КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА Специальность Преподавание в начальных классах
Рубцовск, 2013 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050146 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: КГОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж» Разработчик: Большина Ирина Геннадьевна, преподаватель.
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией (далее ПЦК) дисциплин профессионального цикла Протокол № 1 от 29.08.2013г.
Председатель ПЦК _____________ Н.Н. Александрова
Согласовано: Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________________ В.А. Оспищева
«____» августа 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации учебной дисциплины
| 15
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПОПреподавание в начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной переподготовке учителей начальных классов. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
-анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
-находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
-ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
-применять знания по педагогике при изучении профессиональных модулей; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
-значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
-принципы обучения и воспитания;
-особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования;
-формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
-психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации ииндивидуализации обучения и воспитания;
-педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
-понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
-особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
-приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
-средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузкаобучающегося- 216 часов, в том числе: обязательной
аудиторная учебная нагрузка обучающегося -144 часа;
самостоятельная работа обучающегося- 72часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 216
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 144
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| 11
| практические занятия
| 29
| контрольные работы
| 3
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 72
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка докладов
Составление конспектов
Подготовка рекомендаций
Составление таблицы
Подготовка презентаций
Составления словаря
Подготовка проектов
Подготовка устного сообщения
Выполнение практических заданий репродуктивного типа
|
8
7
4
9
9
2
8
10
15
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Общие
основы педагогики
|
|
30
|
| Тема 1.1. Педагогическая наука и практика
| Содержание учебного материала
| 10
| 1
| Возникновение и развитие педагогики. Объект, предмет, функции. Задачи. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками, её место в системе гуманитарных и естественных наук. Отрасли педагогических знаний
Взаимосвязь педагогической науки и практики.* Основополагающие принципы педагогической практики: гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития. *Современное состояние и тенденции развития*
Основные педагогические категории.* Единство и взаимообусловленность социализации, воспитания, саморазвития. *
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа обучающихся*
| 4
| Оформление таблицы: «Вклад западных и отечественных педагогов в науку»
Оформление таблицы: «Основные педагогические течения в педагогике: авторитарное и гуманистическое. Педагогика в современном мире»
Составление схемы: «Единство и взаимообусловленность социализации, воспитания, саморазвития»
Выполнение практических заданий: « Стимулирование активности человека через рефлексию».
| Тема 1.2. Педагогический процесс как целостная система и целостное явление*
| Содержание учебного материала
| 5
|
2
| Педагогический процесс как целостная система и целостное явление.
Основные функции, движущие силы, компоненты.
Технология конструирования и осуществления педагогического процесса.
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Составление схемы: «Педагогический процесс как динамическая структура».
Подготовка устного сообщения: «Модернизация педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация, демократизация»
| Тема 1.3.
Система образования в РФ
| Содержание учебного материала
| 7
|
2
| Система образования в РФ.* Принципы государственной политики в области образования. *Типы и виды ОУ.* Непрерывность и преемственность.* Современные проблемы образования, тенденции его развития и реформирования. *Болонский вариант развития.*Развитие системы образования в Алтайском крае.
| Лабораторные работы
| -
| Практические занятия
| 2
|
| Анализ Закона «Об образовании» в Российской Федерации. Ориентирование в тенденциях развития системы образования на современном этапе.
| Самостоятельная работа обучающихся
| -
| Раздел 2. Теория образования и обучения
|
| 85
|
| Тема 2.1. Психолого-педагогические основы и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
| Современное понимание сущности и структуры обучения.* Система целей обучения.* Технология целеполагания.* Значение и логика в обучении и педагогической деятельности.*
Функции обучения*
Виды обучения.
Современные концепции начального и среднего образования, их дидактическое и предметное наполнение.*
Основы развивающего обучения. Основы дифференциации и индивидуализации обучения.*
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| Составление и анализ алгоритма структуры обучения
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся*
| 10
|
| Подготовка презентации: «Возникновение и развитие дидактики в соответствии с изменяющими потребностями общества»
Оформление конспекта: «Ценностные идеи и подходы современной дидактики»
Подготовка устного сообщения: «Инновационные процессы в образовании.»
Составление тезауруса: основные понятия дидактики.
| Тема 2.2. Содержание школьного образования.*
| Содержание учебного материала
| 7
|
2
| Содержание образования. Его зависимость от научно-технического прогресса и культурного развития. Основные компоненты содержания образования. Теории формирования содержания образования. Особенности содержания и организации в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования. Документы, регламентирующие содержание образования.
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| Анализ сущности, функции и структуры ФГОС, учебных планов, учебных программ и учебников.
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка устного сообщения: «Принципы и критерии отбора учебного материала»
Выполнение практических заданий: «Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения в различных системах обучения, поиск отличительных особенностей».
| Тема 2.3. Принципы обучения*
| Содержание учебного материала
| 5
|
2
| Законы, закономерности и принципы обучения. История становления и развития принципов обучения. Система современных принципов и правил обучения.
| Лабораторные работы
| 2
|
| Наблюдение и анализ реализации закономерностей и принципов в работе учителя
| Практические занятия
| 1
| Решение педагогических задач по реализации принципов обучения
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
| -
| Тема 2.4.
Формы, методы и средства
обучения
| Содержание учебного материала
| 20
|
2
| Возникновение и развитие системы форм обучения. Урок как основная форма. Требования к современному уроку. Типология и структура. Педагогические возможности и условия применения
Методы, приёмы, средства обучения. Многообразие классификаций методов и средств обучения.*Педагогические возможности и условия применения методов, приёмов и средств обучения.*
| Лабораторные работы*
| 6
|
| Наблюдение, описание и анализ типов урока в школе.*
Наблюдение и анализ нестандартного урока в классе младших школьников.*
Определение активных методов и средств в организации познавательной деятельности младших школьников.*
| Практические занятия
| 4
| Разработка уроков различных типов.*
Решение педагогических задач по выбору методов и средств обучения.
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся*
| 10
| Составление конспекта: «Изучение статей: особенности современного урока (Амонашвили Ш.А., Ю.А.Конаржевский; И.Я. Якиманская)»
Выполнение практических заданий: «Многообразие схем анализа уроков. Их рефлексивный анализ».
Подготовка презентации: «Возможности использования программированного и компьютерного обучения.»
Составление таблицы: «Методы развивающего обучения».
Составление рекомендаций: «Оптимизация выбора учителем методов и средств обучения»
Составление таблицы: «Специфические особенности средств обучения на уровне урока, предмета, всего процесса обучения».
Составление рекомендаций: «Сочетание средств на уровне урока».
| Тема 2.5. Мотивация обучения*
| Содержание учебного материала
| 7
|
2
| Мотивация обучения. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. Приёмы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов обучения
| Лабораторные работы
| 2
|
| Наблюдение и анализ приёмов привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов обучения в целях развития мотивации
| Практические занятия
| -
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
| 5
| Конспектирование статей современных учёных о развитии познавательного интереса в педагогике
| Тема 2.6. Средства контроля и оценки качества образования*
| Содержание учебного материала
| 8
|
2
| Диагностика обучения. Основные понятия. Функции. Формы, методы и средства контроля и оценки качества образования. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
| Лабораторные работы
| 1
|
| Наблюдение, анализ контроля и оценки знаний, умений учащихся на уроке
| Практические занятия
| -
| Контрольная работа по разделу 2. Теория образования и обучения
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 5
| Подготовка устного сообщения: «Психологические вопросы педагогической отметки и оценки».
Выполнение практических заданий: «Тестирование достижений и развития. Критерии диагностических тестов обученности».
| Раздел 3.Теория и методика воспитания
|
|
52
|
| Тема 3.1.Психолого-педагогические основы воспитания, принципы воспитания
| Содержание учебного материала
| 20
|
3
| Цели, задачи, движущие силы, особенности воспитательного процесса. Содержание воспитания.
Воспитательная система школы: понятие, структура, характеристика.*
Закономерности и принципы воспитания.*
Воспитание коллектива и личности.*
Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость.*
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 4
| Анализ теории и практики воспитательных систем школы.
Определение уровня развития коллектива по методике СКЭСА (самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию).*
| Контрольная работа
| -
| Самостоятельная работа обучающихся*
|
5
| Подготовка презентации: «Обзор ценностных и методических идей: воспитательные системы прошлого и настоящего времени»
|
Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитания*
| Содержание учебного материала
| 15
|
3
| Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификации. Педагогические возможности и условия их применения.
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
|
6
| Разработка конспекта воспитательного дела.
Решение педагогических задач. Составление рекомендаций в рамках идей гуманистической педагогики «Вам, педагог-гуманист!».
| Контрольная работа по теме 3.1. – 3.3.
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
|
11
| Подготовка устного сообщения: «Психолого-педагогические акценты воспитательной работы с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками».
Выполнение практического задания: «Работа с педагогической копилкой: «В помощь учителю-воспитателю!»
| Раздел 4.
Коррекционная и специальная педагогика
|
|
39
|
| Тема 4.1. Социальная и школьная дезадаптация
| Содержание учебного материала
| 10
|
2
| Понятие о социальнойи школьной дезадаптации. Дети риска социальной и школьной дезадаптации. Диагностика социальной и школьной дезадаптации.
Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей*.
Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации*.
|
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 3
| Подбор методик диагностики школьной дезадаптации*.
Разработка проекта по предупреждению школьной дезадаптации*.
| Контрольная работа
|
| Самостоятельная работа обучающихся*
| 6
| Индивидуальное проектное задание: подготовка сборника коррекционно-развивающих упражнений
| Тема 4.2. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуаль-ном, речевом, сенсорном
Развитии*
| Содержание учебного материала
| 14
|
2
| Понятие нормы и отклонения. Виды норм. Систематика и статистика нарушений в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребёнка) Причины нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии.
Возможности компенсации нарушений развития и ограничений детей и подростков средствами специального образования
Обучение и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| Составление программы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
| Контрольная работа по теме 4.2. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии.
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
| 8
| Подготовка доклада « Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности»
| Раздел 5.
Педагогика одаренности
|
|
10
|
| Тема 5.1. Работа с одарёнными детьми
| Содержание учебного материала
| 8
| 2
| Творчество как высшая форма человеческой деятельности. Актуализация проблемы работы с одарёнными детьми. Особенности работы с одарёнными детьми. Стратегия работы и работа с одарёнными детьми.
Мировой и отечественный опыт работы с одарёнными детьми: ценностные и методические идеи.
Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми.
|
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическая работа
| 4
| Подбор диагностических методик по изучению одарённости школьников*
Составление плана работы с одарёнными детьми*
| Контрольная работа
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Проектное задание (разработка): коллективно-творческое дело (КТД) в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками (по развитию творчества)
|
| Экзамен по курсу
|
|
|
| Всего
| 216
|
|
|