Корректировка (исключение, подтверждение).

10. Предварительные выводы по теме.

11. Проверка результата.

12. Исключение ненаучных утверждений.

13. Формулирование окончательных выводов.

14. Оформление результатов.
8. Какие методы применяются в эмпирическом исследовании и познании?

- Наблюдение;

- Описание;

- Опыт;

- эксперимент;

- Экспертиза;

- Индукция.

- Сравнение

- Измерение;

- Материальное моделирование.
9. Подробно охарактеризуйте один из методов эмпирического исследования.

Одним из методов эмпирического исследования является наблюдение. Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.

Суть его состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, то есть объект должен находиться в обычных естественных условиях. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное – информацию получают при помощи приборов ил автоматически при помощи регулирующей аппаратуры. Наблюдение как средство познания даёт в форме эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

В повседневности и в науке наблюдения должны привести к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих практических и теоретических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того, чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшим из которых являются:

  • Планомерность;

  • Целенаправленность;

  • Активность;

  • Систематичность.



Задание 2. Соотнести типы и методы учебного эмпирического исследования.




Типы эмпирического исследования




поисковое

критическое

уточняющие

воспроизводящие

наблюдение

+




+




описание




+

+

+

опыт

+

+

+




экспертиза

+

+

+




индукция

+




+




аналогия







+

+

















по теме «Учебное исследование».

Задание 1,

Разработать урок-исследование с применением элементов одного из типов учебного исследования (поисковое, критическое, уточняющие; воспроизводящие).

Урок географии с применением технологии критического мышления.


Учитель


Тугаринова Ольга Викторовна, учитель географии МОУ Елегинская основная общеобразовательная Буйского муниципального района Костромской области.

Предмет

География (Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издтель -ство Дрофа. 2012г.

Класс

6 класс

Тип урока

Урок комплексного применения ЗУН

Технология построения урока

Технология критического мышления.

Тема

Земля – планета солнечной системы.

Цель

Углубить и развить знания учащихся о Земле.

Показать уникальность планеты Земля.

Задачи


Общеобразовательные: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

Развивающие: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Здоровьесберегающие: Создание комфортных условий для работы учащихся.

Основные термины, понятия

Вселенная, солнечная система, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

Планируемый результат.

Предметные умения





Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:


Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная


Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Сайт «Небесные тела солнечной системы».

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор



Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»).

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»).

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»).

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями.

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», (на экране-фото Земли из космоса.)

- Как вы думаете ,о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?

  1. Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?

3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?

Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах.

Маршрутный лист (На каждую группу)

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

б класса.

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания по теме «Земля - планета Солнечной системы»» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий.

Венера

Марс




















Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.

Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Делятся на три команды (заранее):

1 команда - полетят на Меркурий,

2 команда - на Венеру,

3 команда - на Марс.

На старт! Поехали!

Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию. Каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

1. Жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400 0 С, а на ночной -100 0 С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

2. Жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 0С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

3 Жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна


Осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.


2. С целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»



Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150млн.км.

-период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

2.Сохраняет тепло в ночные часы

3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»

4.Поставляет углекислый газ для питания растений

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов

2.Является средой обитания

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

2.Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.
Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав________________________________________________________

2. Является______________________________________________________________

3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.


Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

- приводить примеры географических следствий движения Земли.





Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:



  1. Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке.



3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.





Выполняют тест.

Проверяют правильность выполнения тестовой работы. Оценивают свою работу.

существляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37



Задание 2.

Соотнести типы учебного эмпирического исследования и методы познания


Методы познания

Типы учебного исследования




поисковое

критическое

уточняющие

воспроизводящие

Объяснительно- иллюстративные










+

Репродуктивные







+

+

Проблемные

+




+




Эвристические

+




+




Творческие

+

+








1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)

2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение)

3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение)

4.Эвристические (поисковые) методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование)

5.Творческие методы (моделирование, техническое творчество, проектирование)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эмпирическое исследование» iconН. Г. Чернышевского Наука как рационально-эмпирическое исследование
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
«Эмпирическое исследование» iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
«Эмпирическое исследование» iconТеоретико-концептуальное и эмпирическое обоснование прогнозов развития...
Диссертационная работа выполнена в гну «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов»
«Эмпирическое исследование» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
«Эмпирическое исследование» iconКакой путь познания называют эмпирическим и в чем его суть?
Какие существуют два основных способа познания мира: эмпирическое и теоретическое
«Эмпирическое исследование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М. В. Ломоносов). Часть урока – исследование....
«Эмпирическое исследование» iconИсследование извлечь нечто «из следа»
Исследование – извлечь нечто «из следа», т е восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в...
«Эмпирическое исследование» iconИсследование операций и системный анализ
Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа
«Эмпирическое исследование» iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
«Эмпирическое исследование» iconИсследование кариозных полостей с использованием стоматологического зонда
Визуальное исследование при патологии полости рта, включая черепно-челюстно-лицевую область
«Эмпирическое исследование» iconРеферат-исследование по эпизоду романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Исследование проблемы (поэтапное рассмотрение причин, вызывающих данное явление). Постановка задачи
«Эмпирическое исследование» iconНезависимое исследование
Демография: Русский прорыв. Независимое исследование. М.: Белые альвы. 2004. 160 с илл
«Эмпирическое исследование» iconИсследование, здоровьесбережение. Тема: «Большая буква в названиях...
Используемые технологии: интегрирование, опережающее обучение, исследование, здоровьесбережение
«Эмпирическое исследование» iconКузнецова Елена Сергеевна г. Сергиев Посад 2009 г. Содержание Введение...
I. теоретическое исследование инфантильности и конфликтности у подростков 14-15 лет в условиях семьи
«Эмпирическое исследование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаю вас на урок-исследование, Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение...
«Эмпирическое исследование» iconТема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк»
Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили в России в этот период. Исходя из этого исследование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск