Скачать 44.04 Kb.
|
Участники конференции: Фирсова Таисия Владимировна ФИО: Фирсова Таисия Владимировна Город: Тольятти Место учебы и специальность: ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» Руководитель: Г.А. Пасынкова Электронная почта: www.tgl.net.ru/wiki Приглашаю к обсуждению: Роль искусства в воспитании и развитии детей "Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.” Фридрих Шиллер Искусство играет важную роль и оказывает большое влияние на человека на протяжении всей его жизни. Искусство является основой эстетического (от греческого «aisteticos» - воспринимаемый чувством) воспитания, идеи которого зародились в глубокой древности. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура и другие. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов ребёнка, с первых его слов, поступков. Чем раньше ребёнка начинают воспитывать искусством, чем больше вероятность, что вырастет творческая, развитая личность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первый и самый продуктивный способ пробуждения творческого потенциала, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Эстетическая подготовка необходима для того, чтобы ввести детей в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, нравственного совершенства, развития мышления, усвоения знаний, активизация как левого, так и правого полушария мозга. Этому способствует привлечение средств эстетического воздействия на личность: образного материала произведений искусства, фольклора, этнических, народных традиций. Именно средствами эстетического развития младших школьников можно решать задачи обучения, воспитания и развития личности. Ведь именно организация эстетически направленной творческой деятельности позволяет реализовать возможности трёх компонентов образовательного процесса: сам процесс обучения, внеурочной деятельности и внешкольной деятельности на основе связи образовательного учреждения с социальной средой. С помощью урока русского языка у ребёнка формируются начальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; развивается чувство красоты правильной речи; прививается любовь к чтению. Разнообразны формы связи урока с внеурочной деятельностью: занятия по развитию речи, риторике, культуре общения. Особое место занимает разработка сценариев праздников, театрализация, кружки выразительного чтения, походы в театр. С помощью этого у детей развивается художественный вкус, обогащается социальный опыт, появляется потребность в общении с прекрасным. С помощью занятий по окружающему миру у ребёнка воспитывается патриотизм, любовь к родной природе. Этому способствуют организация краеведения, участие в таких социальных акциях, как «Забота о ветеранах», «За чистоту земли» и др. Особую роль приобретает работа школьного музея, формирование традиций школы; особое внимание обращается на действенность эстетических средств воздействия на восприятие детьми и событий народной истории, и красоты природы, требующей бережного отношения. Большое значение имеет проведение внеурочной деятельности по основам духовно-нравственной культуры народов России. Здесь возможны проведения праздников, совместные с родителями и учителями народные игры, театрализованные представления этнических обрядов. Важную роль играют клубы и кружки, к примеру, «Живая этика», «Культура общения». Всё это позволяет в комплексе решать задачи эстетического развития и духовно-нравственного воспитания. Но особо важную роль играют уроки искусства. Последовательное от класса к классу развитие заинтересованного отношения к обычаям, традициям, фольклору народа формирует истинных патриотов, хранителей, создателей прекрасного в процессе эстетического познания и творчества. Уроки искусства имеют органическое продолжение во внеурочной деятельности: организация кружков и клубов, направленных на развитие способностей в определённой сфере художественного творчества; создание вокальных и драматических коллективов, студий изобразительного искусства, т.е. воплощение знаний и умений, приобретённых на уроках по искусству, в реальной творческой деятельности. С данной образовательной областью связаны организация экскурсий, походы в театры и кинотеатры, встречи с деятелями культуры и искусства. С этих позиций можно проанализировать все предметные области образовательной программы и убедится, что средства эстетического воздействия обеспечивают качество результатов обучения, поскольку повышают мотивацию учебной деятельности. При опоре на активную деятельность ребёнка в конкретной предметной области можно влиять на его познавательную мотивацию, этические установки, отношение к семье, окружающим, малой Родине, России. Причём продуктивность влияния будет зависеть от связи предметной деятельности с эстетическим развитием младших школьников. Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает – рационально и эмоционально – необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача искусства воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. |
Мобу сош им. А. И. Крушанова Сектор интересных дел – Борзова Виктория, Гольник Алёна, Писарев Андрей, Пухова Таисия, Мезько Алина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Михаил Трофимович Баранов, Таисия Алексеевна Ладыженская, Лидия Александровна Тростенцова | ||
Конспект урока урок по теме: «Грибы» (Тема урока) фио (полностью) Фирсова Ольга Станиславовна Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания | «влияние движений пальцев рук на развитие речи ребенка» Лычагина... Лычагина Ольга Владимировна, мбдоу №129 «Высотка», учитель-логопед, высшей категории, обладатель гранта мэра в номинации «Образование»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева... | Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова... Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15 | ||
Внукова Ольга Владимировна e-mail : оу: моу «сош п. Знаменский» | Тимощенко Ирина Владимировна Список использованной литературы приложение 1 | ||
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской... Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail: miss obisowa2011@yandex... | Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного... Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Тип работы Овсянникова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Свистун Инна Владимировна Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | ||
Гушул Юлия Владимировна Должность Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Авторы: Елена Владимировна Тищенко педагог-психолог лаборатории практической... Авторы: Елена Владимировна Тищенко – педагог-психолог лаборатории практической психологии «гцоиЗ «Магистр» | ||
Алексаева Наталия Владимировна Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных | Сказкам. Лебедева Светлана Владимировна Викторина предназначена для учеников 2-х, 3-х классов с разными логопедическими заданиями |