Скачать 84.11 Kb.
|
Из опыта работы Маркиной Л.Г., учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №14 Конспект открытого урока для учителей школы и студентов Ногинского филиала МГОУ Окружающий мир 2 класс Тема: « Раннецветущие растения и их охрана» Цели: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о раннецветущих растениях. 2. Показать закономерность, взаимосвязь между живой и неживой природой. 3. Развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование:
Ход урока:
Плещеев Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала. -О каком времени года это стихотворение? ( О весне) - Назовите весенние месяцы. ( Март, апрель, май). ( Картинки) - В лес пришла весна и разбудила его обитателей. Сегодня на уроке мы отправимся в лес. А путешествие наше будет необыкновенное. ( На доске картинки весеннего леса) -Какие качества вам пригодятся во время этого путешествия? ( Качества ученика: внимание, активность, честность, взаимовыручка и т.п.). - Как вы думаете, кто проснулся первым в нашем лесу? ( Ответы детей) -Отгадать поможет стихотворение, послушайте. Вы попали в чудный лес. Здесь деревья до небес, Здесь избу на курьих ножках Можно встретить на дорожках. По тропинкам бродят звери, Здесь полным-полно растений, И хранит покой лесной Леший, будто часовой. Чтобы выбраться из леса, Потрудиться нужно честно, Нужно Лешему ответить Дружно на вопросы эти. - Хозяин леса Леший строго следит за порядком в лесу. Он хочет задать вам несколько вопросов, чтобы убедиться, что мы не навредим лесу и его обитателям. ( На доске появляется картинка Лешего). - Леший приготовил вопросы для каждой группы. Поскольку вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе:
Возьмите конверты, прочитайте вопросы и обсудите ответы в группе, после чего мы заслушаем ответы всех команд. 2.Вопросы для повторения изученного материала:
( 1.Не прячься под высокие деревья. 2.Не катайся на велосипеде, самокате, лодке. молния ударяет в высокие и движущиеся предметы. 3. Уйди в помещение, закрой окна и двери. 4. Не касайся печки и отопительных батарей.)
( 3 минуты на подготовку ответов в командах) 3.Практическая работа в группах. - Следующее задание от Лешего. Составьте модель-схему из разрезных картинок и объясните связь весенних изменений в природе. Возьмите для этого бумажные полоски и наклейте схему на полоску, расположив картинки в нужном порядке. ( Работу проверяем по схеме в учебнике). 4.Объяснение нового материала. -Молодцы! Пока мы отвечали на вопросы Лешего, к нему прилетел ещё один гость. Отгадайте, кто это. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. Кто это? (Появляется картинки Кузьки) - Кузька пришёл в лес полюбоваться первоцветами. - Вы ребята знаете, что такое первоцветы? ( Нет.) Учитель: -Это как раз тема нашего урока. ( На доске появляется название темы урока). Кузьма говорит, что у него дело к Лешему. Но если ребятам интересно, он готов показать первоцветы. Хотите? Рассказ учителя: Вслед за изменениями в неживой природе изменяются и растения. Помните, к концу зимы почва под снегом оттаивает, и часть растений трогаются в рост. Поэтому, когда появляются первые проталины, ( учитель помещает на доску картинку проталины) на них уже можно видеть цветущие растения. Деревья, кустарники, травы, зацветающие ранней весной, когда ещё нет листьев на деревьях, и снег до конца не сошёл, называют раннецветущими, а травянистые раннецветущие растения называют подснежниками. К ним относятся такие растения: примула, крокус, мать-и-мачеха, гусиный лук, пролеска, шафран сетчатый и многие другие. ( На доске картинки с названием цветов) Ранней весной, когда земля и ветки деревьев ещё голые, зацветают подснежники. От голых веток деревьев нет тени. Солнечные лучи свободно проходят к почве. Какие же условия обеспечивают такое раннее цветение растений? Оказывается, подземные части этих растений утолщены. ( Откроем учебник на стр. 73, рассмотрим картинку). В них ещё в прошлом году накопились питательные вещества. У деревьев и кустарников такие вещества есть в стеблях. Их и расходуют растения весной. Кроме травянистых растений среди раннецветущих есть кустарники и деревья. Это ива, осина, тополь. ( Повесить на доску картинки этих деревьев). Есть ошибочное мнение, что тополь цветёт летом. Он цветёт весной и одним из первых. На тополях вы можете увидеть красноватые серёжки ( Найти картинку цветов тополя) – это и есть цветы тополя, а летом мы видим плоды тополя, которые разносятся ветром. - Ох, что-то я подустал. Пора отдохнуть. 5.Физминутка. На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. Красота раннецветущих растений стала их бедой. Люди собирают их в огромном количестве. В результате сбора этих цветов для букетов, они оказались в Красной книге. ( Показать красную книгу). - Как же бороться с этим? В Москве ежегодно проводится операция « Подснежник». Во время этой операции запрещена продажа этих цветов. Нарушители несут наказание. -Кто был внимательным? -Какие растения называют первоцветами или раннецветущими? ( Те, которые цветут до появления листьев) -Приведите примеры раннецветущих растений? - В результате чего они оказались в Красной книге? 6. Изготовление цветка из бумаги. - Какое же дело было у домовёнка Кузьки? - Леший, я к тебе за помощью. Баба Яга обиделась, что её не поздравили с 8 марта. Она решила оборвать в нашем лесу все красивые первоцветы. Что же нам делать? - Ребята, а мы можем помочь цветам и нашему лесу? - Мы с ребятами можем вам помочь. На уроках труда мы много раз делали цветы из бумаги. Можем и вас научить. Вы сделаете цветы и подарите Бабе Яге, чтобы она не обижалась. Поможем Кузьке и Лешему? ( Да) - Мы сделаем цветок, который одним из первых появляется в садах и цветниках нашего края. Посмотрите на картинку, кто знает, как называется этот цветок? Правильно. Это нарцисс. Вот его мы и сделаем в подарок бабе Яге. - Рассмотрите аппликацию. - Из какого материала сделан нарцисс? ( Из бумаги) - Из каких деталей сделан нарцисс? ( лепестки, серединка, стебель и листья) - С помощью чего скреплены детали цветка? ( С помощью клея) - Какие инструменты нам понадобятся для работы? ( ножницы, клей, карандаш, бумага). - Какие правила безопасности нужно вспомнить? ( Как работать с ножницами, бумагой, клеем). Работать будем методом диктанта. Повторяйте за мной. -Возьмите конверты и листы картона, которые будут основой. Из них достаньте детали зелёного цвета, давайте сначала наклеим стебелёк и листья. На картонной основе проведены линии карандашом. На среднюю линию наклеим стебель. Для этого нанесём клей на белую сторону детали и аккуратно наложим на линию. - Хорошо! Теперь приклеим листочки. Они у нарцисса очень нежные тонкие. Будьте осторожны. Короткий листик приклеим слева, а длинный справа. Также аккуратно наносим клей на белую сторону каждой детали и накладываем на линии карандаша. - Покажите, что у вас получилось. -Теперь пришло время изготовить лепестки и серединку. - Достаньте из конвертиков деталь, которая называется трилистник и жёлтую полоску бумаги. Сложите полоску так, как это делаю я. Теперь приложите шаблон к бумаге и обведите трилистник. Вырезать будем сразу две детали, будьте аккуратны. Покажите ваши трилистники. -Как вы думаете, какой шаг следующий? Нужно сложить лепестки посередине. - А теперь, что будем делать? -Правильно, надо приклеить лепестки. Наносим клей на серединку трилистника и приклеиваем его к стебельку, аналогично приклеиваем вторую деталь. - Осталось изготовить серединку. Возьмите оранжевый круг и карандаш, наверните круг на торец карандаша и намажьте клеем. -Теперь аккуратно приклеиваем последнюю деталь в центр нарцисса. - Покажите Лешему, Кузьке и нашим гостям какие у вас получились цветы. - Ну, Кузьма, помогли мы тебе спасти первоцветы нашего леса? ( Да). 7.Рефлексия -Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали? -Какие первоцветы вы теперь знаете? -Что обеспечивает раннее цветение этих растений? (Корневая система, она утолщена. в ней накопились питательные вещества, которые позволяют растению рано расцветать).) - Почему нужно охранять первоцветы? ● ● Стихи ● ● ● ● Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат, наполнит воздух сада, Они так красят сад! Нам жить в одной семье, Нам жить в одном строю, Лететь в одном полёте, Давайте сохраним ромашки на лугу, Кувшинки на реке, Фиалки, ландыши для нас Весёлый май в садах припас. Но мы их рвать не будем. Пускай цветут на радость людям! Дерево, цветок, трава и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны и не будет красоты. -Сегодня все группы работали хорошо. - Пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Если вы работали на «5» - поднимите улыбающееся весеннее солнышко, если на «4» - солнышко без улыбки, а если вы работали хуже, что-то вам мешало сегодня быть внимательным и т.д. – грустное солнышко. Наклеить солнышки на лист и повесить его на доску. -Урок окончен. |