Скачать 2.04 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Пролетарского района Ростовской области ПРЕДМЕТ КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» 2013 год
Разработчик – Сидора И.П. преподаватель МБОУ ДОД ДШИ Рецензент – Т.В. Бочкова, методист высшей квалификационной категории ОГОУ СПО «Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова », художник -преподаватель профессиональных дисциплин. Рецензент – О.Д. Картавцева, старший преподаватель кафедры ИЗО, РГПУ, к. п. н.. Рецензент: Н.М. Николаенко, методист ГБУ РО «Облметодцентр» Структура программы учебного предмета
-Учебно-тематический план;
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Композиция прикладная » занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Прикладное творчество по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В эти произведения народ вкладывает свою душу, чувства, мудрость веков. Поэтому оно имеет огромное познавательное значение. Программа не только изучает русские народные промыслы, но и учитывает региональные особенности Донского края: природу, растительный и животный мир Дона, народные мотивы в искусстве Дона, казаков. Ведь народное искусство это творчество с многовековыми традициями. В изделиях народного искусства раскрывается душа народа, его многовековой опыт, внимательное изучение природы. Соприкасаясь с изделиями народного искусства, ребёнок осознаёт ценность народного искусства, его связь между настоящим и прошлым народа, познаёт культурные корни народного образа мира. Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в себя задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. В результате реализации программы происходит не только знакомство, но и приобщение детей к культурному наследию Отечества, осуществляется гражданское, трудовое, эстетическое воспитание молодёжи. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. Учебный предмет «Композиция прикладная» при 5(6)- летнем сроке обучения реализуется в течении 5 лет- с 1 по 5 классы. Учебный предмет «Композиция прикладная» при 8(9)- летнем сроке обучения реализуется в течении 5 лет- с 4 по 8 классы. Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная» при 5(6)-летнем сроке обучения составляет 239,25 часа. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 74,25 часов - самостоятельная работа. С первого по пятый классы во втором полугодии видом промежуточной аттестации служит зачет (творческий просмотр). Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная» при 8(9)-летнем сроке обучения составляет 226,875часа. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 61,875часов - самостоятельная работа. С четвертого по восьмой классы во втором полугодии видом промежуточной аттестации служит зачет (творческий просмотр).В 9 классе занятия по предмету не предусмотрены. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
Форма проведения учебных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 0,5 часа самостоятельной работы в 4-7 классах и 0,25 часа самостоятельной работы в 8 классе при 8(9)-летнем обучении. Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 0,5 часа самостоятельной работы в 1-3 классах и 0,25 часа самостоятельной работы в 4 классе, 0,125 часа в 5 классе при 5(6)-летнем обучении. Цели и задачи учебного предмета
Задачи: обучающие: научить основам художественной грамоты; сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства; научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества; научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; воспитательно-развивающие: пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству; раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка; формировать творческое отношение к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; приобщить к народным традициям; воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Описание материально |
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные... Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место... Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа | ||
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности,... | ||
Пояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его... Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане) | ||
Характеристика учебного Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным... | Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова |