1. Роль и место дисциплины
| Русский язык — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.
|
2. Адресат
| Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100».
|
3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту
| Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и письма МО и НРТ от 29.08.2011 г.№ СОГЛ 6696971 «Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011 – 2012 учебном году основные общеобразовательные программы начального образования в соответствии с ФГОС ООН
|
4. Программное обеспечение
| Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению»- М.: «Баласс», 2011
О.В.Пронина «Мои волшебные пальчики» - прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях - М.: «Баласс».
|
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Обучение грамоте»
| К окончанию курса обучающиеся должны знать: гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
названия букв и их последовательность в алфавите;
буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
начертания прописных букв;
правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу;
признаки предложения.
К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
|
6. Универсальные учебные действия.
| Личностные универсальные действия:
использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.
Регулятивные универсальные действия:
целеполагание - постановка учебной задачи;
планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;
коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Познавательные универсальные действия:
применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
классифицирование звуков по заданному основанию;
анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
синтез — составление целого текста из частей;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов для поиска и сбора информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
|
7. Целевая установка
| Цель курса обучения грамоте направлено на достижение следующих целей:
заложение основ формирования функционально грамотной личности;
обеспечение языкового и речевого развития ребенка;
помощь ребенку в осознании его как носителя языка;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и художественными текстами;
обогащение словарного запаса детей, нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
|
8. Специфика программы
| Начальный курс обучения грамоте — курс интегрированный: в нем объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.
Курс обучения письму условно разделен на два раздела:
- 12 часа - добукварный период «Говорим, рассказываем», который призван подготовить к написанию букв и их соединению, формировать умения слышать звучащее слово и развивать письменную речь детей;
62- часа букварный период «Учим буквы – учимся читать».
Содержание программы по обучению грамоте позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в языковом развитии.
|
9. Виды контроля
| В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении самостоятельных и проверочных работ по письму,
итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму,
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют сборнику «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2011.
|
14.Библиографический список
| Список литературы для обучающихся, учебники:
О.В.Пронина. «Мои волшебные пальчики», прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. - М.: «Баласс», 2011;
Методические пособия для учителя:
«Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2011.
|
№ урока
| Тема урока
| тип урока
| Планируемый результат
| Дата проведения
| Примечание
|
План
| Факт
|
1
| Знакомство с «Прописью». Правила письма
| Урок «открытия» нового знания
| 1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя так, чтобы они не опирались на стол.
3. Располагать тетрадь с наклоном.
4. Придерживать тетрадь левой рукой (для праворуких).
| 5.09
|
|
|
2
| Прямые и наклонные вертикальные линии.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь проводить вертикальные линии, штриховать ими
| 6.09
|
|
|
3
| Обведение по контуру, штриховка.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру, штриховать в заданном направлении.
| 7.09
|
|
|
4
| Упражнения в обведении по контуру и штриховке.
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру волнистые линии и петли.
| 12.09
|
|
|
5
| Обведение по контуру и письмо овалов.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру овалы и плавно изогнутые линии.
| 13.09
|
|
|
6
| Письмо наклонных линий и овалов.
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру и дорисовывать овалы и полуовалы
| 14.09
|
|
|
7
| Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру наклонные линии с петлей внизу и вверху.
| 19.09
|
|
|
8
| Упражнения в письме наклонных линий с петлей внизу и вверху
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру наклонные линии с петлей внизу и вверху.
| 20.09
|
|
|
9
| Письмо прямой с закруглением внизу.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру прямые с закруглением внизу (вправо).
| 21.09
|
|
|
10
| Письмо е - образных элементов.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру верхние и нижние пружинки.
| 26.09
|
|
|
11
| Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением внизу и вверху).
| Урок «открытия» нового знания
| . Уметь обводить по контуру г-образные элементы.
| 27.09
|
|
|
12
| Повторение основных графических элементов
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру наклонные линии, петли, овалы, пружинки.
| 28.09
|
|
|
13
| . Строчные буквы и, г, п, т, р.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь обводить по контуру буквы и, г, п, т, р и слоги, состоящие из этих букв.
| 3.10
|
|
|
14
| Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру буквы и, г, п, т, р и слоги, состоящие из этих букв.
| 4.10
|
|
|
15
| Строчная буква о.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать букву о с верхним и нижним соединением.
| 5.10
|
|
|
16
| Письмо слогов и слов с изученными буквами.
| Рефлексия
| Уметь обводить по контуру и дописывать слоги с изученными буквами.
| 10.10
|
|
|
17
| Письмо слогов и слов
| Рефлексия
| Уметь писать заглавную букву О.
| 11.10
|
|
|
18
| Строчная буква а.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву а, слоги с буквой а.
| 12.10
|
|
|
19
| Буква ы.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву ы, слоги с буквой ы.
| 17.10
|
|
|
20
| Заглавные буквы Г, П, Т, Р.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавные буквы Г, П, Т, Р. Уметь списывать с печатного образца.
| 18.10
|
|
|
21
| Заглавная буква И.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать имена с заглавной буквы.
| 19.10
|
|
|
22
| Строчная буква н.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву н, слоги и слова с буквой н, словарное слова тонна.
| 24.10
|
|
|
23
| Строчная буква к.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву к, слоги и слова с буквой к.
| 25.10
|
|
|
24
| Письмо слогов и слов.
| Рефлексия
| Уметь изменять слова-названия по числам, списывать с письменного и печатного образца слова с изученными буквами.
| 26.10
|
|
|
25
| Строчная буква у. Заглавная буква У.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать буквы У, у , слоги и слова со строчной буквой у.
| 31.10
|
|
|
26
| Строчная буква с.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву с, слоги и слова со строчной буквой с.
| 1.11
|
|
|
27
| Упражнения в письме слов и предложений с изученными буквами.
| Рефлексия
| Уметь писать под диктовку слоги, слова и предложения с изученными буквами.
| 2.11
|
|
|
28
| Письмо слов, предложений, текста с изученными буквами.
| Рефлексия
| Уметь обозначать звуки точками под буквами. Запомнить написание словарных слов: капуста, осина, стакан, сорока.
| 14.11
|
|
|
29
| Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.
| Рефлексия
| . Уметь каллиграфически и орфографически правильно списывать слова предложения, текст с письменного и печатного образца.
| 15.11
|
|
|
30
| . Правописание предлогов со словами.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь раздельно писать предлоги со словами.
| 16.11
|
|
|
31
| Письмо предложений и текста с изученными буквами.
| Рефлексия
| Уметь правильно списывать слова предложения, текст с письменного и печатного образца.
| 21.11
|
|
|
32
| Строчные буквы л, м.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчные буквы л, м, слоги и слова со строчными буквами л, м. Запомнить написание словарных слов класс, лимон, молоко.
| 22.11
|
|
|
33
| Упражнения в письме слов и слогов.
|
| . Уметь каллиграфически и орфографически правильно списывать слова, предложения, текст с письменного и печатного образца.
| 23.11
|
|
|
34
| Заглавная буква К.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь каллиграфически и орфографически правильно списывать слова, предложения, текст с письменного и печатного образца.
| 28.11
|
|
|
35
| Заглавная буква Н.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву Н, употреблять заглавную букву при написании имен.
| 29.11
|
|
|
36
| Заглавная буква С.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву С, каллиграфически правильно списывать с печатного образца.
| 30.11
|
|
|
37
| Письмо слов, предложений и текста с изученными буквами.
|
| Уметь каллиграфически правильно соединять в словах письменные буквы л, м.
| 5.12
|
|
|
38
| Письмо слов под диктовку с комментированием.
|
| Уметь списывать с письменного шрифта, обозначать орфограммы. Запомнить написание словарного слова: сапоги.
| 6.12
|
|
|
39
| Заглавная буква М, Л.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавные буквы Л, М.
| 7.12
|
|
|
40
| Правописание заглавных букв в словах и предложениях.
|
| Уметь синтаксически грамотно составлять предложения из слов.
| 12.12
|
|
|
41
| Упражнение в списывании текста.
|
|
| 13.12
|
|
|
42
| Строчная буква ш.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать в словах строчную букву ш. Запомнить правило написания сочетания ши.
| 14.12
|
|
|
43
| Сочетание ши.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь делить слова на слоги, обозначать звуки.
| 19.12
|
|
|
44
| Заглавная буква Ш.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву Ш, различать слова-омофоны, правильно употреблять буквы с – ш.
| 20.12
|
|
|
45
| Заглавная буква А.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь каллиграфически и орфографически правильно списывать слова, предложения, текст с печатного образца
| 21.12
|
|
|
46
| . Проверочная работа по письму. Упражнения в правописании имен собственных.
|
| Уметь правильно писать под диктовку слова и предложения, списывать печатного образца предложения с изменением порядка слов, обозначать звуки, делить слова на слоги, отмечать ударение.
| 26.12
|
|
|
47
| Строчная буква д.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву д в словах. Запомнить написание словарных слов: город, огород.
| 27.12
|
|
|
48
| Письмо слов с парными согласными д и т.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь составлять предложения по сюжетному рисунку. Запомнить написание словарного слова помидор.
| 28.12
|
|
|
49
| Строчная буква в.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву в в словах. Запомнить написание словарных слов: корова, ворона.
| 9.01
|
|
|
50
| Заглавная буква Д.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву Д в именах собственных.
| 10.01.
|
|
|
51
| Заглавная буква В
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву В в именах собственных.
| 11.01
|
|
|
52
| Строчная буква е. Письмо слов и предложений под диктовку.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву е вначале и в середине слова. Уметь правильно списывать слова, предложения, текст с печатного образца.
| 16.01
|
|
|
53
| Строчная гласная буква ё.
| Урок «открытия» нового знания
| . Уметь писать строчную букву ё вначале и в середине слова.
| 17.01
|
|
|
54
| Заглавные буквы Е и Ё. Образование и запись слов с приставками.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавные буквы Е и Ё в именах собственных Уметь находить приставку в слове, графически обозначать ее, образовывать однокоренные слова с помощью приставок.
| 18.01
|
|
|
55
| Строчная буква б.
Заглавная буква Б
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву б в словах. Различать написание строчных букв б и д.
| 23.01
|
|
|
56
| Творческое списывание текста.
|
| Уметь определять основную мысль текста, озаглавливать текст, находить в нем лишние слова и предложения.
| 24.01
|
|
|
57
| Строчная буква з. Заглавная буква З
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву з в словах, подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных в корне слова.
| 25.01
|
|
|
58
| Заглавная буква З.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву З в именах собственных, подбирать проверочные слова для проверки парных согласных на конце и в середине слова.
| 30.01
|
|
|
59
| Строчная буква я.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву я в словах. Запомнить написание словарных слов: ребята, рябина, ягода.
| 31.01
|
|
|
60
| Заглавная буква Я.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву Я в именах собственных. Запомнить написание словарных слов: яблоня, яблоко.
| 1.02
|
|
|
61
| Строчная буква х.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву х в словах. Запомнить написание словарного слова: хорошо.
| 6.02
|
|
|
62
| Строчная буква ж.
| Урок «открытия» нового знания
| . Уметь писать строчную букву ж в словах, правильно писать слова с сочетанием жи.
| 7.02
|
|
|
63
| Заглавные буквы Х и Ж.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавные буквы Х и Ж в именах собственных, подбирать проверочные слова для проверки парных согласных на конце и в середине слова.
| 8.02
|
|
|
64
| Письмо текста.
|
| Уметь определять основную мысль текста, озаглавливать текст, находить в нем лишние слова и предложения.
| 13.02
|
|
|
65
| Строчная и заглавная буквы й и Й.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную и заглавную буквы й и Й.
| 14.02
|
|
|
66
| Строчная буква ч. Сочетания ча, чу.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву ч в словах, правильно писать слова с сочетанием ча, чу.
| 15.02
|
|
|
67
| Заглавная буква Ч.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать заглавную букву Ч в именах собственных, подбирать проверочные слова для проверки парных согласных на конце и в середине слова.
| 27.02
|
|
|
68
| Строчные буквы ц и щ. Заглавные буквы Ц и Щ.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчные буквы ц и щ в словах, заглавные буквы Ц и Щ в именах собственных. Запомнить правило написания слов с сочетаниями ща, щу.
| 28.02
|
|
|
69
| Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву ф в словах. Уметь писать заглавную букву Ф в именах собственных
| 29.02
|
|
|
70
| Строчная буква э. Заглавная буква Э.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву э в словах. Запомнить написание словарного слова: экология. Уметь писать имена собственные, начинающиеся с буквы Э. Запомнить написание словарных слов: экскаватор, эскалатор.
| 5.03
|
|
|
71
| Строчная буква ю.
Заглавная буква Ю.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать строчную букву ю в словах. Уметь писать имена собственные с буквой Ю. Запомнить написание словарных слов: ученик, ученица.
| 6.03
|
|
|
72
| Буква ь. Письмо слов с разделительным ь.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь писать букву ь, слова с буквой ь – показателем мягкости Уметь безошибочно списывать слова с разделительным ь. Запомнить написание словарных слов: учитель, учительница.
| 7.03
|
|
|
73
| Письмо слов с ъ.
| Урок «открытия» нового знания
| Уметь безошибочно списывать слова с разделительным ь.
| 12.03
|
|
|
74
| Упражнения в написании слов с изученными буквами.
| Урок рефлексии
| Уметь каллиграфически и орфографически правильно списывать слова, предложения, текст с печатного образца.
| 13.03
|
|
|
75
| Проверочная работа по письму.
| Контрольный урок
| Уметь каллиграфически и орфографически правильно писать под диктовку предложения, обозначать звуки в словах, делить слова на слоги.
| 14.03
|
|
|