Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна





Скачать 82.11 Kb.
НазваниеФормирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна
Дата публикации19.08.2014
Размер82.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Формирование речи младших школьников

как условие успешного обучения
Учитель начальных классов

МОУ СОШ №38 г. Сочи

Руденко Эльвира Владимировна
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Так при наборе детей в 1 класс и в процессе работы с ними были выявлены речевые нарушения у 11 детей из 20 (55%). С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии, а также недоразвитие устной речи, проявляющееся в виде дислексии (нарушение чтения). Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Учитывая, что к завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, должен быть достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), сформирована у них основа грамотного, безошибочного письма. А это невозможно при низком уровне речевого развития

Работу по формированию речи целесообразно проводить как во внеурочной деятельности (курс «Учусь говорить правильно»), так и в процессе обучения русскому языку и литературному чтению.

Педагогические приёмы и методики, которые я использую, основываются на следующих теоретических положениях:


  1. комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

  2. компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

  3. поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).


Учитывая, что речь развитие речи ребёнка в онтогенезе происходит по схеме: звук-слог-слово-словосочетание-предложение-фраза, необходимо развитие речи на уроках строить по той же схеме. Это возможно на уроках русского языка.

Например, урок русского языка по теме «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.»

  1. Минутка чистописания. Запись: е,ё,ю,я,и

  2. Вопросы: Какие звуки обозначаются этими буквами? В чём особенность этих звуков? Какой звук лишний?

  3. Составление и прочтение обратных и прямых слогов с этими звуками (обязательно используются проблемные звуки л,р).

  4. Определение мягкости согласного звука, следующего за йотированным звуком.

  5. Собирание «копилки» слов (в данном случае по теме урока): слова с суффиксами.

  6. Составление словосочетаний и предложений со словами.

Таким образом, фрагмент урока способствует:

привлечению внимания учащихся к звуковой системе языка (анализ звуковых явлений);

развитие правильного звукопроизношения (произнесение прямых и обратных слогов);

обогащение словарного запаса («копилка» слов). Кроме того, на каждом уроке (это возможно и на уроке русского языка и литературного чтения) выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для профилактики и преодоления дислексии (нарушения чтения), а также формирования навыка быстрого правильного чтения применяю ряд упражнений.

Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.


19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3.Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям без слов автора.
18.Инсценирование.
19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.
Результаты работы: повышение общего уровня речевого развития, развитие интереса к чтению, формирование навыка беглого выразительного чтения, развитие письменной речи и творческих способностей учащихся (создание собственных текстов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconКайгородова Ольга Юрьевна учитель начальных классов высшей категории мбоу "сош №2" г. Верещагино
Формирование метапредметных результатов у учащихся на I ступени обучения как условие успешности учебной деятельности
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconСинергетический подход в формировании семейных ценностей у младших школьников
Автор: Ценных св., учитель начальных классов, I квалификационная категория, моу круглоподполенская сош
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconВозможности образовательной области «технология» в развитии младших...
Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность...
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна icon«Сочи 2014» Учитель начальных классов: Мельникова Дарья Владимировна мбоу №61 г. Челябинска
Учитель: Верно. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в Олимпийских играх
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconРеферат по теме «Императоры льдов и снегов»
Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconРеферат по теме «Любимая сладость детей»
Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconЛотова Татьяна Павловна учитель начальных классов высшей квалификационной...
Технология развивающего обучения: методика комплексного интеллектуального развития младших школьников Г. Бакулиной и проблемный диалог...
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова...
Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconУрок русского языка
Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа...
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconОтчет о деятельности шмо учителей начальных классов
«Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования»
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconОтчёт учителя начальных классов моу «сош №83» Верховой Светланы Вячиславовны...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconНурутдинова Зайтуна Нурлыбаяновна моу кзыл-Ярская сош бавлинского...
Цель урока: создать условия для успешного закрепления навыка умножения и решения задач
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов моу «Ульяновская сош №1» п. Ульяновка, Тосненского района, Ленинградской...
Формирование речи младших школьников как условие успешного обучения Учитель начальных классов моу сош №38 г. Сочи Руденко Эльвира Владимировна iconКонспект открытого урока с использованием тестовых технологий по...
Перов В. Г. «Тройка», Архипов А. Е. «Девушка с кувшином», «Прачки», Пластов А. А. «Мама»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск