Скачать 0.5 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «История языка» для специальности – 050303 «иностранный язык» Утвержден на заседании кафедрыанглийского языка « 30 » августа 2006г., протоколом № 1. Воронеж – 2006 КОМПОНЕНТЫ УМК по учебной дисциплине «История английского языка»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык Квалификация учитель иностранного языка «…ДПП.Ф.02 - История языка Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Формирование системы изучаемого языка в различные исторические периоды его развития (фонетика, грамматика, лексика, графика). Литературный язык и диалекты…». ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка Программа учебной дисциплины «История языка» для специальности – 050303 «иностранный язык» Всего: 90из них: аудиторных - 54 лекционных – 36 пратических - 18 самостоятельной работы - 54 Форма отчетности: экзамен Составитель: Безрукова В. В. Воронеж – 2006ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа рассчитана на студентов второго года обучения и опирается на министерскую программу по истории английского языка для педагогических институтов. Задача курса заключается в том, чтобы представить факты истории английского языка, как проявление общих закономерностей языковой эволюции и специфических тенденций английской языковой системы в их неразрывной связи с условиями функционирования английского языка и дать историческое обоснование основных особенностей современного английского языка, сложившихся в результате многовекового развития. Студенты должны знать не только основные исторические процессы изменений в области фонетики, морфологии, в словарном составе, но и уметь объяснить специфические черты современного английского языка с точки зрения его истории. В качестве конечной задачи курса ставит цель развивать общепедагогические умения и навыки обобщать, сравнивать, делать умозаключения (при практической работе во время, например, толкования древнеанглийского текста). Таким образом, в результате прохождения данного курса студенты должны:
Тематический план
Содержание дисциплины. Тема 1. Вводная лекция. Цели и задачи теоркурса по истории английского языка. Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Проблемы внутренней и внешней истории языка. Сравнительно – исторический метод изучения языков: диахрония и синхрония. Тема 2. Основные характеристики германских языков. Древнегерманские племена и области их расселения на континенте. Классификация древнегерманских племен и германских языков. Периодизация истории английского языка. Естественно – научная, историческая и социальная стороны языка как объекта исследования. Тема3. Древнеанглийский период. Общая характеристика. Исторические события древнеанглийского языка (Внешняя и внутренняя история). Основные письменные памятники. Диалектная классификация письменных памятников. Фонетические и грамматические особенности древнеанглийского периода. Тема 4. Среднеанглийский период. Общая характеристика. Исторические события среднеанглийского периода (Внешняя и внутренняя история). Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Фонетические и грамматические особенности среднеанглийского периода. Словарный состав. Тема 5. Новоанглийский период. Общая характеристика. Исторические события новоанглийского периода (Внешняя и внутренняя история: ранне- и поздний новоанглийский период). Установление литературной нормы. Географическое распространение английского языка в 17-20 вв. Фонетические и грамматические особенности. Словарный состав. Тема 6. Фонетика древнеанглийского периода. Система гласных: гласные долгие и краткие, дифтонги. Система согласных. Позиционные варианты согласных фонем. Закон Вернера. Закон Гримма. Закон Ротацизма. Фонетические явления древнеанглийского периода: преломление, перегласовка, удлинение и стяжение гласных. Тема 7. Фонетика среднеанглийского периода. Образование нейтрального гласного, шипящих фонем, стяжение древнеанглийских дифтонгов. Появление новых гласных монофтонгов, изменение ритма слова. Система орфографии в средний период. Влияние французской графики. Тема8. Фонетика новоанглийского периода. Фонетические явления новоанглийского периода. Отпадение неударного [ə]. Выпадение гласных в промежуточных слогах. Озвончение глухих щелевых согласных. Слияние[j] с предшествующими согласными. Отпадение согласных в начале слова. Влияние зрительного образа слова на произношение. Тема 9. Грамматический строй древнеанглийского периода. Система имени. Имя существительное, его грамматические категории: род, число, падеж. Древняя именная классификация по основам и ее распад в английском языке древнего периода. Развитие омонимичных падежных форм. Типы образования множественного числа существительного и их отражение в современном языке. Имя прилагательное. Два типа склонения имен прилагательных – местоименное и именное: согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Степени сравнения прилагательных. Тема 10. Местоимение, наречие и числительное древнеанглийского периода. Личные местоимения и их грамматические категории. Указательные местоимения и их специфика. Возникновение притяжательных местоимений. Первичные и вторичные наречия. Степени сравнения наречий. Числительное. Количественные и порядковые числительные. Тема 11. Грамматика древнеанглийского периода. Система глагола. Глагол. Две системы глаголов: глаголы с чередованием (сильные) и глаголы с суффиксацией(слабые). Спряжение глаголов. Претерито-презентные глаголы и их морфологические особенности и семантика. Супплетивные глаголы. Тема 12. Основные грамматические категории древнеанглийского глагола. Категория времени: настоящее и прошедшее время. Проблема аналитических форм глагола. Зачатки сложных глагольных форм: перфекта будущего, категории вида. Синтаксический строй. Порядок слов в утвердительном предложении. Выражение синтаксических связей в предложении. Выражение главных членов предложения. Роль предлогов в выражении синтаксических связей в предложении. Тема 13. Изменение в системе имени в среднеанглийском и в новоанглийском периодах. Имя существительное. Завершение распада именной классификации по основам. Способы выражения множественного числа имен существительных. Имя прилагательное. Унификация двух типов склонения. Исчезновение согласования в роде, числе, падеже с существительным. Местоимение. Переход к двухпадежной системе склонения личных местоимений. Образование двух типов указательных местоимений. Становление артиклей. Дальнейшее развитие наречий и числительных в средне- и новоанглийский период. Тема 14. Изменение в системе глагола в среднеанглийский и новоанглийский период. Начало разрушения системы сильных глаголов. Унификация системы слабого глагола по диалектам. Наклонение: употребление сослагательного наклонения. Страдательный залог. Зарождение категории состояния. Развитие системы аналитических форм. Модальные слова. Предлоги и послеслоги. Тема 15. Синтаксис средне- и новоанглийского периода. Простое и сложное предложение. Способы выражения синтаксических связей. Изменения в системе отрицания. Развитие устойчивых словосочетаний. Возникновение герундия. Инфинитив и причастие. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Безличные и личные обороты. Тема 16. Словарный состав английского языка. Пути обогащения словарного состава: переосмысление старых слов, образование новых слов с помощью аффиксации и словосложения. Проблемы деривации. Тема 17. Этимологические слои современного английского языка. Исконная лексика. Слова общеиндоевропейского и общегерманского происхождения. Иностранный элемент в лексике английского языка. Этимологические дублеты. Тема 18. Экспансия английского языка. Гибридные языки. Интернациональные слова. Устойчивость диалектных форм в литературном языке. Список рекомендуемой литературыОсновная литература:
Учебное пособие /Б. А. Ильиш.- М. : Высшая школа, 1968.- 405 с.
Учебное пособие / И. П. Иванова, Л. П. Сахоян.- М. : Высшая школа, 1976. – 319 с.
Учебное пособие / В. Д. Аракин, М. : Астрель, 2004.- 286 с. Дополнительная литература:
Учебное пособие / Т. А. Расторгуева, М.: Астрель, 2002. – 352 с.
Хрестоматия / Е. А. Матвеева. – М. : Тезаурус, 2006.- 102 с.
Вопросы к экзамену
Содержание работы на семинарских занятияхПервая часть каждого семинарского занятия посвящена тестовому контролю за усвоением программного теоретического материала. Теоретический материал построен на основе исторической периодизации. В нем выделены древне- , средне- и новоанглийский периоды. Периодизация дает наибольшие возможности показать развитие языка во всех его многосторонних связях. Наряду с изложением основных вопросов исторического развития английской фонетики, морфологии и лексики даются краткие сведения о происхождении английского языка, а также описываются важнейшие события из истории английского народа в связи с теми иноязычными влияниями, которым подвергался английский язык в процессе своего исторического развития. Вторая часть каждого семинарского занятия посвящена практической работе – анализу аутентичного текста соответствующего исторического периода с точки зрения его фонетических, грамматических и этимологических особенностей. Семинары разбиты на блоки, соответствующие периодам истории английского языка. Заключительный семинар содержит тест (в виде контрольных вопросов), позволяющий провести оценку усвоения материала. В результате изучения курса истории языка студенты должны: - знать цели и задачи данной дисциплины, понять развитие языка, его законы; - уметь анализировать практический материал (тексты прозаического и поэтического характера) с точки зрения закономерностей развития словарного состава, грамматического строя и фонетической системы на всем протяжении развития языка, начиная с древнего периода; - уметь пользоваться словарем, содержащим необходимые сведения структурного и этимологического характера в отношении всех языковых единиц, содержащихся в текстах семинаров, и позволяющим проводить их анализ и выполнять другие практические задания семинаров; - научиться понимать исторические процессы, происходившие в языке на всем протяжении его развития в связи с историей общества, отвечать на вопросы преподавателя и учащихся, возникающие в связи со спецификой изучения данного языка. Темы для обсуждения Семинар 1.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине "История науки" для специальности... Изучение истории языкознания представляется особенно значимым, поскольку история науки о языке тесно связана с общим развитием культуры,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практический курс языка»... Монологическая речь в этом случае является полуподготовленной с элементами спонтанной речи во время обсуждения проблем, затрагиваемых... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология» для специальности... Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... |