Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В





Скачать 71.12 Kb.
НазваниеРоль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В
Дата публикации07.07.2014
Размер71.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 29

РОЛЬ И МЕСТО АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
Фролова Л.В.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

филиал в г. Набережные Челны
Известно, что аудиовизуальные средства обучения (АВСО) входят в состав технических средств обучения (ТСО) и их применение в учебном процессе обусловлено объективной необходимостью реализации дидактического принципа наглядности. Традиционно под АВСО понимают комплексы, включающие дидактический материал и технические средства для его предъявления, объединенные в группы аудитивных, визуальных и аудиовизуальных средств. Сейчас у разработчиков учебного материала по китайскому языку появились новые обучающие средства, основанные на применении компьютерных мультимедийных технологий, которые открывают новые возможности для более широкого и более эффективного применения принципа наглядности в обучении этому языку.

Особая роль принципа наглядности в обучении китайскому языку обусловлена спецификой самого языка. Сущность владения китайским языком заключается в формировании в сознании обучаемых связей между иероглифическими знаками и понятиями, в формировании умений использовать эти связи для межличностной коммуникации. Практика обучения иностранным языкам показала, что применение принципа наглядности дает наибольший эффект в случае планомерного и систематического его использования. Оно должно соответствовать, во-первых, этапам становления речевого механизма, а во-вторых – должно быть организовано в соответствии с основными частями содержания процесса обучения. Аудитивные средства являются незаменимыми на этапе освоения фонетической системы китайского языка, для ориентировки в системе тонов, представляющих сложность для иностранцев, изучающих этот язык. Они создают ориентировочную основу фонетического оформления звука, слова, фразы. Визуальные средства наглядности при обучении китайскому языку играют важную роль на этапе освоения письменности китайского языка, для презентации новых иероглифов, при разборе состава иероглифа (его фонетической и смысловой составляющих). На этапе формирования речевых навыков наглядность (визуальные средства обучения) можно использовать для облегчения ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных отношениях (при изучении глаголов движения и направления 进去/ 进来, 跑进来, 拿走 / 拿来, обстоятельств места, предлогов).

Наглядность целесообразно применять при сообщении нового материала: для наглядной семантизации лексических единиц, для организации запоминания через установление связи между фонетическим, смысловым и графическим образом новых лексических единиц. В ходе обучения аудитивные и визуальные средства обучения по отдельности и в комбинации играют специфические роли при решении конкретных задач. Эти роли дифференцируются в зависимости от целей обучения, возрастных особенностей обучаемых, вида речевой деятельности, наличия необходимых дидактических материалов. Главное предназначение звуковой наглядности – демонстрация фонетического образца (в начале обучения), предъявление звучащего высказывания-стимула или создание речевой ситуации, стимулирующей порождение собственного высказывания (на более продвинутом уровне изучения языка). Функции зрительных средств обучения определяются их спецификой и состоят в следующем: предъявление в зрительной форме новой информации (в случае с китайской лексикой это особенно важно в силу не присущих другим культурам реалий жизни китайского народа), стимулирование организации речевой деятельности, смысловая опора для порождения собственного высказывания. Большие возможности для организации этого вида наглядности предоставляет телевидение, поскольку обеспечивает динамическую наглядность и полисенсорный ввод информации. Еще более эффективным средством являются компьютерные интерактивные обучающие программы, которые позволяют обучаемому не только участвовать в учебном процессе, выполняя упражнения, но и получать немедленную или отсроченную оценку своих действий, а также подсказки.

Для обучения китайскому языку в школах, вузах, а также для самостоятельного изучения, китайскими специалистами в области китайского языка и методики его преподавания разработано множество полезных, интересных, современных аудиовизуальных и мультимедийных средств в помощь преподавателям и обучающимся. Среди них – комплект учебных материалов «Царство китайского языка». В комплект входят учебники разного уровня, каждый сопровождаемый компакт-диском, рабочие тетради и четыре мультимедийных компакт-диска. Данное пособие для обучения детей китайскому языку рекомендовано Государственным Департаментом Китая по популяризации китайского языка. Пособие рассчитано на 3 уровня, каждый из которых состоит из двух частей, 6 разделов и 12 уроков каждый. В каждом уроке рассматриваются по 1-2 иероглифа, около 10 новых слов и по одной простейшей фундаментальной конструкции предложений. Учебное пособие содержит: диалоги, новые слова, задания по иероглифике. Также в картинках представлена и описана простым, понятным ребенку языком информация по китайской культуре. Кроме того пособие включает ручную работу, песни, рассказы и различные игровые задания. Изучив полностью материал пособия, обучающиеся будут знать 50 иероглифов и 300 новых слов, освоят простейшие конструкции предложений, выучат несколько китайских детских стихов и песен, а также познакомятся с некоторыми особенностями китайской культуры. Это увлекательный путь изучения китайского языка для начинающих. Мультимедийные средства обучения китайскому языку, представленные такими издательствами КНР, как «Beijing Language and Culture University Press» (Издательство Пекинского университета языка и культуры), «Pekin University Press», пособия для увлекательного изучения иероглифики «Китайские иероглифы в картинках», а также другие аудиовизуальные средства обучения, признанные Пекинским университетом языка и культуры, представляют современные методы и программы полного обучения. В них сочетаются изучение языка и культуры, тренировка различных языковых навыков и интеллектуальное развитие. Так, в комплекте учебных материалов «Царство китайского языка» (Издательство: Beijing language and culture university press) используются различные формы обучения: мультипликационные фильмы в формате flash, песни-караоке, игры, видеоклипы высокой четкости. Упражнения используются для повторения содержания пройденного урока. Каждый урок содержит игры длиной 5-6 минут, включающие в себя фонетику, китайские иероглифы, грамматику и употребление различных конструкций предложений, уделяется внимание не только аудированию и чтению, но и коммуникативным умениям. Каждый урок включает три вида игр для проверки эффективности учебы и пробуждения интереса к учебе.

На начальном этапе обучения китайской письменности рекомендуется «Набор для изучения иероглифов», в комплект которого входят 6 книг, содержание которых последовательно переводит обучаемого на новый этап языковых знаний, стилус для чтения и произношения иероглифов, видеокомпакт-диск. На первом этапе изучаются иероглифы, обозначающие реалии повседневной жизни, иероглифы со значением чисел, простых объектов. На втором этапе вводятся прилагательные, глаголы, счетные слова, иероглифы, имеющие структуру «правая и левая часть», «верхняя и нижняя часть». На следующем этапе вводятся иероглифы еще более сложной структуры «верхняя часть, середина, нижняя часть», «левая часть, середина, правая часть», т.д. Такой набор позволит изучающему китайский язык ребенку уметь распознавать, читать и писать более 200 частотных иероглифов, научиться использовать около 400 фраз и предложений. Гармоничное объединение изучения иероглифов и транскрипции «пиньинь» облегчит процесс овладения навыками чтения. Данное пособие создано с учетом теории «поощрения» - у обучающегося должно возникнуть любопытство, интерес к процессу обучения и учебному материалу, что значительно повышает эффективность и качество обучения. Особенностью всех визуальных средств обучения китайскому языку, выпускаемых китайскими издательствами, являются инновационный дизайн, яркость, юмор, богатое содержание: «Наборы для изучения иероглифов» и комплект «Царство китайского языка» - это не только картинка, иероглиф и транскрипция, но также обучение порядку написания иероглифов, системное изучение транскрипции, фонетики, групп слов, предложений и много другого, что помогает обучающимся правильно понять и запомнить смысл иероглифов, научиться правильно их употреблять.

К таким аудиовизуальным средствам обучения, применяющимся на занятиях китайского языка (особенно на начальном этапе обучения), относятся и так называемые «говорящие картинки» - специальное ТСО, предоставляющее возможность озвучивания иероглифов, фраз, предложений и даже картинок! – которые озвучиваются посредством специального стилуса (Стилус Shifu). Это средство обучения нового поколения, делающее изучение китайского языка необычайно интересным. В головку стилуса вмонтирована оптическая камера, позволяющая озвучивать изображения; при прикосновении стилусом к картинкам и текстам, происходит озвучивание. Запись всех текстов осуществляется профессиональными дикторами, носителями китайского языка. Высокое качество звука, четкость произношения являются важными характеристиками устройства. Указывая стилусом на текст или изображения, можно прослушать произношение определенного иероглифа или перевод конкретного слова, одного слога или всей фразы. Возможно даже записать свой голос для сравнения с оригинальным произношением. Это компактное и легкое в использовании интерактивное средство обучения полезно использовать для отработки фонетических и лексических навыков с этапами прослушивания, повторения за диктором, записывания и сравнения. В комплектацию этого обучающего средства входит стилус, USB кабель, зарядное устройство, тематические двусторонние карты с изображениями, иероглифами, транскрипцией, примерами фраз и предложений. Несомненно, применение такого интерактивного средства оживляет занятие. Во время использования стилуса происходит важный процесс связывания графического образа со звуком, повторение вслух помогает выработать правильное произношение, обеспечивается запоминание большого количества иероглифов различной сложности написания. Наличие возможности параллельного графического и звукового отображения фразы особенно ценно при обучении китайскому языку в силу особенностей его просодической системы, в плане развития у обучаемых способности к самоконтролю и самокоррекции.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что обучение любому иностранному языку без опоры на принцип наглядности и применение современных аудиовизуальных интерактивных средств обучения снижает эффективность процесса обучения. В применении к китайскому языку, с полной определенностью можно говорить о том, что игнорирование принципа наглядности или несистематизированное применение АВСО при отсутствии языковой среды не позволяет решить в полной объеме задачи обучения, делает процесс овладения китайским языком тяжелейшим трудом без видимых успехов и достижений.
Список литературы:

1. Картузов А.В. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2009г., - № 3. – С. 60-63.

2. Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка./ И.В. Кочергин М.: Восток-Запад, 2006. – 192 с. ISBN 5-478-00320-4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconН. А. Фролова федеральное агентство по образованию
Фролова Н. А. Реферирование и аннотирование текстов по специальности (на материале немецкого языка): Учеб пособие / Волггту, Волгоград,...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconУсловия обучения, требования к претендентам и перечень необходимых документов
Министерства образования кнр, китайская сторона покрывает расходы на обучение, проживание и питание. Претенденту без знания китайского...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconКонцепция преподавания китайского языка Концепция преподавания китайского...
Ниу вшэ основывается на требованиях к профессиональной подготовке студентов-бакалавров по направлению 032100. 62 "Востоковедение...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconАналитическая справка по различным аспектам подготовки спортсменов...
Аналитическая справка по различным аспектам подготовки спортсменов высокого класса за рубежом с учетом перечня базовых видов спорта...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кие и практические основы для дальнейшего изучения языка. В процессе изучения китайского языка студенты должны получить представление...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПояснительная записка Роль и место дисциплины в начальном обучении предмет «Русский язык»
«Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Собрание материалов по различным аспектам изучения английского языка: учебники по грамматике, тесты, упражнения, статьи, книги, компьютерные...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПояснительная записка роль и место дисциплины Русский язык один из...
Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы. Курс «Обучение...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconБизнеса, финансов и экономики
Основой портала является электронная библиотека деловой литературы и документов, а также бизнес-форум по различным аспектам теории...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconТематика курсовых работ по «Теории обучения иностранным языкам»
Система современных аудиовизуальных средств обучения и возможности ее применения на занятиях по иностранному языку
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПерсонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…
Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В icon1 На рисунке жирными точками показан курс китайского юаня, установленный...
По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена китайского юаня в рублях. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: научить строить логические последовательные высказывания по различным аспектам темы, уметь отвечать на поставленные вопросы;...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconКурс практических семинаров для руководителей и педагогов воскресных...
Место церковнославянского языка в системе современного образования и его роль в православном воспитании
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconАналитическая справка по итогам выполнения работ
Разработка научно-методических и образовательных материалов по различным аспектам подготовки спортсменов высокого класса с учетом...
Роль и место аудиовизуальных средств в обучении различным аспектам китайского языка фролова Л. В iconОбразовательная программа «культура индии»
Целью изучения общей профессиональной дисциплины «История культуры Индии» является усвоение студентами основных понятий, категорий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск