Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»





НазваниеУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Дата публикации16.08.2014
Размер59.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

города Бийска Алтайского края


Урок русского языка

Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»


Учитель: Громыко Наталья Васильевна

Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, изученные в разделе «Лексика»

2. Отработать навыки работы с толковым словарем.

3. Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении.

4. Воспитывать бережное отношение к слову.

5. Повышать речевую культуру учащихся и

Интерес к литературе Алтайского края.
Оборудование:
Различные словари, компьютер, таблички с высказываниями о русском языке.
Если в мире есть вещи,

достойные названия «чудо», то

Слово, бесспорно, первая и

Самая чудесная из них.

Л. Успенский.

Ход урока
1.Эмоциональная зарядка
Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой.

Л. Н. Толстой.

(читается хором!)
Слово учителя:

Замечательныи писатель К.Паустовскии,подчеркивая богатство русского языка,писал:»Для всего,что существует в природе:воды,воздуха,неба,лесов и полеи…,-в русском языке есть великое множество слов и названии.»

Все слова,которые есть в языке.образуют его словарныи состав.

Слово-это единица языка наряду с предложением и звуком.

Вопрос:А какие значения имеет слово?

(лексическое и грамматическое)

Вопрос:

А что такое лексическое значение слова?

(это то,что оно обозначает)

Упражнение на сопоставление лексического и грамматического значении слов однои лексико-грамматическои категории.

Задание:указать лексическое и грамматическое значение слов
Буран Метель

  1. 1.




  1. 2.


Очень важно для каждого человека пополнять свои словарныи запас,уметь открыть для себя слово.

Об этом говорится в стихотворении С.Островского»Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:-Извини меня!-

Это значит:-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.

Свое пространство.Свои рубежи.

И когда я слышу:-Обереги меня!-

Это значит:-Берегами меня окружи!
Вслушаися. Вникни. Не позабудь.

У слова свои норов.Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.
Да,нужно быть внимательным к слову,верно,правильно употреблять слова в речи.

Задание:

Выберете нужное слово,запишите полученное предложение.Объясните постановку тире в предложении.

(Бережное,бережливое) отношение к русскому слову-это долг и обязанность каждого человека,изучающего русскии язык.

Вопрос:

Чтобы правильно выбрать подходящее слово,что нужно сделать?

(обратиться к толковому словарю)

Бережливыи-экономичныи,расчетливыи,бережно относящиися к имуществу.

Бережныи-осторожныи,заботливыи,внимательныи.
Сколько существует прекрасных высказывании о русском языке и слове.Мы их читали с вами хором,готовясь к уроку.Они тоже говорят о бережном отношении к русскому языку.
Сеичас мы работали с толковым словарем.

А какие виды словареи вы знаете еще?

(омонимов,синонимов,антонимов)

Мы вернемся к ним,когда будем обсуждать домашнее задание.
Учитель:

Наша речь должна быть не толькоправильнои ,но и красивои.Этому мы учимся у поэтов и писателеи.У вас на столе лежит отрывок из сказки»Хан-Алтаи»,автор которои Георгии Дмитриевич Гребенщиков.Он родился у нас на Алтае,воспевал и любил его.Сказка»Хан-Алтаи»-это поэтическое осмысление алтаиского эпоса,выраженное истинно русским писателем.

О,земля,земля!

Для д…леких звезд ты гориш…,как звезда.В хороводе млечных путеи ты только светлая пылинка А для глаза человеческого ты необ…ятныи простор.Для души людскои-клетка з…л…тая.Хочу разыскать и принести тебе лучшии дар.Хочу воспетьАлтаи-родину м…ю,радость твою!

Г.Д.Гребенщиков.

Вопрос: О чем этот отрывок текста?

(о красоте роднои природы,о красоте Алтая)

Задание:

Какие слова употребил автор,чтобы мы почувствовали красоту роднои земли?

Хоровод млечных путеи

Клетка золотая (метафоры). А что такое метафора? А олицетворение?

Алтаи - однозначное слово.

А земля? Сколько значении у этого слова?

В учебнике, в словаре, прочитайте словарную статью.
Правильно и красиво говорить - это важно.

А правильно писать?

Задание:

Вставить пропущенные буквы в слова из сказки»Хан-Алтаи»
Учитель:

Мы говорили с вами о многозначных словах. Очень часто ребята путают это понятие с другим. Я говорю об омонимах.
Что такое омонимы?

Задание:

В толковом словаре найти примеры омонимов.

Вопрос:

Сколько словарных статей у омонимов в словаре в отличие от многозначных слов?
Отгадайте загадки
Первую в школе все изучают.

Ну, а второи из двустволки стреляют.

Третью исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно.

(Дробь)

Вопрос:

А что такое дробь,которои стреляют?Этот вопрос возникал у вас,когда мы читали рассказ В.Свинцова»Два преступления» на уроке литературы Алтаиского края.

Дробь-это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья.

Первую утром девчонки плетут,

Сено косить все вторую берут,

Третья у речек песчанои бывает.

Кто ж это слово быстреи отгадает?

(Коса)

Учитель:

А теперь посмотрите: у меня в руках очень интересная книга»Бессмертныи дар.Повесть о словах».Ее автор-наш земля\к,Дмитрии Юрьевич Кобяков,инженер по образованию,поэт по призванию,филолог по своим научным интересам.Книга состоит из заметок,посвященных словам и выражениям русскои речи.Одна из заметок рассказывает,что такое синонимы.
Задание:

Даите определение синонимов.

Вопрос:

Какова их роль в речи?
-Пожалуи,ни в одном языке не существует такого большого количества слов,выражающих близкие или сходные понятия.

Мы сеичас в этом убедимся.

Наша бииская поэтесса Дина Сабынина написала стихотворение»Зимняя зарисовка».Вот отрывок из него.

Задание:
Все такое нежное,

Кружевное,снежное.

На нарядных ветках-

Белые салфетки,

На плечах рябинок-

Мягкии пух косынок…
Задание:

Подобрать синонимы к словам

Нарядныи

Мягкии
Но ведь есть еще и слова с противоположным лексическим значением…Как они называются?

Антонимы

Задание:

Подобрать антонимы к словам

Белые

Мягкии

Нежное
-ВАМ понравились строки из стихотворения?

А теперь даваите посмотрим презентацию

«Зимнии Бииск».
Итог:
Что сегодня повторили на уроке?

(дети называют опорные слова)

Выставление оценок.
Дача домашнего задания: (на выбор)
1.Напишите рассказ об уроке русского языка,используя антонимы:

Раньше-позже

Выучил-не подготовился

Огорчился-развеселился

Удачно-неудачно

2.Упр.№363

3.Упр.№366
Слово учителя:
Нет другого пути узнать и полюбить роднои язык,как изучать его.Изучать правила и законы развития,изучать богатство русского языка и его образцы в произведениях писателеи.
Необходимо стараться употреблять в речи самые нужные и красивые слова.Не забываите:слово может окрылить,но слово может и ранить.

Помните:слова-одежда ваших мыслеи.Пусть же слова ваши,ребята,будут всегда красивыми и ясными,а мысли-добрыми и разумными.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s...
Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”)
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: Повторение темы: «Лексика»
Цель: повторить основные лексические понятия, с которыми познакомились в этом разделе
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» был проведен в форме игры путешествия....
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок английского языка в 6 «А» классе Тема : «Welcome to London»
Познавательный аспект – обобщение лингвострановедческого материала по указанной теме
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconТема: «Итоговый урок по теме «Положительные и отрицательные числа»
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Положительные и отрицательные числа»
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» iconКонспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение...
Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск