Через ограниченность к совершенству





Скачать 68.83 Kb.
НазваниеЧерез ограниченность к совершенству
Дата публикации28.06.2013
Размер68.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

75 Через ограниченность к совершенству Летняя школа 2006 г.; третье чтение: 8 июля

Через ограниченность к совершенству

2 февраля 1924 года

Возлюбленные Господа,

Тема сегодняшнего вечера такова: через ограниченность к совершенству. Ограниченность — это состояние человека, а совершенство — его надежда. Ограниченность есть то, что он переживает, а совершенство — то, к чему он стремиться. Вся трагедия жизни принадлежит ограниченности, а совершенство оказывается той точкой, где ограниченности приходит конец. Поэтому нет ни одного человека в мире, нет ни одного мурдеца и нет ни одного глупца, который не стремился бы к совершенству. Разницу между ними состоит в том, что одному не ведомо, а другому известно, к чему следует стремиться, ведь в достижении совершенства заключается удовлетворение истинной жажды всякой души.

Как видит человек совершенство? Подобно страннику, видящему горизонт с коробля; горизонт прочерчивает границы, но по мере продвижения корабля вперед горизонт отодвигается. Аналогичное происходит и с совершенством. Тот, кто чувствует надобность в вещах материального мира, считает, что именно к ним обращена его цель, и это достижение приносит ему удовлетворение, но только на время. Оно длиться не долго, и он потом говорит: «Этого недостаточно». Тоже самое происходит не только с мирскими богатствами, но и с властью и силой; ему хочется все больше и больше; он никогда не удовлетворен, потому что ограниченность остается. По мере обретения всех этих вещей, он чувствует себя все более и более ограниченным. Человек думает, что земные сокровища, цена которых перевышает их стоимости, принесет ему удовлетворение, одно оно не наступает. Человек стремиться к власти, богатству, к положению, к влиянию, и когда он их достигает, то обнаруживает, что все это нуждается в топливе, которое забирает у него все, что у него имеется, и все равно он оказывается далекостоящим от того совершенства, к которому стремится его душа.

Очень часто после большого разочарования человек начинает себя спрашивать: есть ли где-нибудь что-нибудь, способное принести покой, чуть-чуть счастья, удовлетворение? Наконец он познает, что если и можно его найти, так только внутри себя. Таким образом, посредством мистицизма, религии, философии или любого другого метода, к которому мудрецы прибегали, они искали один предмет: достижение совершенства, о котором говорил Христос в словах: «И так будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».1 Многие спросят: «Возможно ли человечеству прийти к совершенству?» На это трудно ответить, поскольку ответ выходит за понимание большинства. Они говорят, что таковы слова Христа, поэтому они их слушают, но если бы кто-либо другой сказал, то они бы к ним не прислушались. Как можно поверить, что человек способен быть совершенным? Это все равно что сравнить пузырек с океаном, все равно что сказать, что искрящийся атом в воздухе подобен солнцу. Тем не менее мы во всем замечаем рост и прогресс. Художник может начать работать в маленьком масштабе, но в конечном итоге он придет к той стадии, когда его работы окажутся настолько прекрасны, что он сам не сможет поверить, что они ему принадлежат. Музыкант сочинил или исполнил произведение, которое настолько могущественно и удивительно, что он не может себе представить, что он его сам написал. Что-то великое было через него выражено. Он лишь канал, и полностью себя забывает. Или великий изобретатель, хотя он и заниматется материальными вещами, в один день он изобретёт нечто такое чудесное, что сам не сможет сказать, из какого источника он это узнал. Он лишь может молвить, что откуда-то что-то вышло и себя выразило через него. Несмоненно, причина этого в том, что человек — раб ума. Всякий раз, когда он спрашивает: «Почему?», рассудок приходит к нему и говорит: «Так-то и так-то». Однако наступает время, когда рассудок не способен дать объяснений, и тогда душа чувствует, что так оно есть, потому что так и должно быть; больше нет вопросов: «Почему?».

Что такое разум? Это набор накопленных человеком переживаний, знание имен и форм. Во всякой профессии, в любом искусстве, в любой науке есть период, когда человек чувствует: «Делаю это я, это плод моего труда». Затем наступает второй период, когда человек начинает думать: «Делаю это не я, меня искусство вдохновляет,» — и тогда он забывает себя в работе, в том искусстве, которое живет.

Третий период оказывается той стадией, на которой человек переживает душевный подъем, опьянение. Это происходит, когда все сказанное искусством, будь то посредством музыки, поэзии, или живописи, вызывает безо всякой причины, безо всякого внушения невероятный душевный подьём, и когда человек приходит к этой стадии, он все забывает в божественном опьянении, которое суфии называют вадж2. Те люди, которые посвятили всю свою жизнь какому-то искусству и прикоснулись к его глубинам, переживают что-то особенное. Можно подумать, что музыканты привыкли к медитации; чтобы поднять дух, они прибегают к музыке и таким образом испытывают экстаз; поэты пишут строфы, и выраженные ими идеи настолько прекрасны, что их души пускаются в пляс; они возносятся над землей. Человек, достигший такого совершенства, в какой бы форме оно не проявлялось, начинает его выражать во всякий час своей повседневной жизни.

Я всегда испытывал желание, считая это своей привилегией, встречаться с людьми, посвятившими себя науке или искусству. Однажды мне сказали, что в город, где я тогда жил, приехал прославленный борец, и хотя борьба сама по себя меня не интересовала, его слава вызвала у меня желание с ним свидеться. У него не было гордости, тщеславия, он был человеком, который не знал о своем величии. Из этого видно: в какой бы области совершенство себя ни проявляло, в материальном или духовном плане, оно себя в той или иной форме обязательно выразит.

Когда я путешествовал по Соединенным Штатам, я встретил известного ученого-ботаника Мистера Бурбанка, человека, посвятившего всю свою жизнь изучению ботаники. Я увидел, что жизнь научила его философии, его работа стала религией, его слова были словами мудреца и мистика. Он говорил: «Я работаю с деревьями и растениями как будто они живые люди. Я их люблю, и они чувствуют мою симпатию». Не видно ли из этого, что совершенство, в какой бы форме оно ни проявлялось, меняет отношение человека, подобно философскому камню, превращающему низкопробный метал в золото? Так и человек, прикоснувшийся к совершенству, превращает свою личность в золото. К ней можно прикоснуться в малом: в науке или искусстве, в боксе или в борьбе. Совершенство столь необъятно и в нем столько ступеней, что даже прикосновение к нему одаривает человека тем, что недоступно объяснению.

Духовное же совершенство состоит из всех аспектов совершенства. Оно является тем совершенством, к которому тянутся все души. Каким бы ни был канал, пунктом назначения оказывается духовное совершенство; все остальные аспекты — лишь ступени. Есть ли хотя бы одна искренняя душа, для которой совершенство не было бы предназначено? Нет, всякое искреннее желание имеет ответ. Любой человек, подлиинно стремящийся достичь совершенства, к нему обязательно прикоснется. Трудность состоит в том, что человек себе не верит, он становится настолько пессимистичным, что перестает верить себе, другим, совершенству и даже Богу. Скажите кому-нибудь, что такой-то человек недобр, недалек и глуп, и он этому тут же поверит, доказательств не требуется; а попробуйте сказать, что он добр, обладает тонкими чувствами, и вам ответят: «Нет, я этому не могу поверить, это невозможно». Человек потерял веру в своих собратьев, в Бога и в истину.

Сегодня человек так боится слов духовность, мистицизм, философия, религиозность, что он от них бежит: так часто он был разочарован. Он говорит: «Мне нужно заработывать деньги, такова потребность моей жизни; если я могу получить средства, то все тревоги жизни тут же испаряться». Нельзя упоминать слово совершенство, оно слишком многозначительно, однако найдется ли хотя бы одна душа, которая будет без него удовлетворена? Человек может жить во дворце, окруженный всякими видами роскоши, которые жизнь способна принести, и тем не менее он несчастлив, потому что ему недостает самого главного в жизни.

Спрашивают, как можно достичь духовного совершенства? Состоит ли оно в том, чтобы быть добрым, благочестивым, религиозным, приводя при этом в замешательство других? Все это большого значения не имеет; необходим же искренний поиск истины, а это самое простое и самое трудное на свете. Очень немногие по-настоящему ищут истину, хотя истина есть само бытие человека, его глубочайшая суть. Истина сама себя раскрывает; она единственная спасает и спасет.

На каком бы языке мы ни говорили о спасении, какие бы люди его не искали, они все ищут одного: духовного совершенства. Что не дает человеку идти вперед? Его любовь к сложному. Жизнь выстраивает для человека шарады, и подобно ребенку ему нравится эти шарады разгадывать. Истина для него слишком проста; он же придает значение тому, что не может понять. Если ему скажут, что за тысячью миль находится священная гора, то к ней он и отправится. В древности людям говорили: если они обойдут храм сотню раз, то привлекут к себе множество благ, и поэтому они ходили вокруг него и чувствовали, что совершали паломничество. Такова человеческая природа. Человек стремиться к истине, он ищет истину, и тем не менее старается ее избежать. Человеку хочется таинственного. Он хочет того, что невозможно передать словами. До тех пор, пока у искателя будет такое желание, он будет чувствовать озадаченность, но если он захочет выйти, то для него дверь будет открыта. Сердце человека — обитель Бога. Христос сказал: «Наипаче ищите царствия Божия, а это все приложится вам»3. Соломон сказал: «Нет ничего нового под солнцем»4. Есть только один древний путь, каким он был таким и останется, и от этого пути человек бежит.

Люди меня часто веселят, когда говорят: «Так много всего разного на свете, один смотрит с одного угла, другой с другого, и мы все видим часть истины». Истина одна и таже, у нее нет углов. Да, на земле есть много дорог, но для души есть только один путь. Есть много имен и форм. Некоторые связаны с одной церковью, некоторые с другой. Для чего нужно имя? Оно существует лишь для удобства. Есть только одна истина; она безымянна; либо вы ее видите целиком, либо вы ничего не видите. Нам не удается достичь совершенства, потому что человек боится что-то потерять, но он ничего не потеряет; теряя себя, он обретает себя, свое истинное «я». После этого, совершенство окажется недалеко. Оно будет следующим шагом.

Человек привык думать, что вещи далеки от истины. Не только в повседневной жизни, но и в религии он постоянно отрицает истину, и таким образом он все дальше от нее отходит и привыкает ко всему далекому от истины. Если для чего-то и дается духовная практика, посредством которой возможно причащение к своему «Я», так только для того, чтобы он привык к главному источнику жизни, в котором содержится тайна самой жизни.

1 Евангелие от Матфея 5:48

2 Слово в суфийской терминологии, описывающее экстаз, оно буквально означает «обретение».

3 Евангелие от Луки 12:31

4 Экклезиаст 1:9


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Через ограниченность к совершенству iconД. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»
Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем...
Через ограниченность к совершенству iconНа уроке музыки
Иначе говоря, творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному...
Через ограниченность к совершенству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полом и Дианой Линдсэй. St. Giles известна во всем мире качеством своих учебных программ и постоянным стремлением к совершенству
Через ограниченность к совершенству iconТемы семинаров по теории эволюции (главы реферата) Изученность группы,...
Прогресс, регресс; направленность, необратимость, ограниченность процесса эволюции
Через ограниченность к совершенству iconРоль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников
Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство...
Через ограниченность к совершенству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экономика и экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические...
Через ограниченность к совершенству iconМодуль Экономическая сфера жизни общества (8 класс)
Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей человечества. Производительные силы: рабочая сила и средства производства....
Через ограниченность к совершенству iconРеферат Проверил Факультет: Гуманитарный
«лучшие умы» предпочитали идти в гуманитарии. Словом, для Древнего Китая было характерно, с одной стороны, наличие культа знания...
Через ограниченность к совершенству iconРеферат по дисциплине «История экономической мысли»
Кризис 1974-1975 гг поставил ряд проблем (ограниченность сырьевых ресурсов и социальная цена наращивания их переработки, энергетическая...
Через ограниченность к совершенству iconРеферат по дисциплине «История экономической мысли»
Кризис 1974-1975 гг поставил ряд проблем (ограниченность сырьевых ресурсов и социальная цена наращивания их переработки, энергетическая...
Через ограниченность к совершенству iconПуть к совершенству уважение к личности ученика. Урок для учителей
Огбу «Региональный центр развития образования» по эффективному использованию опыта Ресурсно-внедренческих центров инноваций в Томской...
Через ограниченность к совершенству iconФормирование речи младших школьников как условие успешного обучения...
Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки...
Через ограниченность к совершенству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экономика, ресурсы и факторы производства, ограниченность ресурсов (привести примеры). Типы экономических систем, основные вопросы...
Через ограниченность к совершенству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни «Дудка». Способствовать активному пению через...
Через ограниченность к совершенству iconТема работы: Интернет 2 уже реальность?
Через полтора-два года в России начнется повальный переход к новому поколению Интернета. Технологии Интернет2 существенно увеличивают...
Через ограниченность к совершенству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разобрать решение трех основных задач на части: нахождение одной величины через другую, нахождение двух величин через их сумму, нахождение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск