Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 79.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.10.2013
Размер79.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Чудесные гибриды.

Цели:

обучающая:

расширить и углубить представление учащихся о причасти как особой форме глагола, совмещающей признаки глагола и прилагательного;

развивающая: формирование умения различать причастия и прилагательные,

формирование исследовательских умений;

воспитывающая: воспитание чувственного отношения к русскому языку.

Тип урока:

 Объяснение нового материала

Жанр урока:

Урок – исследование

Формы работы с учащимися:

Индивидуальная, коллективная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

 

Ход урока

 

I. Организационный  момент.

-Здравствуйте, ребята! 

  Проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в ваш дружный милый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестив лишь шпаги наших мнений,

Мы вместе сотворим урок!
 II. Мотивационный момент. Слайд №1

- Приглашаю вас на урок-исследование, Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед.

- Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания об особой форме глагола, которую можно назвать чудесным гибридом. Наше исследование так и называется «Чудесные гибриды».

-Запишите дату, классная работа и тему урока.
III. Исследование языкового материала.

1. Слово учителя.

- Итак, в русском есть удивительная, замечательная, очень особая и нужная форма глагола, которая чем-то похожа на гибрид. Кто из вас знает, что означает слово гибрид?

2. Индивидуальное сообщение учащейся. Слайд №2

Сообщение учащейся: гибрид — объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов.  Например:

Гибрид грейфрукта , гибрид кукурузы и подсонечника, гибрид волка, медведя и кота.

3. Лингвистическая сказка

- А почему эта особая форма похожа на гибрид, постарайтесь догадаться, послушав лингвистическую сказку.

- Старый ученый-языковед  служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.

- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного? – размышлял как-то ученый садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано-сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, а особые формы , у которых были признаки «папы» - глагола и «мамы» - прилагательного.

4. Знакомство с особой формой глагола причастием.

а) сообщение целей урока
- Догадались, почему эта загадочная особая форма похожа на гибрид?

 Слайд №3.

- В.И.Даль называл эту особую форму глагола, о которой мы сегодня говорим, частью речи, причастной к глаголу, в образе прилагательного. Может вы уже догадались, как же называется часть речи, причастная к глаголу?

- Запишите название новой особой формы после темы урока на следующей строке.

Слайд №4.

б) повторение суффиксов причастий

У особой формы глагола необычные суффиксы. Мы познакомились с данными суффиксами, когда учились различать деепричастия и причастия по суффиксам. Сейчас их повторим и запомним.

Запись под диктовку у доски с выделением суффиксов:

Грохочущий гром, ворчащий пёсик, освещаемая площадка, утихший ветер, вычищенный чайник, спетые песни, пересчитанные деревья, гонимый ветром лист, спускавшийся с горы турист.



Запомни суффиксы: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-);

-ем-(-ом-), -им-;

-вш-, -ш- , -енн-(-ённ-), -нн-, -т-



Слайд №5

в) работа с текстом

- Продолжим исследование этой удивительной особой формы.

На столах у вас лежат буклеты. Откройте их.

 - Писатель Даниил Гранин, работая над произведением, сочинил два варианта текста (вы видите их в буклетах) и долго думал, какой вариант оставить.

Слайд № 6

I вариант

Поющий клен.

В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птиц. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали, и клен умолкал, голый и неподвижный.

(Д.Гранин)

II вариант

Клен, который поет

В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями, которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми грудками походили на листья, которые зеленеют. Казалось, что клен расцвел. Утром, которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.

(Д.Гранин)


 

- Прочитаем первый вариант текста.

 - А теперь прочитаем второй вариант текста.

 

- Какой вариант вы бы хотели увидеть в произведении писателя? Почему?

- Чем были заменены конструкции со словом «который»?

- Какова роль причастий? (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной). Слайд №7.
 

- Считаете ли вы причастие особой формой глагола? Почему? Сделаем первый вывод. (Причасти е- особая форма глагола).

 

- Выпишем из текста данные выражения по образцу.(Учащиеся работают у доски)

Слайд №8.

 

 В сумерках, которые сереют – в  сереющих (каких?) сумерках

 

-Что обозначают причастия? (Признак, но и действие – признак по действию)

- Обратите внимание, какой признак обозначают причастия сереющих, засохший, поющих постоянный или временный? (Временный)

Иными словами, причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.

 

Мы ранее изучили тему «Деепричастие". Дайте определение деепричастию. Какие признаки глагола имеет эта особая форма глагола?

 - На какие вопросы отвечает причастие?
- Теперь мы уже знаем многие особенности причастия, давайте  попробуем вместе сформулировать целостное научное определение этой части речи. (Причастие – особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ?и имеет признаки глагола и прилагательного.) Слайд №9

Сравните свои ответы с материалом учебника с. 54

- Молодцы! Исследование особенностей причастия позволило нам сформулировать определение этой особой формы.
IV. Физминутка «Клоунада». Слайд №10.
V. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Совершим последний шаг нашего исследования, выясним какие признаки глагола и какие признаки прилагательного имеет причастие?
1. Слово учителя.

       За окном – зима…

       Кругом белым бело.

       Как прекрасно наше зимнее село!

Великий русский поэт Н.А.Некрасов сказал:

       Если ты красоте поклоняешься,

       Снег и зиму люби…

Трудно не согласиться с поэтом.

Слайд №11.Сельский пейзаж.

  2. Работа с текстом.

Слайд №12.   

- Перед вами текст, автор которого И. Соколов- Микитов.

    Чтение текста учителем.

           Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

                                                                        ( По И.Соколову-Микитову).

а)  Задание:

1.     Озаглавьте текст.

2.     Определите тему, основную мысль текста, стиль.

Слайд №13. Возьмите на заметку!

- Слово, от которого зависит причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.», называется определяемым.

б) нахождение причастия

- Есть причастия в этом тексте?

- Назовите их вместе с определяемыми существительными.

в) работа с таблицей в буклете

- Заполним таблицу в буклетах, вписав в нее выделенные словосочетания: прилаг. + сущ.

Каждое причастие будем записывать поморфемно.

Слайд № 14. Возьмите на заметку.

Вид и возвратность причастия определяются видом и возвратностью глагола, особой формой которого это причастие является.
3.Итог второй части исследования.
-Ребята, подведем итог второй части нашего исследования. Какие же признаки глагола имеет причастие? А какие признаки прилагательного? Какова синтаксическая роль причастия?

Слайд № 15.

Скажите, пожалуйста, какие признаки глагола не указаны?

4.Творческая работа. Составить по картине (вернуться к слайду №11) три предложения, используя в них причастия.

VI. Диагностика усвоения исследованного материла

-Предлагаю вам выполнить тестовые задания.

1. Тест. (Слайд № 16) Задание: найди словосочетание (прич. + сущ.). Учащиеся отмечают правильный вариант ответа.( у каждого ученика тест)

   1 вариант.

1) падающие снежинки

2)  красная рябина

3)  искрящийся снег

4) лютые морозы

5)  занесённые дорожки

6)  краснеющая рябина

7)  морозное утро

8)   пригожий денёк

9)   замёрзшая речка

10) кружащиеся снежинки

  2 вариант.

  1. тающий снег

      2) потемневшее небо

      3) чудесный день

  4)лаявшая собака

      5)любопытный мальчик

      6)весёлый щебет

      7) протоптанные дорожки

      8) горящее полено

      9) зимний день

10) запомнившийся урок

2. Проверка теста. Слайд №17.

  1. Домашнее задание. Слайд №18

1)задание 1 -3 после текста на с. 57;

2) задание на выбор: упр.623 или составить «Лингвистическую визитку - " визитная карточка" особой формы глагола причастия, с "именем, отчеством, фамилией" , "местом работы" предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.



  1. Рефликсия. Слайд№19.

- Вы прошли со мной весь этот исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная форма глагола, слова которой подчеркивают яркость, чувственность русского языка, приумножая его богатства и подтверждая его величие.
Самым интересным для меня было..,

Для меня оказалось трудным и сложным…

Я был(а) бы рад(а)…

На месте Татьяны Николаевны я бы…
-Спасибо за урок! Буклеты можете оставить себе. Слайд № 20, 21.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск