Скачать 303.11 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ ПО производственной ПРАКТИКЕ МДК 02.01. Основы организации внеурочной работы Внеурочная воспитательная работа ПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Для специальностей: 050146 «Преподавание в начальных классах» Н. Тагил 2013 год
Практика – рассредоточенная РАСПИСАНИЕ ПРАКТИКИ МДК 02.01. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПМ. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка Производственная практика «Внеурочная воспитательная работа» базируется на освоении студентами МДК 02.01. «Основы организации внеурочной работы». Практика по организации внеурочной деятельности проводится на базе различных типов образовательных учреждений. В период практики студенты осуществляют педагогическое наблюдение за детьми, разрабатывают и проводят внеурочные занятия. Объём и виды практики:
Цель практики: развитие профессиональных компетенций студентов в области планирования и организации внеурочной работы с учащимися начальной школы. Задачи:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения практики должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: ПК 2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4.Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. А также иметь практический опыт анализа планов и организации внеурочной работы в области военно-патриотической деятельности; определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности; наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся; ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности; составления конспектов внеурочных занятий по военно-патриотическому воспитанию с учетом особенностей возраста, класса и отдельных учащихся; организации краеведческой деятельности с учащимися начальной школы. Уметь: находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности; определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; использовать различные методы и приемы обучения; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий; анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности; подбирать и использовать дидактические материалы при организации внеурочной деятельности в области военно-патриотического воспитания в начальной школе; отбирать содержание для разработки внеурочных занятий в области военно-патриотического воспитания в начальной школе; разрабатывать конспекты внеурочных занятий в области военно-патриотического воспитания в начальной школе; проводить внеурочные занятия в области военно-патриотического воспитания в начальной школе. Знать: сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе; теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы; методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; особенности общения младших школьников; методы, приемы и формы организации общения младших школьников; способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников; логику анализа внеурочных мероприятий и занятий; теоретические основы патриотического воспитания; методические особенности организации внеурочных занятий в области военно-патриотического воспитания в начальной школе. Виды работ: Наблюдение внеурочных занятий с младшими школьниками (в выбранной области). Психолого - педагогическое наблюдение за учащимися. Разработка конспектов внеурочных занятий. Проведение внеурочных занятий. Обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их коррекции. Осуществление самоанализа внеурочных занятий. Заполнение документации: работа с дневником, методической копилкой. Отчетность по практике: Дневник практики: анализ наблюдений, анализ проведенных диагностик, анализ проведенных и посещенных внеурочных занятий, вывод по практике. Конспекты занятий, самостоятельно составленные студентом в соответствии с требованиями и заверенные подписью методиста. Анализ проведенных занятий: оценочный лист и письменное обоснование. Аналитический отчет по итогам практики. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Приложения Приложение 1 Схема оформления дневника практика
Приложение 2 Диагностические материалы по изучению сформированности нравственного потенциала личности обучающегося. А) Вопросы для проведения бесед с детьми: - Что ты понимаешь под словами: «Родина», «семья», «родной дом», «родная улица», «родной город», «родная страна», «патриотизм»? Выявляются чувства (экспрессивность речи), которые являются мотивами, побуждающими детей к совершению поступков. По высказываниям ребёнка можно судить о его ценностном отношении к Родине. Возможно спрогнозировать его поведение, отношение к людям и к самому себе. Б) Для выявления состояния уровня сформированности патриотизма используются диагностические опросы учащихся. Обработка данных проводится с целью вычисления безошибочных и адекватных значений - уровней усвоения знаний по нравственно-патриотическому воспитанию: Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность. Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль. Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. В) Тестирование. Тесты с вопросами, требующими самостоятельных ответов, построены на основе предполагаемых знании детей и уровня сформированности у них личностных патриотических ценностей. Они могут стать основой для определения задач патриотической работы в данном классе. Вопросы теста: 1. Что такое Родина? 2. Как называется наша страна? 3. Что такое война? 4. Про какие войны в нашей стране ты знаешь? 5. Что ты знаешь про ВОВ? 6. Кто защищает Родину? 7. Кто такой ветеран? 8. Как ты относишься к Родине? 9. Назови ветерана из своей семьи. 10. Зачем нужно помнить о героях? Г) Диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы (по методике М.И.Шиловой). Используется диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: Отношение к обществу, патриотизм. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Саморегуляция личности (самодисциплина). По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Диагностическая таблица уровней проявления воспитанности младшего школьника
После обработки диагностических материалов в дневнике по практике оформляются общие выводы по сформированности нравственного потенциала личности обучающегося. Ф.И. ребенка
Приложение 3 Схема - протокол наблюдения за поведением ________________________________________на уроке. (фамилия, имя ученика) Ф.и.о. учителя ___________________________________________________________ Предмет ________________________________________________________________ Дата ________________________________________________________________ Количество учащихся в классе ____________________________________________ Цель наблюдения ________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 1.Отношение к уроку:
Выводы: Приложение 4 Характеристика особенностей поведения и познавательной сферы конкретного ребенка. План составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося I. Общие сведения об учащемся Фамилия, имя ____________________________________ Дата рождения_____________________ II. Социально-бытовые условия жизни ребенка. а) социально-демографические условия семьи. б) материальные или жилищно-бытовые условия семьи. в) каков характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником. г) социально-психологические условия. д) состояние здоровья ученика. III. Личность ученика:
5. Проявляет ли отрицательные качества поведения (нет, если да, то - редко, часто или всегда): а) грубость; б) индивидуализм, эгоизм; в) зазнайство, высокомерие; г) легкомыслие, беспечность; д) лживость; е) упрямство; ж) жестокость; з) вредные привычки (курит, сквернословит...); и) другие отрицательные качества. IV. Личность ученика в коллективе.
а) занятость во внеурочное время, интересы; б) самооценка и уровень притязаний: завышенный, адекватный, заниженный; в) наиболее ярко выраженные черты характера: организованный, старательный, активный, инициативный, уверенный в себе, вежливый, общительный и т.д.; г) эмоциональные проявления: эмоциональная возбудимость, устойчивость чувств, преобладающее настроение; д) волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание; е) особенности умственной деятельности: самостоятельность суждений действий; ж) особенности темперамента и характера: подвижность, общительность, уравновешенность и т.п. V. Познавательная сфера.
Общие выводы. Приложение 5 Материалы по организации и проведению занятий по внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Примерная схема конспекта внеурочного занятия.
Занятия рекомендуется проводить в рамках основных направлений патриотического воспитания: - духовно-нравственное направление, - культурно-историческое направление, - гражданско-правовое направление, - военно-патриотическое направление, - героико-патриотическое направление. Примерная схема психолого-педагогического анализа внеурочного занятия сокурсника.
|
Итоговая рефлексия по организации внеурочной деятельности и общения... ... | Рабочая программа учебной дисциплины основы религиозной культуры... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего... | ||
Программа учебной дисциплины оп. 05 безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Программа учебной дисциплины огсэ. 04 Иностранный язык (немецкий)... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Задания по пп по пм 01; пм 02; пм 03 для студентов 4 курса специальности... Задания по пп по пм 01; пм 02; пм 03 для студентов 4 курса специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в период с декабря... | Освоение вида профессиональной деятельности (впд): Преподавание по... Аннотация к рабочей программе пм. 01. по специальности 050146 Преподавание в начальных классах | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тесты предназначены для специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах», 050141 «Физическая культура» по дисциплине оп.... | Урока: в опросы по теме: Контрольно-оценочные средства Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 02. «Организация внеурочной... | ||
Приложение №1 Структура производственного обучения специальности... Структура производственного обучения специальности 050146 Преподавание в начальных классах | Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | ||
Н. Д. Старостенков специальность 050146 Преподавание в начальных классах Директор педколледжа расписание пробных уроков и внеклассных занятий для студентов 31 группы | Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом Специальность:... ... | ||
Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект «Презентация: и +» выполняется в рамках изучения предмета Информатика и икт в профессиональной деятельности» для специальности... | ||
Результатом обучения по основной профессиональной образовательной... Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального... | Программа внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии» Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована... |