Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование»





НазваниеМетодика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Дата публикации27.08.2014
Размер232 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
Психология.

Возрастная и педагогическая

психология
Методика анализа педагогических ситуаций
Специальность 050146 – «Преподавание в начальных классах»

Специальность 050144 – «Дошкольное образование»

Специальность 050141 – «Физическая культура»

Канск 2012

Автор-составитель: Н.К. Буракова, преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
Рецензент: Г.С. Саволайнен, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева
Психология. Возрастная и педагогическая психология: методика анализа педагогических ситуаций / автор-сост. Н.К. Буракова, рец. Г.С. Саволайнен; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 21 с.
В данном издании представлены методика проведения анализа педагогических ситуаций, правила урегулирования и упражнения по решению конфликтных педагогических ситуаций. Материалы практикума позволяют студентам очной и заочной форм обучения закрепить знания о психологических особенностях подросткового возраста, познакомиться с правилами предупреждения и разрешения конфликтных педагогических ситуаций.

Данное издание предназначено для специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах», 050144 «Дошкольное образование», 050141 «Физическая культура» по дисциплине ОП.02 «Психология».
© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Оглавление
Методика проведения анализа педагогических ситуаций………4

Определение конфликтной педагогической ситуации………….….5

Правила предупреждения конфликтных педагогических ситуаций………………………………………………………..……….6

Правила решения конфликтных ситуаций….………..…………………8

Упражнения по решению конфликтных

педагогических ситуаций……………………………………………10

Библиографический список (основная литература)........................21

Методика проведения анализа педагогических ситуаций

Процедура включает пять возможных эта­пов:

а) набор конкретных педагогических ситуаций (1—2 на лекции, 3—5 на практических занятиях, 15—20 в часы самостоятельной ра­боты студентов);

б) введение базовых понятий (личность, сознание, общение, мотив, характер, ста­тус, нормы, ценности, санкции, эмоции, поведение, деятельность), на основе которых возможно научно обоснованное решение ситуаций в противовес стремлениям сту­дента использовать бытовые знания о человеке, действовать с по­зиций «здравого смысла»;

в) обращение к «правилам предупреждения и решения ситуаций»;

г) процесс решения ситуаций;

д) сравнение собственных решений с решениями мастеров педагогического труда, представленных в ответах.

Такое полное и развернутое решение конкретных ситуаций возможно на практических занятиях, консультациях и в часы са­мостоятельной работы (если материал включен в соответствую­щую компьютерную программу). На лекции по психологии техно­логия используется как иллюстрация, а на экзаменах и зачетах как практическое задание к экзаменационному билету звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информа­ции сокращает возможность найти достойный ответ и т.д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание бу­дущему педагогу следует обратить больше всего на этот последний компонент, т.е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза — относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения Отдельных норм) в двух различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

При использовании данной технологии надо ориентироваться на более широкую стратегию общения, а именно: при­оритет правил предупреждения конфликтов мастерству их разре­шения. Поэтому надо начинать работу со знакомства с определением и правилами предупрежде­ния конфликтных ситуаций.
Определение конфликтной педагогической ситуации
Специфика педагогического общения предполагает толерант­ность учителя как стратегию установления контактов с детьми, нормы, ценности, социальный опыт которых, как правило, от­личаются от установок взрослых.

Ведущую роль играет толерантность в напряженных и особенно в конфликтных педагогических ситуациях, предупреждение и решение которых во многом обеспечивают эффективность педа­гогической деятельности, особенно молодых учителей.

Педагогическая ситуация — кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противопо­ложных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значи­тельными эмоциональными проявлениями и направленное на пе­рестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худ­шую сторону).

Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодей­ствие, т.е. видимое поведение, и взаимоотношения — скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоци­ональные реакции). Можно условно выделить три фазы протека­ния педагогической ситуации:

Первая фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценнос­тей одним из участников ситуации.

Вторая фаза — ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое глав­ное, — последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информа­ции сокращает возможность найти достойный ответ и т.д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание бу­дущему педагогу следует обратить больше всего на этот последний компонент, т.е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза — относительно быстрое и радикальное измене­ние бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

При использовании данной технологии надо ориентироваться на более широкую стратегию общения, а именно: при­оритет правил предупреждения конфликтов мастерству их разре­шения. Поэтому сначала надо усвоить «Правила предупрежде­ния конфликтных ситуаций».
Правила предупреждения конфликтных педагогических ситуаций

Корректное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя — не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуа­ций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняю­щееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: уче­ник недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо (непосредствен­но!) реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя. Оздоровление нравственной атмосферы в школе — профессиональ­ный долг учителя, необходимая предпосылка для реализации при­оритета воспитательных целей.

Для реализации вышеуказанных положений учителю целесо­образно соблюдать следующие правила педагогического общения.

Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным по­ступком школьника видеть только отрицательные моти­вы».

Педагогу важно сформировать у себя установку на «педагоги­ческую зоркость» — внимательное отношение к каждому остром}

моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдум­чивый анализ случившегося.

Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».

Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого спе­циалиста как предметника.

Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распо­ряжения учителей при опосредованном способе воздействия».

Есть два способа воздействия на человека — прямой и косвен­ный, опосредованный. Первый способ — традиционный, игнори­рующий особенности личности, основан на волевом «давлении на психику» ученика и поэтому менее эффективен, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естествен­ным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д. Одна­ко для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, пра­вильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздра­жением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками. До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откро­венно не рабочая.

Более эффективный способ — второй. Это относительно но­вый метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в та­кие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллек­тива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности [25].

Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помо­щью специальных приемов оценки его личности».

Важное средство формирования личности школьника — педа­гогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении В социально верном направлении.

Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, изменяет человека к лучшему.

Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована)».

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффектив­ную форму организации жизнедеятельности людей.
Правила решения конфликтных ситуаций

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического про­тивостояния ученика и учителя. Процесс психологического про­тивоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы выиграть пси­хологическое противоборство в столкновении двух полярных сис­тем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать сле­дующие правила воздействия на личность школьника в конфлик­тной ситуации.

Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прий­ти к согласию (Дейл Карнеги)».

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой си­туации сдержать себя, ни в коем случае «...не бранитесь и не раз­дражайтесь» (К. Адамецкий). Подростковая и юношеская аудито­рия высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. «Задержка реакции».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, осо­бенно если его действия не представляют угрозы для окружающих.

Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете «нарушителя», хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызы­вающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него, а следовательно обесценивается и позиция «нарушителя».

Правило 3. «Перевод реакции».

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого «нарушителя».

Этот прием технически реализуется через выполнение учите­лем повседневных действий на уроке (обращение к классу с при­ветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагатель­ства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.

Правило 4. «Рационализация ситуации».

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опас­ным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных группо­вых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное вли­яние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учи­теля возрастает.

Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуа­ции быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствую­щих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конф­ликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положитель­ные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5. «Парадоксальная реакция».

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Заметим, что учитель, успешно использующий правило, пред­стает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.




Упражнения по решению конфликтных педагогических ситуаций

Вам предлагается ряд заданий по применению указанных правил при определении способов воздействия на личность школьника в конфликтных ситуациях. Сравните Ваш вариант воздействия со способами решения конфликта мастерами педагогического труда.
Образец применения «Правил...» по решению ситуаций

Ситуация

Год назад принял 8-й класс, в котором был ученик Нико­лай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня.

Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай С., звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему.

Итак, правило 2. «Задержка реакции» учителем использовано

Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании.

Теперь реализовано правило 1, «Два возбужденных человека».

Спокойно взглянул на часы...

Реализация третьего правила «Перевод реакции».

И сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!».

Здесь реализовано правило 4. «Рационализация ситуации».

Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. "Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было. Ученик ведет себя нормально. Улучшилась его дисциплина и на других уроках.

Рассмотрим случай успешного применения правила 5 «Пара­доксальная реакция».

Это произошло на уроке иностранного языка. В классе стояла тишина. Четвероклассники внимательно слушали учителя, вводив­шего новую лексику. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевели­лось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выка­тился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Учитель тихонько подошел к сумке и развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: «Какой ты молодец, Вася. Ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом «кошка», а я забыл картинку с изображением котенка».

Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Урок продолжал­ся, а котенок, ласково прижавшись к ноге учителя, замурлыкал.

Ситуация 1.

Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса.

Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и гото­вят ему «сюрприз».

Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла, «сюрприз» готов. Это можно было прочесть по глазам учеников.

Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий под­росток и отрапортовал: «Давайте познакомимся. Я — Шаповалов».

Учительница была психологически готова к «приему», но не к такому, разумеется...

Ситуация 2.

Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница дает после окончания вуза свой первый урок в сельской школе. Корот­кое знакомство с классом. Внимание привлек ученик Ш., симпа­тичный паренек со смеющимися глазами.

Класс с интересом присматривается к учительнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает своего соседа по парте и смеется.

Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одного замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выхо­дит к доске и прыскает от смеха. Руки у него в карманах.

«Ш., Вам понятен вопрос?» — спросила учительница добро­желательно. - «Понятен», - буркнул Ш., а сам продолжает сме­яться глазами, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится...

Ситуация 3.

Молодая учительница истории пришла впервые в 5-й класс. Она вошла, ребята молча ее приветствовали. Лишь за последней партой продолжал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не обращая внимания на новую учительницу. Учительница, правда, была наслышана, что в классе есть второгодники-переростки, но она никак не могла пред­положить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив навести порядок в классе и убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к товарищу, учи­тельница сказала: «А ты что здесь делаешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько!». «Никуда я не пойду, — басом ответил высокий, — я и есть в своем классе». Несколько смутившись, но тут же оценив ситуацию, учительница восклик­нула...

Ситуация 4.

Ученик 8-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку...

Ситуация 5.

Учащиеся 7-го класса работали на уборке картофеля в колхозе. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: «Лучше полежу. «Вкалывать» мне надоело, надоела вся эта самодеятельность. Я — человек тонкой кости, и к работе моя душа не лежит» ...

Ситуация 6.

Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения

Д. Фурманова «Чапаев»: находят и читают вслух те части, ко­торые рассказывают о действиях командира. В тетрадь выписыва­ются глаголы, характеризующие стремительность действий Чапа­ева, выводы.

Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже справился?» — отвечает: «И не ду­мал!»...

Ситуация 7.

Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину, по классу летает воробей, ученики старают­ся его поймать...

Ситуация 8.

Учительница биологии пришла на урок в 10-й класс. Подго­товленный по теме «Фотосинтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Ситуация 9.

Ученик 7-го класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Маль­чик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуа­ции?..

Ситуация 10.

Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока труда без спроса, не закончив рабо­ту, и стали играть в настольный теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крик­нул: «Ну тогда, завтра 100 рублей чтобы отдали!»

Ситуация 11.

В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недис­циплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе при­бавить славы. Когда пришла учительница на урок, он как дежур­ный доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Мо­лодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жу­чок, сделанный из катушки с резинкой...

Ситуация 12.

Учащийся 10-го класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем химии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Один вопрос (внепрограммный) слушал на подготовительных курсах в институте, понял его не­правильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на уроке. Уче­ник имел о нем уже сложившееся представление (неверное). По­этому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя института. На почве неве­рия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься химией, стал вызывающе вести себя на уроках...

Ситуация 13.

В течение 3-х лет (1—3 классы) учительница постоянно жа­ловалась на мальчика, который избивал детей, рвал книги, тет­ради и пр. «Злодеяниям» не было предела. И все три года мне, как заместителю директора, приходилось с ним «разбираться». Враж­дебность полнейшая.

А затем, в 4-м классе, мне пришлось учить этого мальчика. Я не забыла его отношение к себе (а он, естественно, к себе моего), поэтому с первого урока была готова ко всему. И действительно: вхожу в класс на первый урок, а он держит на коленях портфель (с какой целью?), в руках линейка, жует булку...

Ситуация 14.

Учащиеся школы залезли по лестнице в здание аптеки. Кол­хозница шла на работу и увидела одного из них. Пришла к дирек­тору и назвала ученика.

Из аптеки был взволнованный звонок: ученики, действитель­но, были в подсобке, ничего не взяли, а быть — были. Все перево­рошили, что искали — неизвестно.

Директор школы решила наказать учеников. Но кого? Стали вызывать. Вызываем мальчика, которого видели. Он отрицает.

В глазах колхозницы недоумение: ведь она сама его видела, разговаривала с ним, а он отказывается. Что делать?

Конечно, вера больше взрослому человеку, но как заставить мальчика рассказать все самому? ...

Ситуация 15

Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте!». Как-то при очеред­ном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель...
Ситуация 16.

Трудный 8-й класс, большинство — мальчики. Урок истории ведет молодая учительница. Класс только привыкает к ее работе. Во время объяснения нового материала, когда все внимательно слушают учительницу, один ученик демонстративно кладет на свою парту сделанного на перемене чертика и начинает делать другого. Внимание класса к уроку снижается. Слышен смех...

Что делать? Остановить объяснение? Приказать ученику слу­шать и отобрать у него игрушку? Он может ответить грубостью. Класс об этом знает. Учащиеся наблюдают за учительницей и не прочь посмеяться над ней, смотрят, что она будет делать...

Ситуация 17.

Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7-м классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну (кафедру типа ящи­ка), согнувшись в три погибели, так как было очень тесно.

Войдя в класс, учительница увидела учащихся, которые за­мерли в ожидании каких-то событий. Учительница заметила, что одно место (где сидел этот ученик) пустует. По взглядам ребят она догадалась, где этот ученик.

Учительница нашла интересное решение...

Ситуация 18.

Учительница пения работает первый год в школе. Она класс­ный руководитель 4-го класса. В этом класКогда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, ото­двигает стул — и учительница падает...

Ситуация 19.

Учительница математики (педагогический стаж 7 лет), при­дя на урок, увидела, что один ученик (6-й класс) сидит под партой...

Ситуация 20.

Ребята 6-го класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла забо­левшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5~ 6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «ата­ку» она повела после второго случая...
Ситуация 21.

Захожу на первый самостоятельный урок в 7-й класс. Трое ребят сидят и курят. Встал вопрос: идти к директору школы или поискать выход из положения? Я нашел выход...

Ситуация 22.

В начале учебного года с двери 10 «б» класса несколько раз была сорвана табличка с названием класса. Выяснение в классе не дало результатов. Подозрение падало на одного «трудного» учени­ка Т., но прямых улик не было и Т. отмалчивался. Посоветовав­шись с классным руководителем, решили...

Ситуация 23

Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Че­рез 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останав­ливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс, как подобает учащимся школы.

Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь сно­ва, и они вползают в класс на четвереньках…

Ситуация 24.

Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.

Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не об­ращая внимания на случившееся. Затем...

Ситуация 25.

Работая с 1-м классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывало беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Как это выяснить? Наконец, в день, когда пропала еще одна ручка...

Ситуация 26.

Ученик 8-го класса Иван, имеющий неплохие способности, мог опоздать, уйти с урока, оскорбить, нагрубить и в итоге пре­тендовал на положительную оценку. Учитель просил его подгото­виться и ответить. Этим и ограничивалось.

В следующей четверти все повторилось. Учитель предупредил, что упрашивать никого не будет, все желающие могут приходить и отвечать. Иван на это не прореагировал. Тогда ...

Ситуация 27.

Ученик 6-го класса Владимир постоянно что-то напевает на уроке, отвлекает одноклассников. Учитель физики решил провес­ти «эксперимент». Узнав, что Володя на уроках пения скучает, учитель физики предупредил учителя музыки быть наготове.

Начался урок физики. В классе тихо. Учитель ведет интересную беседу о предмете, в это время слышится пение. Ученики ожида­ют: что будет делать учитель. Начнет, наверное, ругать Владимира. Нет, не похоже. Тогда Володя поет чуть громче, строит гримасы. В это время учитель физики...

Ситуация 28.

На уроке литературы в 7-м классе один из «трудных» учени­ков не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все действия направил на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, нале­пил усы, брови, бороду. Учитель молчит до тех пор, пока ученик не закончил свою «работу». Как только мальчик прилепил после­дний элемент своего «грима»...

Ситуация 29.

Молодая учительница математики пришла проводить урок алгебры в 8-м классе. Она заметила, что под столом учителя сидит ученик, но сделала вид, что не видит, и быстро, «в темпе», нача­ла урок, но так, чтобы все работали. Учащиеся с мест выкрикива­ли: «Коряга под столом!» (так дразнили мальчика)...

Ситуация 30.

В 4-м классе идет урок русского языка. Вдруг из-под Петиного стола раздается щенячий визг (Петя вчера нашел щенка, а сегод­ня принес его в школу, так как не смог с ним расстаться). Перед уроком все ребятишки ласкали щенка и теперь испуганно притих­ли, что будет делать Марина Алексеевна, известная всем своим строгим характером.

Марина Алексеевна быстро подошла к Пете...

Ситуация 31.

В прошлом учебном году во 2-й класс была переведена учени­ца из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она сразу решила установить с девочкой контакт, потому что Оля, девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15-20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на «ты». Учительница просила меня пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.

Я уже поняла, что Оля отстает от сверстников. Мать Оли ли­шена родительских прав, так как больна хроническим алкоголиз­мом. Оля живет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, я работала в кабинете, вдруг учительница закричала: «Ученица сейчас погибнет!». Я вы­бежала из кабинета и вижу такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму!» (и еще что-то кричала непонятное). Я на се­кунду замешкалась, но затем приняла решение...

Ситуация 32.

Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разби­вает стекло в оконной раме...

Ситуация 33.

Перед началом урока географии у молодой учительницы (1-й год работы) в 6-м классе один из учеников забрался под ученический стол, стоящий впритык к учительскому столу, и на­крылся картой.

Учительница вошла в класс и, так как стол учителя стоял у окна, сразу обнаружила отсутствие ученика и увидела под столом «шалаш», сделанный из карты...

Ситуация 34.

Урок русского языка в 7-м классе. В классе оказались дети, которые учиться не очень любят, поэтому каждый раз стараются что-нибудь придумать, чтобы часть времени урока была потеряна. В левом углу класса стоял шкаф с плакатами, дверцы которого плотно не прикрывались. Прозвенел звонок, учитель вошел в класс и сразу же увидел по шаловливой настороженности детей, что его ждет «сюрприз». Окинув класс взглядом, учитель видит, что на своем обычном месте нет Сережи К., а в шкафу угадывается за­метное движение. Да и ребята, ухмыляясь, предвкушая веселье, поглядывают то на шкаф, то на учителя.

Учитель...

Ситуация 35.

Я два года работала в старших классах. Вела литературу. Пред­мет свой люблю и знаю. В прошлом году ко мне в 10-й класс при­шел мальчик из другой школы. Причина перевода - конфликты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчи­ка, сразу понравился одноклассникам и учителям. Умный, эруди­рованный, аккуратный, всегда старался принять активное учас тие в общественной жизни класса и школы. Я даже часто задумы­валась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти? Мальчик проучился первую четверть. Никаких замечаний к нему не было. Родители облегченно вздохнули на родительском собрании, потому что я об их сыне говорила только хорошее. Игорь стал лидером в классе. Началось все во второй четверти. Начинаем изучать новое произведение. Он громко на весь класс объявляет, что это произведение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разрешить, как за рубежом, изучать каждому ученику лю­бое произведение и ходить только на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т.д. Так на каждом уроке...

Ситуация 36.

В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...

Ситуация 37.

На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека, затем зачитать свои сочинения вслух. Дохо­дит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживле­ние в классе, мальчишки переглядываются.

Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжи­маются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают.

Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-герои­ческий. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то — насмешка. Как поступила учительница?..

Ситуация 38.

После звонка Антонина Васильевна заходит в свой 1-й класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стара­ясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кру­жат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» — дети наперебой ста­ли рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учитель­ница сказала...

Оригинал-макет и компьютерная верстка:

А.П. Афанасьева, Т.Н. Игошина, Е.Н. Федоров,

методисты отдела информационных технологий
663606, г. Канск, ул. 40 лет Октября, 65

тел. (39161) 2-56-30, факс (39161) 2-55-91

E-mail: kanskcol@rambler.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconУчебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы...
Автор-составитель: Л. Л. Торгашина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconРабочая программа учебной дисциплины основы религиозной культуры...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма дисциплины: История для специальности 050144 «Дошкольное...
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования 2004 г для специальности
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В колледже функционируют 26 учебных кабинетов, в соответствии с перечнем кабинетов, определенным фгос спо по специальностям 050144...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconМетодика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом Специальность:...
...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconН. Д. Старостенков специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Директор педколледжа расписание пробных уроков и внеклассных занятий для студентов 31 группы
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconРоссийской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от...
«Физическая культура» соответствующей специальности: 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 031601 Реклама, 050146 Преподавание...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма учебной дисциплины педагогика Специальность 050144 Дошкольное образование
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма учебной дисциплины оп. 05 безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма учебной дисциплины огсэ. 04 Иностранный язык (немецкий)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconУчастник конференции: Секова Елена Николаевна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconУчастник конференции: Леунова Дарья Владимировна
Место учебы и специальность: гоу спо тспк, специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconФирсова Таисия Владимировна
Место учебы и специальность: гоу спо тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных...
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место учебы и специальность: гоу спо тспк, специальность "Преподавание в начальных классах"
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Специальность 050144 «Дошкольное образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место учебы и специальность: гбоу спо тспк специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск