Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах





Скачать 257.58 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах
страница1/2
Дата публикации12.09.2014
Размер257.58 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2
КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА
Специальность Преподавание в начальных классах

Рубцовск, 2013
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050146 Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: КГОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
Разработчик: Большина Ирина Геннадьевна, преподаватель.

Рекомендована предметной (цикловой) комиссией (далее ПЦК) дисциплин профессионального цикла
Протокол № 1 от 29.08.2013г.

Председатель ПЦК _____________ Н.Н. Александрова

Согласовано:
Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_________________ В.А. Оспищева

«____» августа 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




5
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





6
  1. условия реализации учебной дисциплины





15
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПОПреподавание в начальных классах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной переподготовке учителей начальных классов.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

-анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

-находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

-ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

-применять знания по педагогике при изучении профессиональных модулей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

-значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

-принципы обучения и воспитания;

-особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования;

-формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

-психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации ииндивидуализации обучения и воспитания;

-педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

-понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

-особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

-приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

-средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузкаобучающегося- 216 часов, в том числе: обязательной

аудиторная учебная нагрузка обучающегося -144 часа;

самостоятельная работа обучающегося- 72часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:




лабораторные работы

11

практические занятия

29

контрольные работы

3

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов

Составление конспектов

Подготовка рекомендаций

Составление таблицы

Подготовка презентаций

Составления словаря

Подготовка проектов

Подготовка устного сообщения

Выполнение практических заданий репродуктивного типа


8

7

4

9

9

2

8

10

15

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие

основы педагогики



30




Тема 1.1. Педагогическая наука и практика


Содержание учебного материала

10

1

Возникновение и развитие педагогики. Объект, предмет, функции. Задачи. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками, её место в системе гуманитарных и естественных наук. Отрасли педагогических знаний

Взаимосвязь педагогической науки и практики.* Основополагающие принципы педагогической практики: гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития. *Современное состояние и тенденции развития*

Основные педагогические категории.* Единство и взаимообусловленность социализации, воспитания, саморазвития. *

Лабораторные работы

-




Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся*

4

Оформление таблицы: «Вклад западных и отечественных педагогов в науку»

Оформление таблицы: «Основные педагогические течения в педагогике: авторитарное и гуманистическое. Педагогика в современном мире»

Составление схемы: «Единство и взаимообусловленность социализации, воспитания, саморазвития»

Выполнение практических заданий: « Стимулирование активности человека через рефлексию».

Тема 1.2. Педагогический процесс как целостная система и целостное явление*

Содержание учебного материала

5


2

Педагогический процесс как целостная система и целостное явление.

Основные функции, движущие силы, компоненты.

Технология конструирования и осуществления педагогического процесса.

Лабораторные работы

-




Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

4

Составление схемы: «Педагогический процесс как динамическая структура».

Подготовка устного сообщения: «Модернизация педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация, демократизация»

Тема 1.3.

Система образования в РФ


Содержание учебного материала

7


2

Система образования в РФ.* Принципы государственной политики в области образования. *Типы и виды ОУ.* Непрерывность и преемственность.* Современные проблемы образования, тенденции его развития и реформирования. *Болонский вариант развития.*Развитие системы образования в Алтайском крае.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2




Анализ Закона «Об образовании» в Российской Федерации. Ориентирование в тенденциях развития системы образования на современном этапе.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2. Теория образования и обучения




85




Тема 2.1. Психолого-педагогические основы и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Содержание учебного материала

6

2

Современное понимание сущности и структуры обучения.* Система целей обучения.* Технология целеполагания.* Значение и логика в обучении и педагогической деятельности.*

Функции обучения*

Виды обучения.

Современные концепции начального и среднего образования, их дидактическое и предметное наполнение.*

Основы развивающего обучения. Основы дифференциации и индивидуализации обучения.*













Лабораторные работы

-




Практические занятия

2

Составление и анализ алгоритма структуры обучения

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся*

10




Подготовка презентации: «Возникновение и развитие дидактики в соответствии с изменяющими потребностями общества»

Оформление конспекта: «Ценностные идеи и подходы современной дидактики»

Подготовка устного сообщения: «Инновационные процессы в образовании.»

Составление тезауруса: основные понятия дидактики.

Тема 2.2. Содержание школьного образования.*


Содержание учебного материала


7



2


Содержание образования. Его зависимость от научно-технического прогресса и культурного развития. Основные компоненты содержания образования. Теории формирования содержания образования. Особенности содержания и организации в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования. Документы, регламентирующие содержание образования.

Лабораторные работы

-




Практические занятия

2

Анализ сущности, функции и структуры ФГОС, учебных планов, учебных программ и учебников.

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка устного сообщения: «Принципы и критерии отбора учебного материала»

Выполнение практических заданий: «Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения в различных системах обучения, поиск отличительных особенностей».

Тема 2.3. Принципы обучения*

Содержание учебного материала

5


2

Законы, закономерности и принципы обучения. История становления и развития принципов обучения. Система современных принципов и правил обучения.

Лабораторные работы

2




Наблюдение и анализ реализации закономерностей и принципов в работе учителя

Практические занятия

1

Решение педагогических задач по реализации принципов обучения

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.4.

Формы, методы и средства

обучения


Содержание учебного материала

20




2

Возникновение и развитие системы форм обучения. Урок как основная форма. Требования к современному уроку. Типология и структура. Педагогические возможности и условия применения

Методы, приёмы, средства обучения. Многообразие классификаций методов и средств обучения.*Педагогические возможности и условия применения методов, приёмов и средств обучения.*

Лабораторные работы*

6






Наблюдение, описание и анализ типов урока в школе.*

Наблюдение и анализ нестандартного урока в классе младших школьников.*

Определение активных методов и средств в организации познавательной деятельности младших школьников.*

Практические занятия

4

Разработка уроков различных типов.*

Решение педагогических задач по выбору методов и средств обучения.

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся*

10

Составление конспекта: «Изучение статей: особенности современного урока (Амонашвили Ш.А., Ю.А.Конаржевский; И.Я. Якиманская)»

Выполнение практических заданий: «Многообразие схем анализа уроков. Их рефлексивный анализ».

Подготовка презентации: «Возможности использования программированного и компьютерного обучения.»

Составление таблицы: «Методы развивающего обучения».

Составление рекомендаций: «Оптимизация выбора учителем методов и средств обучения»

Составление таблицы: «Специфические особенности средств обучения на уровне урока, предмета, всего процесса обучения».

Составление рекомендаций: «Сочетание средств на уровне урока».

Тема 2.5. Мотивация обучения*

Содержание учебного материала

7


2

Мотивация обучения. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. Приёмы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов обучения

Лабораторные работы

2




Наблюдение и анализ приёмов привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов обучения в целях развития мотивации

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

Конспектирование статей современных учёных о развитии познавательного интереса в педагогике

Тема 2.6. Средства контроля и оценки качества образования*

Содержание учебного материала

8


2

Диагностика обучения. Основные понятия. Функции. Формы, методы и средства контроля и оценки качества образования. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Лабораторные работы

1




Наблюдение, анализ контроля и оценки знаний, умений учащихся на уроке

Практические занятия

-

Контрольная работа по разделу 2. Теория образования и обучения

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка устного сообщения: «Психологические вопросы педагогической отметки и оценки».

Выполнение практических заданий: «Тестирование достижений и развития. Критерии диагностических тестов обученности».

Раздел 3.Теория и методика воспитания




52




Тема 3.1.Психолого-педагогические основы воспитания, принципы воспитания

Содержание учебного материала

20


3

Цели, задачи, движущие силы, особенности воспитательного процесса. Содержание воспитания.

Воспитательная система школы: понятие, структура, характеристика.*

Закономерности и принципы воспитания.*

Воспитание коллектива и личности.*

Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость.*

Лабораторные работы

-




Практические занятия

4


Анализ теории и практики воспитательных систем школы.

Определение уровня развития коллектива по методике СКЭСА (самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию).*

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся*


5

Подготовка презентации: «Обзор ценностных и методических идей: воспитательные системы прошлого и настоящего времени»


Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитания*



Содержание учебного материала

15


3

Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификации. Педагогические возможности и условия их применения.

Лабораторные работы

-




Практические занятия


6



Разработка конспекта воспитательного дела.

Решение педагогических задач. Составление рекомендаций в рамках идей гуманистической педагогики «Вам, педагог-гуманист!».

Контрольная работа по теме 3.1. – 3.3.

1

Самостоятельная работа обучающихся


11



Подготовка устного сообщения: «Психолого-педагогические акценты воспитательной работы с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками».

Выполнение практического задания: «Работа с педагогической копилкой: «В помощь учителю-воспитателю!»

Раздел 4.

Коррекционная и специальная педагогика





39




Тема 4.1. Социальная и школьная дезадаптация


Содержание учебного материала

10


2

Понятие о социальнойи школьной дезадаптации. Дети риска социальной и школьной дезадаптации. Диагностика социальной и школьной дезадаптации.

Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей*.

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации*.




Лабораторные работы

-




Практические занятия

3

Подбор методик диагностики школьной дезадаптации*.

Разработка проекта по предупреждению школьной дезадаптации*.

Контрольная работа




Самостоятельная работа обучающихся*

6

Индивидуальное проектное задание: подготовка сборника коррекционно-развивающих упражнений

Тема 4.2. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуаль-ном, речевом, сенсорном

Развитии*

Содержание учебного материала

14





2

Понятие нормы и отклонения. Виды норм. Систематика и статистика нарушений в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребёнка) Причины нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии.

Возможности компенсации нарушений развития и ограничений детей и подростков средствами специального образования

Обучение и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями

Лабораторные работы

-




Практические занятия

2

Составление программы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Контрольная работа по теме 4.2. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

Подготовка доклада « Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности»


Раздел 5.

Педагогика одаренности






10




Тема 5.1. Работа с одарёнными детьми

Содержание учебного материала

8

2

Творчество как высшая форма человеческой деятельности. Актуализация проблемы работы с одарёнными детьми. Особенности работы с одарёнными детьми. Стратегия работы и работа с одарёнными детьми.

Мировой и отечественный опыт работы с одарёнными детьми: ценностные и методические идеи.

Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми.




Лабораторные работы

-




Практическая работа

4

Подбор диагностических методик по изучению одарённости школьников*

Составление плана работы с одарёнными детьми*

Контрольная работа




Самостоятельная работа обучающихся

2

Проектное задание (разработка): коллективно-творческое дело (КТД) в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками (по развитию творчества)




Экзамен по курсу










Всего

216






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconРабочая программа учебной дисциплины основы религиозной культуры...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПрограмма учебной дисциплины оп. 05 безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПрограмма учебной дисциплины огсэ. 04 Иностранный язык (немецкий)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconСпециальность «Преподавание в начальных классах»
Методы обучения в современной школе. Сборник статей. М., 1983. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.,1995
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconУчастник конференции: Секова Елена Николаевна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconУчастник конференции: Леунова Дарья Владимировна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк, специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconФирсова Таисия Владимировна
Место учебы и специальность: гоу спо тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине...
«Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место учебы и специальность: гоу спо тспк, специальность "Преподавание в начальных классах"
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПримерная программа профессионального модуля пм. 01 «Преподавание...
«Преподавание в начальных классах» укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика», утвержденного Приказом Министерства...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПрограмма учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место учебы и специальность: гбоу спо тспк специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах iconМетодика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание...
Автор-составитель: Н. К. Буракова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск