6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ». Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Форма и периодичность промежуточной аттестации обучающихся определяются учебным планом.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся являются локальными нормативными актами ОУ, которые принимаются на методическом совете ДШИ №2 г. Воткинска и утверждаются руководителем ОУ.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету. По решению методического совета школы оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок и т.д.. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Промежуточная аттестация на художественном отделении при реализации ОП «Живопись» проводится по предметам «Основы изобразительной грамоты и рисования», «Прикладное творчество», «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая», «Декоративно – прикладное искусство», «Керамика», «Компьютерная графика», «Графическая композиция», «Пленэр» - в форме просмотров. По предметам «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», «Лепка», «Скульптура» - в форме контрольных уроков.
Реализация ОП «Живопись» предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени ОУ в объеме, установленном ФГТ.
В течение учебного года при проведение промежуточной аттестации предусматривается не более четырех экзаменов и шести зачетов.
По завершении изучения учебного предмета (полного курса) аттестация обучающегося проводится в форме экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся (выпускные экзамены), в выпускном классе по окончании учебного года по данным предметам применяется в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработано ДШИ №2 г. Воткинска на основе ФГТ. ОУ разработало критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Система оценок в ДШИ №2 г. Воткинска – пятибалльная. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются ДШИ №2 г. Воткинска самостоятельно на основании ФГТ, утверждаются на методическом совете школы. Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями ФГТ, соответствующие целям и задачам программы «Живопись» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основе ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по следующим предметам:
Композиция станковая;
История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разработало критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. «РИСУНОК» При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Рисунок»:
год обучения
- самостоятельный выбор формата;
грамотно компоновать изображение в листе;
знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
грамотно передавать тональные отношения предметов к фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
год обучения
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
грамотно строить предметы постановки по законам линейной перспективы;
грамотно передавать тональные отношения между предметами;
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
год обучения
грамотно компоновать сложные натюрморты;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
умение моделировать форму сложных предметов тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
год обучения
грамотно передавать сложные тональные отношения;
навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
год обучения
находить образное решение постановки;
свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды;
свободно владеть передачей материальности различных предметов.
Требования к экзамену по предмету «Рисунок»
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется рисунок постановки графическими материалами на формате А3- А2 в течение 4-8 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в третьих-шестых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-6 предметов различных по построению, разнообразных по тону).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
грамотно расположить предметы в листе;
точно передать пропорции предметов;
поставить предметы на плоскость;
правильно построить предметы по законам линейной перспективы;
умело использовать приемы работы графическими материалами;
- передать с помощью тона объем предметов, пространство и материальность;
добиться цельности в изображении натюрморта.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «единица».
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным требованиям.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
2 (неудовлетворительно) – ученик выполняет работу на слабом уровне. При постоянной помощи преподавателя учение не справляется с поставленными задачами.
1 (единица) – ученик не выполнил учебную работу.
«ЖИВОПИСЬ» При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Живопись»: 1год обучения
грамотно компоновать изображение в листе;
грамотно передавать локальный цвет;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей. 2 год обучения
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
грамотно передавать оттенки локального цвета;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей.
3 год обучения
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи.
4 год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей.
5 год обучения
передавать цельность и законченность в работе;
строить сложные цветовые гармонии;
грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей.
6 год обучения
находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
определять колорит;
свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды;
свободно владеть передачей материальности различных предметов.
Требования к экзамену по предмету «Живопись»
Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-6 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
грамотно расположить предметы в листе;
точно передать пропорции предметов;
поставить предметы на плоскость;
правильно строить цветовые гармонии;
умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
добиться цельности в изображении натюрморта.
|