Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе





Скачать 101.04 Kb.
НазваниеУрок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе
Дата публикации20.09.2014
Размер101.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок



УРОК - ИГРА ПО ТЕМЕ

"ЛЕКСИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ»

в 5 классе

Цель урока: закрепить знания учащихся по лексике, продолжить обогащать речь учащихся синонимами, антонимами, омо­нимами; воспитывать чувство ответственности каждого при коллективной форме работы.

Форма урока: урок - игра

Оборудование: иллюстративный материал (либо картинки - человечки, изобража­ющие синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, либо изображение проецируется на экране или интерактивной доске) по мере выполнения заданий; выставка книг.

На доске написаны слова - эпиграф к уроку: "Если в мире есть ве­щи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чу­десная из них". (Лев Успенский.)

ХОД УРОКА

I. УСТАНОВОЧНЫЙ МОМЕНТ.

На доске - сказочный теремок.

Учитель : В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: "Не мед, а ко всему липнут?" (Слова.)
II. СООБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ и ПРАВИЛ ИГРЫ.

- Сегодня мы с вами поиграем в сло­ва. Задача вашей команды – набрать наибольшее количество очков. Победит тот, кто хорошо знает теорию из раздела «Лексика», умеет пользоваться словарями и дружно работать в команде. Команда лишь тогда поднимает руку о выполнении задания, когда все ее члены выполнят задания. Нарушение дисциплины и неуважительное отношение к соперникам наказывается лишением балла.

Представьте свои команды. В случае затруднения обращайтесь к своим верным, мудрым друзьям – словарям, учебнику русского языка.

Класс заранее поделен на 2-4 команды, каждая придумывает себе название, девиз,эмблему.

III. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.

Письменное задание (на листах перед учащимися на парте).
Воз..т поч..ту к..рабли

Сам..леты по..зда

Мч..т во все к..нцы з..мли

(В)степи (в)горы (в) г..р..да.

Поч..ту (в)дальние районы

Д..ставляют поч..тальоны.

(М.Белкина.)

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, сверху над словами укажите части речи.

3. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, при­знака предметов, действий. Назовите их.

4. Определите лексическое значение слов ПОЧТА, ПОЧТАЛЬОН. С по­мощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными явля­ются эти слова. Назовите к ним однокоренные слова.

(ПОЧТАМТ, ПОЧТАЛЬОНША, ПОЧТОВЫЙ.)
- Сколько лексических значений может иметь слово? Как называются такие слова?
2.

- Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по из­вилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? (На доску прикрепляет­ся рисунок.) Да, это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте помо­жем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значе­ние этого слова?

(Выяснив значение слова КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формули­руются задания для учащихся.)
- Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы.)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его СМЕЛЫЙ (Появляется изображение синонима.)

3. ИГРА "КТО БОЛЬШЕ?"

Задание: Назовите имена остальных братьев.

(Храбрый. Мужественный. Бесстрашный. Отважный.)

(2 учащихся - БУКВОЕДЫ по словарю синонимов называют другие сино­нимы: НЕУСТРАШИМЫЙ, БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ, ДОБЛЕСТНЫЙ, ГЕРОИЧЕСКИЙ, РЕШИТЕЛЬ­НЫЙ.)


4.

- Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: "Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. По­могите нам."

Задание . Отредактируйте текст, используя синонимы.(Текст напечатан и разложен на столы.)
После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторо­нам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.
5.

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы.)

Двое учащихся проводят игру с классом "КТО БЫСТРЕЙ?"

- Ребята, отгадайте, какие антонимы

1. Можно встретить на географической карте?

(СЕВЕР - ЮГ, ЗАПАД - ВОСТОК, ГОРЫ - РАВНИНА, ВОДА - СУША, НИЗМЕННОСТЬ - ВОЗВЫШЕННОСТЬ.)

2. Скрыты на концах иглы? (ОСТРЫЙ - ТУПОЙ.)

3. Живут в сказках? (ДЕНЬ - НОЧЬ, ПРЕКРАСНЫЙ _ БЕЗОБРАЗНЫЙ, ДАЛЕКО - БЛИЗКО, ДОБРО - ЗЛО, ВЕРНОСТЬ - ПРЕДАТЕЛЬСТВО.)

4. Управляют дверью? (ОТКРЫТЬ - ЗАКРЫТЬ.)

5. Помогают нам в гардеробе? (ОДЕТЬ - РАЗДЕТЬ, НАДЕТЬ - СНЯТЬ, ОДЕТЬСЯ – РАЗДЕТЬСЯ, ОБУТЬСЯ-РАЗУТЬСЯ.)

6. Командуют в учебнике математики? (+ -, : . , УМЕНЬШИТЬ - УВЕЛИЧИТЬ, СЛОЖИТЬ - ВЫЧЕСТЬ, ПРИБАВИТЬ - ОТНЯТЬ.)

7. Живут на клавишах рояля? (БЕЛЫЕ - ЧЕРНЫЕ, ДИЕЗ - БЕМОЛЬ, БЕ­КАР, ЛЕГАТО - СТАКАТТО, СКРИПИЧНЫЙ – БАСОВЫЙ КЛЮЧ.)

8. Сидят в водопроводном кране? (ГОРЯЧАЯ - ХОЛОДНАЯ.)

5.

- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
Задание : Помогите братьям прочитать письмо.

"Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы­росли вы людьми смелыми..." (ДОБРЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, СИЛЬНЫМИ, УМНЫМИ, ПРАВДИВЫМИ, ОБРАЗОВАННЫМИ, ВОЛЕВЫМИ.)
6.

- Окна квартиры номер 3 распахнуты настежь. Веселая песенка, кото­рая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.
Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я.Козловский.)

(Омонимы.)

- Послушайте юмореску (Рассказывает ученик.)

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хо­телось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воз­дев руки к небу, стал взывать к всевышнему:

- О всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопровод­ный, а подъемный... (И.Верзилин.)

- Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)
ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ:

- Устно составьте по 2 предложения со словами КЛЮЧ, КРАН, НАРЯД.

7.

- А вот под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.) Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти "слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать". (Я.Козловский.)
- Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении.)
- Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник сти­хов. Давайте откроем его.
Задание. Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А.Громова.)

- Назовите известные вам средства художественного изображения

(эпитеты, олицетворения). Основанные на переносном значении слова:
ЭПИТЕТЫ: ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:

усталое солнце солнце гуляет

ленивая туча туча скучает

на сонной березе ветер спит

игривый ветер

8. (на выбор)

1) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: ГОРЬКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ЗЛОЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ДЫШИТ.

2) Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: "Гуляет по лесу ветер", "Идет волшебница-зима", "Побежит скоро веселый ручеек". Лексическое задание - использовать слова в переносном значении, а так­же синонимы, антонимы.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Вот и опустела сумка почтальона Печкина. К концу подходит наш урок, пора бы подвести итог.

- Что было трудным? Смогли ли вы с этими трудностями справиться?

- Что запомнилось? Что понравилось?
V. РЕФЛЕКСИЯ

- Перед каждым из вас лежат два листика: на одном солнышко, а на другом тучка. Каждый подойдет к плакату на доске и приклеит рисунок, передающий ваше настроение на этом уроке.

- Прочитайте эпиграф. Как вы поняли слова Льва Успенского?

VI.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


Анализ урока

1. Обоснование выбора игровой технологии для организации повторения по теме «Лексика» в 5 классе.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Дидактическая игра по теме «Лексика» позволяет повторить в занимательной форме основные понятия раздела, применить теоретические знания и практические умения в атмосфере игры-соревнования между командами, сделать урок активным, увлекательным, ненапряженным, создающим условия для успешности каждого ученика (т.к. работа проходит совместно).
2. Поэтапный анализ урока






Этап урока


Содержание этапа


Значение этапа

Деятельность учащихся и педагога

1

Установочный момент (мотивационный компонент)

Оформление класса, неожиданное начало урока, загадка – все не только настраивают на предстоящую работу, но и создают эффект неожиданности, что активизирует внимание учеников с первых минут занятия.

Активизируется мыслительная и эмоциональная сферы учеников.



Организационный момент.

Отгадывают загадку.

Учитель организует и контролирует работу класса на всех этапах урока.

2

Задачи игры

(ориентационно-целевой)

Формулируются цели и задачи урока-игры.

В ходе дости-жения игровой задачи проходит неявное для учащихся обучение.

3

Оглашение правил игры (содержательно-операционный компонент)

Оглашаются правила игры, в том числе способы решения задач и правила межлич-ностных отношений.

Организация поведения играющих, обеспечение игрокам равных условий, выступающих регулятором игрового действия.

Команды представляют себя.

Учитель определяет правила игры.

4

Игровое состо-яние (целостно-волевой компо-нент)

Команды выполняют задания, различные по форме и способу решения. К концу игры задания усложняются.

Игровое состо-яние, включаю-щее наличие переживания, активизацию во-ображения, под-держивается проблемностью ситуации, ис-пользуемыми предметами на-глядности (фи-гурки Печкина, синонимов, омо-нимов, антони-мов, дома).

Учащиеся увлеченно выполняют задания, помогают отстающим, ибо одно из условий – выполнение задания всеми участниками.

Умело пользуются разными типами словарей в случае затруднения.

5

Результат игры. Рефлексия (оце-ночный компо-нент)

Подводится итог игры. Отмечаются положительные моменты, возникшие затруднения и способы их решения.

Обязательный этап в игре, главная цель и результат деятельности индивидуальной, групповой деятельности учащихся на всем уроке.

Коллективно подсчитываются результаты, объявляется команда-победитель. Отмечаются наиболее активные игроки, отмечаются достижения слабых учеников.



3. Оценка эффективности использованной технологии.

Для учителя

Игра продемонстрировала высокий уровень знаний и умений учащихся по теме «Лексика», умение пятиклассников работать в группе, подчинять деятельность каждого достижению единой цели. Грамматическое задание в контрольном диктанте по теме «Лексика» было выполнено с качеством знаний 92%.
Для учащихся

Итоговая рефлексия (рисунки-символы настроения) показала, что урок понравился учащимся, хотя лишь одна команда по количеству баллов оказалась победительницей. Игра пробудила творческий потенциал пятиклассников, и повторение по теме «Морфология» готовится в форме урока-путешествия, при этом часть заданий готовят уже сами ученики при направляющей роли учителя.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»
Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемика. Орфография»
Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок русского языка в 9 классе
Поработаем со словом «бессоюзные»(орфография, словообразование, морфемика, этимология)
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconТест Повторение изученного в пятом классе. Лексика. Фразеология....
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок-игра по теме «лексика»
Демонстрировать умение использования понятий в речи, определять их роль в тексте
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок «Путешествие по стране «Словообразование»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения, полученные в 5 классе по разделу «Словообразование...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок в 6 классе по теме «Словообразование. Буква о-а в корнях кос-кас»
Урок начался с проверки усвоения ранее изученного по теме «Чередование гласных в корне слова». Вызванная с этой целью к доске ученица...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая...
Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» (умк оржековского П. А.)....
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Путешествие по морю Орфография
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconНазвание Содержание
Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация
Урок игра по теме лексика, словообразование, орфография в 5 классе iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск