Скачать 1.17 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Пролетарского района Ростовской области ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Пролетарск 2013 «Рассмотрено» «Утверждено» Методическим советом Директор образовательного учреждения ______________С.П.Савченко «___» ______________20 __г. (подпись) (дата рассмотрения) «___» ___________20 __ г. (дата утверждения) Разработчик - Кривко Владимир Васильевич, преподаватель Рецензент: Николаенко Н.М. Методист ГБУ РО «Облметодцентр» Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета , его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени , предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально - технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно - тематический план - Содержание тем и разделов III. Требования к уровню подготовки обучающихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация : цели , виды , форма , содержание ; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Список рекомендуемой учебной и методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Искусство — один из важнейших факторов, формирующих личность человека, расширяющих его представление об окружающем мире. Основой для формирования отношения человека к явлениям искусства является художественное восприятие, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, использованные художником для характеристики данного образа, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и должно быть направлено обучение.Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства. Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности. Данная программа знакомит учащихся с основными этапами развития и эволюции изобразительного искусства. Она рассчитана на 6 лет обучения детей в возрасте 10 – 16 лет. Программа «История изобразительного искусства» с одной стороны знакомит учащихся с шедеврами мирового искусства, с другой – помогает научиться понимать их, узнать особенности языка графики, живописи, скульптуры и архитектуры, изучить терминологию изобразительного искусства. Данный курс направлен на развитие у учащихся художественного вкуса, на понимание роли и значения изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека. Построена программа на основе хронологичности в зависимости от тематики раздела и от курса в целом. На начальном этапе она знакомит с видами изобразительного искусства, их материалами, средствами выразительности, этапами их развития разных странах, затем с жанрами, временем их появления и становления. Следующий этап – изучение истории изобразительного искусства по четырем разделам:
По каждому разделу предусмотрены опросы, тесты, задания в доступной для учащихся 4 – 9 классов форме, с учетом возрастных и психо-физических особенностей каждого возраста. Срок реализации учебного предмета:
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа. При 8- летнем сроке обучения общая трудоемкость составляет 330 часов. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 165 – самостоятельная работа . Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет
Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Срок обучения 5-6 лет Аудиторные занятия: 2-5классы – 1,5часа 6 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа: 2 - 5 классы 1,5часа 6 класс – 1 час Срок обучения 8-9лет Аудиторные занятия: 4-8 классы – 1 час 9 класс – 1,5 часа Самостоятельная работа: 4-8 классы - 1 час 9 класс – 1 час Цели программы. 1. Формирование эстетических взглядов ребенка, развитие художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства. 2. Подготовка учащихся для поступления в художественные училища и вузы, как по специальностям художник-живописец, художник-педагог, дизайн и т. д. так и на искусствоведческие отделения сузов и вузов. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства» должна быть оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями. Требования к уровню подготовки обущающихся. 4 класс Знания: виды изобразительного искусства; материалы и художественный язык разных видов искусств. Умения: различать виды изобразительного искусства. 5 класс Знания: жанры изобразительного искусства; искусство Древнего мира; искусство Средневековья. Умения: различать жанры изобразительного искусства; по репродукции определять страну и время создания произведения искусства. 6 класс Знания: художники Возрождения; стили и направления в Европейском искусстве 16-20 вв.; музеи и их местоположение. Умения: первичный анализ художественного произведения; определение стиля произведения; работа с репродукциями. 7 класс Знания: этапы развития древнерусского искусства; школы иконной живописи; архитектура Москвы и ее особенности; роль Петербурга в развитии русского искусства. Умения: определять принадлежность икон к той или иной школе; читать икону, т.е. понимать язык иконной живописи; знать и определять принадлежность произведения искусства к московской или петербургской школе. 8 класс Знания: этапы развития искусства России в 19-20 в.; выдающиеся русские художники; роль передвижников; новаторство и значение «Мира искусств»; русские музеи и их история. Умения: различать стили произведений русских художников; определять примерное время создания произведения искусства; полный анализ художественного произведения; сравнительный анализ разностилевых произведений искусства. 9 класс Знания: особенности направлений искусства 20 в.; причины появления столь разных и многочисленных течений; роль художника в новое время, влияние науки на искусство; новые концепции во взглядах на искусство; вероятные пути развития. Умения: определять направление произведения искусства; определять художников по их картинам; отличать русский авангард от западных течений; понимать сложную связь «художник-власть» и уметь ее объяснять; уметь анализировать современное произведение искусства. Методические рекомендации. Предложенная схема изложения материала строится по принципу «от простого к сложному» по мере изучения фактического материала. Соблюдается логическая связь одной темы с другой. Новый материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной для понимания форме, наглядно иллюстрировать репродукциями, открытками, слайдами, видеофильмами. Обучение наиболее плодотворно при чередовании разных видов и типов уроков: лекция, беседа, дискуссия, коллоквиум, диспут, а так же кропотливой индивидуальной работой с каждым учеником. Обсуждение сложных тем должно закреплять доверие и взаимопонимание между учащимся и преподавателем – это обязательные составляющие процесса обучения. В конце каждого раздела проводится промежуточная аттестация в виде зачета или контрольного урока. Оценки выставляются в конце каждого полугодия, учебного года по пятибалльной системе. В процессе групповых занятий ребята сравнивают, анализируют свои ответы и письменные работы, обучаясь таким образом объективному отношению к собственным работам. В выпускном классе учащиеся сдают письменный экзамен по специальным тестам-картам, имеющимся в методфонде школы, включая устное собеседование, по результатам которого получают оценку, идущую в свидетельство об окончании школы. Учебно-методическое обеспечение. Наборы репродукций большого формата. Открытки – репродукции малого формата. Слайд библиотека по всем разделам данной программы. Диапроектор для демонстрации слайдов. Письменные работы учащихся прошлых лет. Видеокассеты и диски по всем разделам данной программы. При работе аналитического характера используется библиотечный фонд, включающий в себя энциклопедии, альбомы по искусству, журналы «Юный художник» и «Искусство». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 4 КЛАСС
5КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс Раздел 1. Виды изобразительного искусства. |
Общеобразовательные программы в области изобразительного искусства... Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных... | Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Мбоу дод «Ключевская дхш» Общие положения Определение Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа (дпоп) в области изобразительного искусства «Живопись» является... | Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «живопись», «декоративно-прикладное... | ||
Пояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета ... | Образовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Образовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Промежуточной и итоговой аттестации Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной... | ||
Образовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» А. Ю. Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего... | Характеристика учебного Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным... | ||
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города костромы «детская художественная школа... | Примерная программа дисциплины История изобразительного искусства... Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной... | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... | ||
Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская... «Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству» | Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства»... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50» |