Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство культуры РФ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50» Учебный предмет «История изобразительного искусства» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» 5 (6) лет 2013 г.
Разработчики программы: Пахомова Наталья Ивановна, зам. директора по УВР Рецензенты: 1.___________________________ 2. __________________________ Пояснительная записка Программа по учебному предмету «История изобразительного искусства» предметной области - 02. «История изобразительного искусства» предназначена для обучающихся в ДШИ по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения – 5 (6) лет. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения (со 2 по 6 год обучения), посвящена изучению исторического развития основных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В основу программы положена педагогическая концепция, основанная на культурологическом подходе изучения истории изобразительного искусства, позволяющая через изучение истории развития изобразительного искусства прийти к пониманию общих закономерностей развития культуры человечества. При таком подходе главным в содержании программы становится изучение роли искусства и влияние произведений искусства на развитие мировоззрения человека, его эстетического мироощущения и восприятия, а также осознание роли изобразительного искусства в мировом контексте развития культуры человечества. Программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а также учебным планом МБОУДОД ДШИ №50. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «История изобразительного искусства» составляет – 227,5 часов, ежегодно – 49,5 часов (33 учебные недели), что определяет на учебное занятие в неделю – 1,5 часа. На самостоятельную работу обучающегося отведено такое же количество учебного времени – 227,5 часов, что составляет -1,5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая. Объём учебного материала, требования к уровню знаний и умений соразмерны к возрасту обучающихся – 10-12 лет на момент поступления. Целью освоения программы «История изобразительного искусства» является приобщение обучающихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства, а также формирование навыков эстетического восприятия и аналитического подхода в изучении произведений изобразительного искусства, умение рассматривать произведения искусства в контексте культурно-исторической эпохи. История изобразительного искусства – предмет, призванный развить мышление учащихся, умение высказывать собственное мнение, рассматривать изобразительное искусство как механизм познания культуры человечества. Поэтому основными задачами предмета «История изобразительного искусства» является:
Предмет «История изобразительного искусства» - часть общего комплекса учебных предметов в ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Поэтому знания, полученные на этом предмете, реализуются при решении художественно – композиционных задач на уроках по учебным предметам скульптуре, композиции, живописи, рисунку. Изучение предмета призвано расширить представления обучающихся о диапазоне художественных средств и многообразии художественных решений, помогая им овладевать навыками художественного воплощения в материале собственных жизненных впечатлений и наблюдений. Изучение в рамках предмета «История изобразительного искусства» стилей и художественных направлений в мировом искусстве и практическое применение в построении стилевых композиций с современными сюжетными темами. Например, экзаменационная работа обучающегося по станковой композиции предполагает исследование стилистических характеристик в искусстве того или иного исторического периода на выбор обучающегося. Структура программы представляет собой 4 части, состоящие из 8 разделов. Каждая часть программы имеет свою направленность. Первая часть программы «История зарубежного искусства» состоит из 4 разделов, включающих 27 тем. Данная часть программы - это изучение зарубежного изобразительного искусства по классической общепринятой схеме – от возникновения до современности. Культурно – изобразительные традиции народов формировались на протяжении тысячелетий. Многие знакомые нам изобразительные элементы своими корнями уходят в первобытную культуру. История изобразительного искусства изучается во взаимосвязи с древнейшими культурами, рассматриваются образцы древней скульптуры, мотивы ювелирных украшений, вышивки, резьбы, домового убранства через связь с языческими культами. Вторая часть программы «История русского изобразительного искусства» состоит из 2 разделов, включающих 27 тем, раскрывающих этапы формирования и развития видов изобразительного искусства в России. В контексте христианской культуры показано храмовое строительство на Руси, монументальная живопись и иконопись. Учащиеся знакомятся с архитектурными и иконописными школами, иконографией Иисуса Христа и Богоматери, с русским иконостасом. Русская архитектура, скульптура, живопись 18 – начала 20 веков рассматривается в полном объёме с учётом учебного времени. Третья часть программы «История изобразительного искусства XX века» состоит из 7 тем, направленных на изучение художественных течений, направлений изобразительного искусства в контексте культуры эпохи. Живопись соцреализма представлена основными темами и характеристиками как цельное художественное направление. Также показаны новые художественные тенденции через неформальное искусство Советского периода. Региональный компонент представлен изучением культурных памятников, находящихся на территории Кузбасса: музей-заповедник «Томская писаница», музей «Красная горка», памятник шахтерам Кузбасса Э.Неизвестного, храмов г.Кемерово и Кемеровской области, живописных работ художников Кузбасса. Четвертая часть программы «Многообразие и многоликость современного искусства» состоит из 7 тем, которые призваны расширить общий культурный кругозор обучающихся и применяет аналитический подход рассмотрения видов современного искусства Запада и Востока на примере лучших образцов мирового изобразительного искусства. Всё содержание предмета «История изобразительного искусства», принципы построения программы и методическая система преподавания направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь обучающихся предметом, познакомить их с основными понятиями и видами искусства, научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства выразительности. Для этого преподавателю необходимо использовать различные методы изложения учебного материала (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский), постепенно увеличивая степень активности и самостоятельности обучающихся в учебной деятельности. Методику занятия по предмету «История изобразительного искусства» следует направить на достижение основной цели обучения – это всестороннее развитие личности обучающегося, формирование мировоззрения, основанного на идеалах нравственности и эстетического восприятия мира. Виды занятий по предмету, как и формы работы, предполагают разнообразие и творческий подход. Преподаватель обладает максимумом возможностей в выборе форм ведения занятий: рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия, викторина, презентация эпохи, художника, театрализованное представление и т.д. Главное, чтобы урок был интересным, творческим и развивающим способности обучающихся. Для реализации данной программы необходимы определенные материально-технические условия. Учебная аудитория, предназначенная для изучения предмета «История изобразительного искусства», предполагает оснащение видеооборудованием, учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформление наглядными пособиями. Для демонстрации зрительного ряда необходимо наличие репродукций известных произведений мирового искусства. Преподавание предмета «История изобразительного искусства» по всем изучаемым темам опирается на учебные пособия, монографии, сборники репродукций, фотоматериалы, открытки, видеоматериалы, слайды. При отборе материала выбираются самые яркие, самые выразительные примеры мирового искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Это способствует формированию у обучающихся ярких визуальных образов, обогащает их восприятие искусства. Предлагаемая программа учебного предмета «История изобразительного искусства» прошла обсуждение на заседании школьного методического объединения и утверждена педагогическим советом. Учебно-тематический план
Содержание курса. Введение Искусство в системе культуры. Функции изобразительного искусства. Искусство как художественная деятельность. Художественный образ. Синтез искусств. Формы синтеза искусств: концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить краткое сообщение о понятии «синтез искусств». Часть I. История зарубежного изобразительного искусства. Раздел 1. Искусство древнего мира. |
![]() | Программа по учебному предмету История изобразительного искусства Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах | ![]() | Примерная программа дисциплины История изобразительного искусства... Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства |
![]() | Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства» | ![]() | Программа по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры... Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств» |
![]() | Примерная программа дисциплины «История изобразительного искусства» Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства | ![]() | Приказ №198-лс «история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко... |
![]() | Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... «История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации... | ![]() | Философский факультет Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»... Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | ![]() | Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... |
![]() | Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | ![]() | Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... |
![]() | Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | ![]() | Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская... «Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству» |