Скачать 99.04 Kb.
|
Автор: Ударцева Наталья Михайловна, преподаватель спецдисицплин ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Дисциплина: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах Курс: 2 Раздел: Методика обучения приёмам работы с разными материалами Тема: Вырезание из бумаги и картона Продолжительность урока: 90 мин. Дидактическая цель: Создать условия для успешного усвоения учебного материала по данной теме, его применение в новой учебной ситуации. Задачи: 1. Познакомить с новым приёмом работы с бумагой – резанием, научить технологии изготовления снежинок в этой техники. 2. Развивать навыки работы с ножницами, пространственное мышление. 3. Воспитывать культуру труда, информационную культуру студентов, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, эстетические качества. Тип урока: комбинированный Методы обучения: словесный, наглядный, практический Форма проведения: урок Форма организации: групповая, коллективная, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: для учителя: мультимедиа-проектор, экран, компьютер с выходом в интернет, презентации, видеоролик, образцы снежинок. для учащихся: персональный компьютер с выходом в интернет, модем, принтер, бумага, ножницы, карандаш Прилагаемые медиаматериалы: презентации, физминутка-офтальмотренажёр, видеоматериал, программа в интернете Источники:
Структура урока:
Ход урока
Приветствие, выявление отсутствующих - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово (симпатичный(ая), смелый(ая), хороший(ая), добрый(ая), славный(ая), прекрасный(ая), и т. д.).
- Тема урока «Вырезание из бумаги и картона» (слайд1, презентация 1) - Сегодня мы с вами познакомимся с новым приёмом работы с бумагой и картоном - вырезанием и так как приближается Новый год мы совершим небольшое путешествие, окажемся в мастерской Деда Мороза, а что мы будем делать в мастерской вы узнаете отгадав загадку. (слайд 2, презентация 1) Все как звёздочки сквозные, А возьмёшь - так водяные! (Снежинки)
Вырезание — термин очень широкого понимания. Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое. Разновидности вырезания из бумаги: (слайд 3, презентация 1)
- А сейчас вы с помощью ссылок переходите на интернет-ресурсы и самостоятельно изучаете разновидности вырезания из бумаги, при этом вам нужно выделить особенности данного вида вырезания и дать характеристику: 1 ряд- вырезание силуэтное (слайд 4, презентация 1) http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416 http://www.detskij-sad.ru/node/27 http://arhideeva.blogspot.ru/2011/09/blog-post_25.html http://www.sitegirl.ru/podelki_bumagi_svoimi_rukami.php 2 ряд – симметричное вырезание (слайд 5, презентация 1) http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466 http://www.detskij-sad.ru/simmetrichnoe-vyrezanie - На эту работу вам даётся 10 мин. Выступление о видах вырезания с каждого ряда. (слайд 6, слайд 7, презентация 1) - Вытинанки - искусство вырезания из бумаги снежинок, звездочек, всевозможных кружев и декоративных картинок. (слайд 8, презентация 1) Вообще, это вырезанные из бумаги орнаменты («вытинать» от белорусского «тщательно вырезать»). (слайд 9, презентация 1) Он существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. (слайд 10, презентация 1) Это искусство распространилось по всему миру: Китай (слайд 11, презентация 1),Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны. (слайд 12, презентация 1) Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. (слайд 13, презентация 1) Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. Кстати, и великие художники занимались этим видом техники работы с бумагой: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому увлечению. (слайд 14, презентация 1) Несколько слов об истории возникновения этого искусства. Им начали заниматься еще в древнем Китае, когда изобрели бумагу. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и вытинанка, попали в Западную Европу. Начиная с XVI столетия «художественное вырезание» известно и в Беларуси. Правда, не как традиционный вид искусства, а как элемент оформления различной документации. Видом искусства вытинанка становится только к концу XIX столетия, когда купить бумагу можно было относительно дешево, и она стала доступна широким слоям населения. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Оригинальные узорные вырезки из белой или цветной бумаги для украшения избы, выцинанки, получили распространение в польской деревне с середины 19 в. К концу 19 в. - начале 20 в. они стали повсеместным элементом декора. В различных местностях Польши декоративный характер выцинанок отличался большим разнообразием. Например, они именовались: струй – украшение, цацка, цацушка – игрушка, квятек – цветок, гвяздка-звездочка, тасемка – тесемка, встонжа – лента, рузга - ветка и т.д. По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед (новым годом), рождеством, пасхой. Старые вьцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы. Происхождение польской народной выцинанки не совсем еще ясно. Непосредственная связь ее с каким-либо иным видом крестьянского декора не прослеживается. Возможно, что с появлением в деревне глянцевой бумаги выцинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями - выцинанками из кожи, с которыми могут быть связаны по технике выполнения бумажные выцинанки. В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, которую небогатые мещанки надевали на масленницу. В конце 19 в. - начале 20 в. трудно было представить себе деревенское жилище центральной и юго-восточной Польши без этого своеобразного украшения. Выцинанки вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригут овец. Опытные мастера считают их более удобными, чем обычные маленькие ножницы. Для того, чтобы сделать простую выцинанку, берут лист бумаги, складывают его в 2, 4, 6, 8 или 16 раз и делают по сгибу разрезы по определенному рисунку. Складывая определенным образом бумагу и увеличивая число разрезов в определенных местах, получают выцинанки с замысловатыми узорами - геометрическими, стилизованным растительным и даже антропоморфным и зооморфным. Разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки (слайд 15, презентация 1) - многоцветные декоративные композиции из частей, наклеенных друг на друга. К этому типу относятся многоцветные сюжетные выцинанки, изображающие деревенскую свадьбу, работу в поле, посиделки, плетение корзин и другие сценки из жизни крестьян. В России этот вид народного искусства имеет более широкое понятие, которое включает не только симметричное вырезание, но и асимметричное, силуэтное и называется «вырезанка». (слайд 16, презентация 1)
- Посмотрите внимательно на экран и скажите, какой вид вырезания представлен. (слайд17, слайд 18, слайд 19, презентация 1)
- А теперь приступаем ко второй части нашего урока, нам предстоит небольшая практическая работа. Во время которой, вы должны будете изготовить снежинки из бумаги. - В какой технике вы их будете изготавливать? Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы, в некоторых случаях применяют нож (канцелярский, макетный). В работе удобно пользоваться двумя ножницам: большими и маленькими, с острыми прямыми концами. Большими ножницами вырезают общие формы, маленькие служат для вырезания мелких деталей. Ножницы должны быть острыми не сминать бумагу. - А теперь послушайте меня внимательно, я вам расскажу особенности работы при вырезании из бумаги и картона. Бумагу и картон режут ножом, так как с помощью ножниц трудно получить прямую линию. К ножницам прибегают только при вырезывании кривых линий. Проще всего разрезать лист бумаги на две части по прямой линии. Бумагу сгибают в нужном месте вдвое, линию сгиба приглаживают гладилкой или мягкой резинкой для карандаша, затем в сгиб вкладывают лезвие ножа и режут. Однако в этом случае разрезанные края получаются слегка ворсистыми. Совершенно ровная линия обреза получается только при пользовании линейкой. Лист бумаги кладут на подрезную доску, по линии обреза укладывают линейку, сильно прижимая ее левой рукой. Нож берут правой рукой так, чтобы указательный палец лежал на тупой стороне лезвия. Сильно наклонив нож к себе, режут бумагу острым концом лезвия, прижимая его к кромке линейки. Ножом ведут только в одну сторону, к себе. Нельзя водить им взад и вперед, «пилить» бумагу, так как от этого она мнется и рвется. Таким же способом обрезают поля книги при переплетных работах. Когда режут картон, нож держат иначе. Его берут за рукоятку всеми пятью пальцами, зажимают в кулак и держат почти вертикально, только слегка наклонив к себе. Чтобы разрезать картон, приходится проводить ножом по линии разреза несколько раз — все время в одном направлении, к себе. Следует избегать пользоваться для резки картона складным перочинным ножом, так как при малом наклоне он может закрыться и порезать пальцы. Прямые линии на крупных рисунках разрезают большими ножницами, на рисунках среднего размера - средними. Мелкие орнаменты и рисунки вырезают небольшими ножницами с острыми концами. Концы ножниц при резании не соединяйте, иначе на материале могут образоваться зазубрины. Вырезание кривых линий требует поворота бумаги. Небольшие ножницы маленькими поступательными движениями направляют вперед, а вырезаемый материал такими же поступательными движениями левой руки подтягивают назад. Сочетание этих движений дает аккуратный край. При вырезании сквозных отверстий в рисунке острые концы ножниц вставляют в середину вырезаемой части рисунка и направляют к углу, если он имеется на рисунке, либо по линии, по которой следует вырезать отверстие. - А теперь закройте глаза, расслабьтесь и мы с вами совершим небольшое путешествие в мастерскую Деда Мороза (слайд 2, презентация 2, звук 2). - А сейчас давайте с вами подготовим рабочее место и проверим вашу готовность к работе. (слайд 3, презентация2) Последовательность изготовления снежинки: http://www.gismeteo.ru/cards/flakes/howto/ (слайд 4, презентация 2) - 1 этап. Складывание бумаги. Как правильно сложить её, чтобы у вас получилась цельная снежинка вы узнаете перейдя по ссылке. (слайд 3, презентация2) (слайд 5, презентация 2) - Справились с работой, а теперь немного отдохнём и проведём физминутку для глаз. (слайд 6, презентация 2) (физминутка-офтальмотренажёр, презентация3) - А сейчас мы с вами приступаем ко 2 этапу – составление схемы снежинки, а поможет нам в этом программа на «гисметео» - http://www.gismeteo.ru/cards/flakes/new/ . (слайд 7, презентация 2) - Посмотрите в готовом виде виртуальную снежинку, если вы задумывали её именно такой, то можете перейти к распечатыванию схемы на принтере. -Обратите внимание, чем тоньше линии, чем мы больше вырезаем, тем ажурнее становится наша снежинка. - И прежде чем приступить к 3-му этапу, где нам предстоит работать с опасными инструментами, какими? Мы повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. (слайд 8, презентация 2) - Остался последний этап – это вырезывание снежинки. (слайд 9, презентация 2, звук 4) - Молодцы, все справились с работой. - Получившимися ажурными снежинка можно украсить кабинет.
- Дома вы попробуйте выполнить силуэтное вырезывание, для этого необходимо заранее продумать или подобрать рисунок (в раскрасках). - А где применить можно готовые вырезанки, вы узнаете посмотрев следующие слайды. (слайд 10, слайд 11, слайд 12, презентация 2)
- Мне было очень приятно работать с вами на уроке. У нас получились замечательные работы. - А вам понравилось работать в этой технике? - Что бы вы ещё хотели бы сделать в этой технике? - Домашнее задание: выполнить небольшое панно в технике силуэтное вырезывание. - На этом наш урок закончен. До свидания. (слайд 13, презентация 2) (слайд 14) |
Учебно-методический комплекс по мдк. 01. 06 Методика обучения продуктивным... ПМ. 01, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание... | Рабочая программа учебной дисциплины основы религиозной культуры... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего... | ||
Методика анализа педагогических ситуаций Специальность 050146 «Преподавание... Автор-составитель: Н. К. Буракова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Цели и задачи обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах | ||
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Приложение №1 Структура производственного обучения специальности... Структура производственного обучения специальности 050146 Преподавание в начальных классах | ||
Программа учебной дисциплины оп. 05 безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Программа учебной дисциплины огсэ. 04 Иностранный язык (немецкий)... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Освоение вида профессиональной деятельности (впд): Преподавание по... Аннотация к рабочей программе пм. 01. по специальности 050146 Преподавание в начальных классах | Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине... «Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму... | ||
Задания по пп по пм 01; пм 02; пм 03 для студентов 4 курса специальности... Задания по пп по пм 01; пм 02; пм 03 для студентов 4 курса специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в период с декабря... | Учебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы... Автор-составитель: Л. Л. Торгашина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж» | ||
Н. Д. Старостенков специальность 050146 Преподавание в начальных классах Директор педколледжа расписание пробных уроков и внеклассных занятий для студентов 31 группы | Методические указания по выполнению самостоятельных работ 12 Раздел введение 12 Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному... | ||
Результатом обучения по основной профессиональной образовательной... Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального... | ПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников... Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1 |