Скачать 71.21 Kb.
|
Участник конференции: Ильина Татьяна Сергеевна ФИО: Ильина Татьяна Сергееевна Город: Тольятти Место учебы и специальность: ГБОУ СПО ТСПК специальность 050709 "Преподавание в начальных классах" Руководитель: О.А. Маркушина Электронная почта: www.tgl.net.ru/wiki Приглашаю к обсуждению: Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки как основа образовательного и воспитательного процесса в современной школе Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка»обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. Проанализировав программу «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение программы (учебники, рабочие тетради, хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала), был сделан вывод, что эта программа соответствует современным требованиям, цели – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса - и задачам ФГОС – 2 общего начального образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Они обеспечивают:
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Они обеспечивают учащимся возможность научиться:
Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей; использование разных типов моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделирование различных отношений между объектами, преобразование модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют умения:
Знаково-символические действия:
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, в том числе, в области музыкального образования и являющиеся формой выражения сформированности ключевых компетенций в этой области. |