Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика





НазваниеИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Дата публикации02.10.2013
Размер56.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕМА: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА ВЕТЕР". 4 класс.
Подготовила Учитель начальных классов МКОУ « СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Мороз С. В.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока:
- Продолжим наши исследования объектов русского языка. Кто хочет сегодня прикоснуться к науке?
- Кто хочет быть исследователем?
- Тема нашего исследования – слово.
Это слово спрятано в отгадке. Летом он поднимает облака пыли. Осенью заставляет кружиться разноцветный хоровод листьев. Зимой приносит метели и вьюги. А весною веет теплом и свежестью. Это он надувает паруса кораблей, мелет зерно на мельнице, разносит семена растений, сушит белье. Это все он – неугомонный бродяга – ветер.
– Почему ветер называют бродягой?
Мы посмотрим на слово ветер с разных сторон науки о русском языке.

Исследование по различным разделам языка
(Отправление в страну Грамматику)

I. Лексика.
Лексика – это раздел науки о языке, который изучает значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
– Что означает слово ветер? Обратимся к словарям С.И. Ожегова: Ветер – поток воздуха. В большом энциклопедическом словаре (БЭС): ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующее силой и скоростью. Ветер – явление природы, часть окружающей среды.
- Ветер и воздух – это одно и тоже?
- Откуда берется ветер?
- Что такое воздух? (Мы не видим его, но ощущаем). (Свободные высказывания детей )
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом воздухом – Воздушным океаном (атмосферой). Он есть везде: в почве, воде, в комнате, на улице, в организме. Ни одна звезда, планета не имеет воздуха – атмосферы. Поэтому на Земле существует жизнь. Это главное условие жизни на нашей Земле. Воздух необходим для дыхания человека, растений, животных. Он состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота.
- Откуда берется ветер? (Свободные высказывания детей)
Ветер не всегда равномерный поток воздуха, часто беспорядочное завихряющееся движение воздушных слоев. Ветры ниоткуда не берутся, причина их появления – разная степень нагрева отдельных регионов поверхности Земли. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. На его место устремляется поток более холодного воздуха.
– Какие бывают ветра? (их около 300).
1) Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу? (Вьюга).
2) Очень часто это слово используется в поэзии, теплый, легкий ветерок? (Зефир).
3) Сильней моя гроза, ливень, свирепый ветер, идет узкой длинной полосой? (Шквал).
4) Слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью – с суши на море? (Бриз).
5) Устойчивый сезонный ветер (муссон). Не все ветры легкомысленны и непостоянны. В Индийском океане вдоль Южного побережья Европы по море дует ветер в одном направлении. Это ветры-муссоны (с арабского). Вяска да Гама плыл на корабле от Африки до Индии 23 дня, а обратно из-за муссона – 3 месяца.
6) Бывает метель при ясном солнышке. Ветер не поднимает снег вверх, а несет его по низу, по земле? (Поземка.)
7) Особо опасный ветер. Он может быть на суше и на море. Столбом, винтом закручивает все, что встречается на пути? (Смерч.)
8) Эти ветры гораздо сильнее и разрушительнее смерчей? (Ураган, тайфун.)

Ветер – друг и помощник: бриз, зефир (у греков западный ветер), муссон.
1) приносит прохладу;
2) очищает воздух;
3) распространяет семена.
Ветер – враг и разрушитель: метель, вихрь, вьюга, ураган, шквал, пурга, буря, буран, шторм, поземка.
Лексика рассматривает наличие синонимов. Имеет ли наше слово синонимы? Какие? (Вихрь, шторм, буря, ураган и т.д.)
– Работа с карточками:
- Отметь рисунки, где ветер служит человеку, как друг и помощник.
1) приносит дождь и прохладу;
2) очищает воздух города от пыли, гари, вредных газов;
3) переносит семена растений.
- Отметь рисунки, где ветер наносит вред человеку.
1) разносит мусор;
2) разрушает дома, вызывает гибель людей.
Какой ветер называют попутным, какой встречным?

II. Что изучает орфография?

Орфография изучает правила написания слов.
Произнесём слово ветер. Послушаем себя и определим в слове орфограммы.
Какой звук стоит в слабой позиции? Докажите.
Как надо писать это слово? Проверим написание по словарю. Запишем, диктуя себе.

Физкультминутка

.

Ветер и листья.

 

Ветер по лесу летал,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.


Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер кружит над тропинкой.


К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
тихо дремлет на тропинке.


Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.


Опускают руки, приседают.

Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.


Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.
.

III. Что изучает словообразование?
Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.
- Какие части слова вы знаете? Посмотрим, как сконструировано это слово?
Назовите части слова. Как доказать, что в этом слове нулевое окончание?
Словообразование рассматривает группу родственных слов.
- Из чего могут состоять слова? (корень, суффикс, приставка, окончание)
- Может ли слова состоять без приставки, суффикса, окончания? А без чего слово не может существовать?
- Разбери слово по составу ветер.
- Какие слова называются родственными, однокоренными? Подберите родственные слова.
- Докажите что они родственны. (В словообразовательном словаре Л.И. Тихонова 96 слов.)
Ветерок, ветрище.
Игра соревнование: Кто больше подберет родственных слов? (ветряная, ветровка, ветры).

IV. Что изучает фонетика?
Фонетика – это учение о звуковой стороне языка; наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
Посмотрите на слово ветер и скажите, сколько звуков [е] вы здесь слышите?
Фонетический разбор слова : ветер
в – [в] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – [э] – гласный, ударный;
т – [т] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е – [и] – гласный, безударный;
р – [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый, сонорный.
_________________________
5 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

V. Что исследует раздел морфология?
Морфология – это раздел грамматики, изучающие грамматические свойства слов.
– Какой частью речи является слово ветер?
– Вспомните, что такое имя существительное?
– Что знаете об этой части речи?
Ветер – имя существительное, обозначает предмет:
1) неодушевленная форма (что?) – ветер.
2) мужской род, 2-ое склонение;
3) именительный падеж.
Физкультминутка: Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, а из молотой муки испекли нам пирожки.

VI. Что рассматривает синтаксис?
Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.
– Подберите к существительному ветер признаки. Какую часть речи возьмем?
(Прохладный, пронизывающий, освежающий, северный, западный, восточный, южный, попутный, озорной, яростный, теплый, холодный, резкий, порывистый, слабый).
– Что рассказали нам эти прилагательные? (о силе ветра, о его скорости, направлении).
– Какие прилагательные показались необычными, интересными?
– Со словосочетанием озорной ветер составить предложение.
Синтаксический разбор предложения:
Озорной ветер весело играет осенними листьями на дорожках.

VII. Что изучает фразеология?
Фразеология – особое сочетание слов.
– Какие знаем устойчивые словосочетания и сравнения? Что они обозначают?
– Бросать слова на ветер;
– Бросать деньги на ветер;
– У него ветер на голове;
– Прокатиться с ветерком;
– Свободный как ветер;
– Мчаться как ветер;
– Как ветром сдуло.
А можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как?
Рассматривание картины Рылова «В голубом просторе»

Итог урока. Рефлексия.
– Мы сегодня рассмотрели слово ветер с разных точек зрения.
– Какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?
– Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, фразеология.
– Достигли ли цели? Чему научились?
Д/з. Составить своё предложение про ветер или найти строчки у писателя и поэта

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconИсследование в 7а классе на тему: «The world around us.» Английский язык через татарский. Урок
Углубить полученные знания по грамматике английского языка через грамматику татарского языка
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconУрок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconАнглийская заимствованная лексика в современных татарских сми (исследование...
Работа выполнена в отделе лексикологии и диалектологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики...
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconПрограмма тура: 1-й день 24: 00 Отправление из Брянска, «Линия 1»
Отправление из Брянска, «Линия 1» (время и место отправления уточняются за сутки до отправления)
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История языка (французский язык)»
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика icon"введение в паскаль"
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности...
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика icon«Как медведя лечили»
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconЭлективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»...
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,...
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconРоль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск