Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»





Скачать 60.36 Kb.
НазваниеУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Дата публикации14.10.2013
Размер60.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка в 5 классе

«Эти многоликие слова» (Обобщающий урок по теме «Лексика»)

Цели урока:

Образовательные:

- повторить изученное по теме «Лексика»;

- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики.

Развивающие:

- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас

 языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Методы : комбинированный, игровой.

Оборудование:

1. Теремок (рисунок)

2. Карточки: - синонимы;

                    - антонимы;

                    - омонимы;

                    - однозначные и многозначные слова

                    - слова с прямым и  переносным  значением.

3. Магниты.

4. Выставка словарей.

5. Схема «Лексика» (ОСК)

Ход урока.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

«В чистом поле теремок, теремок.

 Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком живет?

Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).

-Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.

-Учитель: Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).

- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?

II. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.

III. Повторение изученного.

-Учитель: В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.

- Что это за слова?

а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).

-УЧИТЕЛЬ: Одного брата зовут Смелый. А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).

Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее (на доске записаны слова):

     Большой -…                                               теплый -…

     Влажный -…                                              хороший-…

     Прохладный -…                                         беспокойный-…

 б) Жильцов квартиры № 2

      Застать сумели мы едва.

      Они стояли у порога,

     Уже готовые в дорогу.

- Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.

- АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).

- Учитель: Что же такое антонимы?

- Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

          «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).

в) Учитель:  А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

         - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

                                                                           (И. Верзилин).

- Учитель:  Какие же слова живут в квартире № 3?

г) ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску).

- Учитель: А что такое омонимы?

-Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами. (работа в тетрадях для схем).

- Это ваше художественное творчество. Подберите ЛЗ слова «художественный». Художественный – значит «образный».

- С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)

Учитель: Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении?

         Облачка уже красны,

         Смотрят сосны:

         Лихо прыгают козлы

         Через козлы.

         Крикнут филин:

         - Я сего

         Не одобрил дела.

         Ну-ка марш козлы в село!

         Солнце село.

- Как называются такие омонимы? (козлы- омографы, село - омоформы).

(Омографы: слова одной части речи, пишутся одинаково, но слышатся по-разному, и омоформы – слова, которые одинаково пишутся, но относятся к разным частям речи).

 Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,

                   А прежде, чем на второй этаж подняться,

                   Нужно физминуткой заняться.

Физкультминутка

   Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

   Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).

   Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

   Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –             «дернули за гири»).

    Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

    Убежали мышки вон (бег на месте).

Учитель: поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет?

д)- Кто вы?

     - Мы лисички, дружные сестрички.

      -Ну, а вы-то кто же?

      - Мы лисички тоже.

       -Как, с одной- то лапкой?

       -Нет, еще со шляпкой.

 - Учитель: Так кто же живет в квартире №4? ( многозначные слова)

-Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).

-Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка       девочки).

- Что их объединяет? (верх чего- либо).

-А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)

-Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)

д)  Учитель: А под самой крышей находится мансарда.

- Что это такое?- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание   общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые  «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно  сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

- Учитель: Какие слова могут такое?

- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).

Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности:

         Усталое солнце по небу гуляет.

         Ленивая туча над лесом скучает.

         На сонной березе щебечут синицы.

         Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

- Для чего автор использует слова с переносным значением?

(описать природу как живую).

- Как называется художественное средство? (олицетворение)

- А дома вы продолжите работу с тропами: выписать из стихотворений описание природы, найти  и подписать олицетворения.

Учитель: Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка.

IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.

V. Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили?  Проведем взаимоопрос по схеме. Как всегда, вы самостоятельно оцениваете своего соседа по парте.

- Объясните, почему именно такая отметка?

- Конечно, ребята, я вам доверяю, но мне хотелось бы самой услышать ответы (у доски отвечает контрольный ученик на вопросы класса).

VII. Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.

А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

     Горят, как жар, слова

     Иль стынут, словно камни,-

     Зависит от того,

     Чем наделил их ты,

     Какими к ним в свой час

    Притронулся руками

     И сколько отдал им

     Душевной теплоты.

Учитель: Какие добрые слова вы хотели бы высказать жильцам этого теремка? (творческие группы)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрока: обобщающий Цель: Обучение учащихся коммуникативному общению...
Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков; стихи по теме, вопросы по теме
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconОбобщение по теме «Имя существительное» Цели урока
Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль...
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников...
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников по теме «Обряды моего края. Диалектная лексика»
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок-игра по теме «лексика»
Демонстрировать умение использования понятий в речи, определять их роль в тексте
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок соревнования по теме «Лексика»
Сегодня у нас урок-соревнование. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе
Цель урока: закрепить знания учащихся по лексике, продолжить обогащать речь учащихся синонимами, антонимами, омо­нимами; воспитывать...
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: Повторение темы: «Лексика»
Цель: повторить основные лексические понятия, с которыми познакомились в этом разделе
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconКонспект урока по теме Цели урока: Повторить сложение, вычитание...
Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». Сегодня у нас урок...
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Урок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика» iconУрок английского языка в 7 классе на тему «On the way to school»
Лексический введенная на прошлых уроках лексика по теме turn right, turn left, go straight along the street, take a bus, a tram,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск