Кайгородова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ "СОШ № 2" г. Верещагино
Формирование метапредметных результатов у учащихся на I ступени обучения как условие успешности учебной деятельности
Модернизация общего образования влечёт за собой изменение целей обучения. Если в прежние годы целью обучения являлось качественное усвоение знаний, умений, навыков, то сегодня главная цель школы сформировать у учащихся потребность в самообразовании и саморазвитии[1]. Важно также, чтобы учащиеся могли использовать приобретённые знания в новых условиях. Необходимые качества у учащихся формируются в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Работая с учащимися начальных классов, для себя поставила цель: формирование у учащихся основы умения учиться, готовность к самостоятельному познанию, а значит, формировать у учеников метапредметный результат, включающий освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)[2].
Для меня важно, чтобы у учащихся сохранился интерес к новым знаниям, а также, то желание учиться, с каким они приходят на свои первые уроки в школе. Для этого стремлюсь на уроках погрузить учащихся в деятельность, в процессе которой формируются регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для того, чтобы работа учащихся на уроке была осмысленной, важно, чтобы учащиеся выделили и сформулировали познавательную цель. Ведь без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной деятельности, и важно, чтобы дети это осознавали. Для того, чтобы помочь учащимся определить цель урока использую разные приемы, учитывая при этом возрастные особенности учащихся: создание проблемной ситуации, постановка целей, исходя из темы урока, постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, через показ конечных результатов деятельности, прием "ассоциативный ряд" и т.д. Практика показывает, что организация целеполагающей деятельности способствует активному развитию учащихся, формированию у них инициативности, самостоятельности, ответственности. Затем мы с учащимися определяем последовательность действий, которые приведут нас к реализации поставленной цели, определяя промежуточные задачи; продумываем какой результат мы должны получить в итоге. Завершается деятельность учащихся контролем, в процессе которого учащиеся сличают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, и коррекцией своих действий, а также рефлексией, которой уделяю особое внимание, т.к. в её процессе происходит самоанализ, осмысление, оценка условий и результатов собственной деятельности учащихся. Использую разные виды рефлексии: шкалу самооценки, методику "состояние души", "выбери утверждение" и т.д. Таким образом работаю над формированием регулятивных действий на уроке, а во внеурочное время особое внимание уделяю проектной деятельности, которая также способствует формированию регулятивных УУД и позволяет вывести педагогический процесс в окружающий мир. Работать над проектами мы начинаем с 1-го класса. Тему проекта учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов. На уроках мы поэтапно работаем над проектами: учимся определять цели проекта, формулировать задачи, выдвигать гипотезы. Завершается работа презентацией проектов, на которой порой присутствуют и родители учащихся. Метод проектов способствует активной включенности учащихся в процесс получения знаний, освоению новых знаний, а также использованию уже имеющихся знаний. Проектная деятельность развивает аналитические способности учащихся, формирует способность принимать решения, находить пути решения нестандартных задач, повышает и развивает чувство ответственности, способствует развитию коммуникативных качеств, так как учащиеся могут работать над проектами в парах и группами, при этом формируются следующие коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и др. На уроках развитию коммуникативных действий способствует работа в парах и группах, организация диалога в ходе разрешения проблемных ситуаций.
С первых дней обучения своих учеников особое внимание уделяю формированию познавательных УУД, так как для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. С целью формирования логических универсальных действий придерживаюсь выработанного алгоритма.
Первый класс. Ведущая деятельность – игровая. Основной принцип: постепенность, от простого к сложному. Использую следующие виды деятельности учащихся на уроке: распознавание признаков предмета (цвет, размер, форма); выделение признаков предмета; выделение существенных признаков; угадывание предмета по описанию свойств; соотнесение признака одного предмета с тем же признаком другого; формирование понятия об общих отличительных признаках предметов. Указанные виды деятельности реализуются в различных дидактических играх.
Второй класс. При формировании умений сравнивать 2 и более предмета, классифицировать предметы и явления по заданному основанию придерживаюсь следующей последовательности шагов: сравнение 2-х и 3-х предметов (чисел, геометрических фигур и т.д.); выявление признака классификации; разделение объектов по заданному признаку; поиск «лишнего» объекта; поиск основания классификации для предложенного набора объектов. Основной вид деятельности учащихся: тренировочные упражнения. Принципы те же.
Третий - четвертый классы.Для формирования умения выбирать основание для классификации объектов использую аналогичные, но усложненные упражнения с многозначными числами, дополняя их заданиями на проверку правильности равенства способом переформулирования его, основанном на знании взаимосвязи компонентов действий умножения и деления.В 3 – 4-м классах учимся с учащимися давать определение понятиям в следующей последовательности: тренировочные упражнения на установление рода и видового отличия; ознакомление с требованиями к понятию; упражнения на дополнение в неполном определении видовых отличий, самого видового или родового понятий; составление определения понятия по алгоритму (отнесения понятия к роду; установление последовательности подчинения понятий; выделение видового отличия понятий; проверка правильности определения). Дети, выполняя эти шаги, формулируют определение понятия и лучше его запоминают, т.к. оно формулировалось осознанно, самостоятельно.
Одно из важнейших познавательных универсальных учебных действий - постановка и решение проблемы или задачи:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. На уроках математики мы работаем со следующими типами задач: типовыми; с лишними и недостающими данными; не имеющими решения; с многовариантными решениями; комбинаторными задачами.
На уроках математики используем разныеприемы обучения осознанному решению задач: подбор вопросов для уточнения связей между величинами условия задачи; краткая запись условия в виде чертежа, схемы, таблицы; постановка вопроса к предложенному условию; из предложенного набора математических выражений по данным задачи и вопросов выбрать соответствующие; составление выражений к готовым чертежам по условию задачи. После решения задачи организуем дополнительную работу над задачей. В ходе дополнительной работы после выполнения решения предлагаю следующие задания: переформулирование условия задачи; составление обратных задач; составление аналогичных задач; сравнение задач, сформулированных в прямой и косвенной форме, и их решений; анализ неверного решения; поиск различных способов решения задачи.
Таким образом, выше изложенные приёмы и методы способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. А в совокупности с работой над формированием регулятивных и коммуникативных УУД к развитию метапредметных результатов, которые способствовали успешному окончанию начальной школы, т.к. все учащиеся класса справились с ЕМТ, и, надеюсь, позволят моим учащимся успешно продолжить дальнейшее обучение.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010; 7,8 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010; 14,15 с |