Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9»





Скачать 149.09 Kb.
НазваниеИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9»
Дата публикации25.10.2014
Размер149.09 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Информатика > Исследование
Описание инновационного педагогического проекта
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников

Выполнила учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ 9»

Костюнина В.П.

2012 год.

Методическая копилка.

Из опыта работы.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме

«Исследовательская работа на уроках в начальной школе.»

Исследовательская деятельность естественна для человека. Потребность в предварительном изучении возможностей, условий и последствий совершаемых действий важна для нас как условие безопасного существования в природной и социальной среде. Исследовательское поведение определяется как «направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека».

1.Исторический контекст.

Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, перед нами, учителями начальной школы, встаёт ряд вопросов: как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
2.Актуальность.

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Достичь этой цели можно лишь, вооружив учащихся разнообразными исследовательскими умениями, начиная с начальной школы. В этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении.

Вместе с тем анализ современной образовательной практики показывает, что начальная школа далеко не в полной мере использует свои возможности в формировании исследовательских умений учащихся, пытаясь решить эту важную и актуальную задачу в рамках традиционных методов и средств. В результате уровень сформированности исследовательских умений младших школьников как правило весьма далек от желаемого, что говорит о недостаточной способности современной начальной школы решить данную задачу в рамках существующей образовательной практики. Необходим поиск новых, нетрадиционных методов и средств формирования исследовательских умений младших школьников.


3.Педагогическая идея

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу о необходимости активизации исследовательской деятельности школьников именно в начальной школе и определила целеполагающие моменты.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Прежде всего, я приучаю учеников употреблять слова “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы (Она должна быть интересна ученику и не навязана учителем).

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

4.Концептуальность

Особенность исследовательской работы в начальной школе заключается в огромной роли учителя. Он должен направлять, корректировать деятельность обучаемых. А главное – увлечь и “заразить” детей, показать им важность их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это немаловажная составляющая исследовательской деятельности младших школьников. В процессе совместной деятельности происходит сближение родителей с детьми, появляется общий интерес, забота о конечном материале. Дети перенимают опыт родителей, гордятся своим общим итогом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными и творческими.

Работа по этой программе предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках. Эти работы так и называются“Мои маленькие исследования” и идут по темам предмета.

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья» «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Интересно, например, прошел исследовательский «семейный» проект «Герб моей семьи», лучшая работа была Кокнаевой Екатерины 2010-2011 учебный год.

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно.

Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников”, я провела несколько вводных занятий.

Цель этих занятий:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

(Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

(Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы.

(Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

(Выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

(Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта.

Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Защита.

(Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
5.Сущность опыта.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

Следующий этап работы – составление плана.

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Систематизация информации

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

Подготовка к защите исследовательской работы”

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, паспарту, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов или исследований осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии- конечном продукте.

“От чего зависит успех”

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

“Дорогой друг!”

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение …».

4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу …

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего исследования.

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: …

Наши результаты исследования и сведения совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения
6.Оптимальность и эффективность исследовательской работы.
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание , что именно исследовательская деятельность становится основой обучения .

К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

-осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных :

-извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

-Коммуникативных:

-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща
7.Результативность.

Подчеркивая таким образом актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги .

1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы :

отметили :

- заинтересованность такой организацией обучения – 100%

- работа над исследованием помогает лучше учиться – 50%

- учит дружить и помогать друг другу – 70%

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 50%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50%

- проверить свои силы – 30%

- подружиться с ребятами из других классов – 30%.

2.Выполнены следующие исследовательские работы


Фамилия Имя

Класс

Тема работы

Место защиты

1.Коростылёв Роман

3

«Грач-птица перелётная или нет»

День открытых дверей

2.Шеянова Лиза

3

«Баба Яга. Кто она?»

День открытых дверей

3.Логунова Анастасия

3

«Аквариум и его обитатели»

День открытых дверей

4.Быкова Нина

4

«Курить- здоровью вредить!»

Муниципальный конкурс «Мы против вредных привычек»

5.Фадейкина Анастасия

4

«Божья коровка или «Солнышко»

Семинар учителей начальных классов, открытый урок по природоведению




8.Выводы.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.
Литература



  1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2

2 Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //

Начальное образование . 2005 г -№ 6

  1. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006 г.

.

  1. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconКайгородова Ольга Юрьевна учитель начальных классов высшей категории мбоу "сош №2" г. Верещагино
Формирование метапредметных результатов у учащихся на I ступени обучения как условие успешности учебной деятельности
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconПроценко И. И., учитель начальных классов мбоу сош №11 имени Г. С....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников...
Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconСинергетический подход в формировании семейных ценностей у младших школьников
Автор: Ценных св., учитель начальных классов, I квалификационная категория, моу круглоподполенская сош
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconРазработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1»
...
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconФормирование речи младших школьников как условие успешного обучения...
Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки...
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconОтчет о деятельности шмо учителей начальных классов
«Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования»
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconСценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22»
Составила сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» г. Кургана
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconУрока : 1 Актуализировать знания учащихся по теме «Многозначные числа»
Учитель: Ищенко Елена Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Мартовская сош»
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов: мбоу «сош 9» iconВозможности образовательной области «технология» в развитии младших...
Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск