1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Декоративная композиция» занимает важное место в комплексе предметов программы «Живопись». Он является важной частью вариативной составляющей учебного плана и необходим для для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Декоративная композиция» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
В заданиях по предмету «Декоративная композиция» учащиеся на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками эскизы орнаментов, прялок, матрешек и пр., в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Вторая важная составляющая предмета «Декоративная композиция» - знакомство с приемами стилизации, декоративного обобщения предметов. 3
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ, обсуждение особенностей мастерства профессионалов, знакомство со специальной литературой, раскрывающей секреты декоративного и декоративно-прикладного творчества.
Программа рассчитана на 6 лет обучения, с 4 по 9 класс.
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания эскизов и творческих работ в разных видах декоративно-прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
научить художественному и декоративному обобщению формы, созданию стилизованных форм; научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
Учебно-тематический план по декоративной композиции
4 год обучения Ι полугодие
|
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| 1.
| Орнамент в круге. По мотивам хохломской росписи.
| урок
| 20
| 10
| 10
| 2.
| Эскиз росписи кувшина. По мотивам гжельской росписи.
| урок
| 20
| 12
| 8
| 3.
| Эскиз росписи изразца.
| урок
| 20
| 10
| 10
| 4.
| Эскиз росписи пасхальных яиц.
| урок
| 20
| 6
| 14
|
| ИТОГО:
|
| 80
| 48
| 32
| 4 год обучения IΙ полугодие
| 5.
|
Эскиз росписи русской матрешки.
|
урок
|
23
|
15
|
8
| 6.
| Эскиз росписи прялки или деревянной доски по мотивам городецкой или Северодвинской росписи.
| урок
| 27
| 15
| 12
| 7.
| Композиция по мотивам русского лубка.
| урок
| 35
| 21
| 14
|
| ИТОГО:
|
| 85
| 51
| 34
| 4 класс, бюджетное отделение. 2 часа в неделю
66 часов в год
Учебно-тематический план по декоративной композиции
5 год обучения Ι полугодие
|
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
|
| Раздел 1. Геометрический орнамент.
|
|
|
|
| 1.1.
| Геометрический орнамент в круге.
| урок
| 40
| 24
| 16
|
| Подчинение орнамента форме круга. Симметрия. Замкнутость композиции. Соотношение крупного и мелкого, темного и светлого. Разработка эскизов.
| урок
|
|
|
|
| Выполнение работы в черно-белом и цветовом вариантах.
| урок
|
|
|
| 1.2.
| Геометрический орнамент в полосе.
| урок
| 40
| 24
| 16
|
| Особенности орнамента в полосе. Направление движения орнамента. Понятие ритм и метр в орнаменте. Рапорт. Разработка эскизов.
| урок
|
|
|
|
| Выполнение работы в черно-белом и цветовом вариантах.
| урок
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 80
| 48
| 32
| 5 год обучения IΙ полугодие
|
| Раздел 2. Растительный орнамент с элементами народного декоративно-прикладного искусства.
| урок
| 54
| 30
| 24
| 2.1.
| Понятие стилизации растительных мотивов. Копирование элементов народной росписи. Изучение цветового решения.
|
урок
| 27
| 15
|
12
| 2.2.
| Разработка эскизов собственной композиции. Выполнение работы в черно-белом и цветовом вариантах.
| урок
| 27
| 15
| 12
|
| Раздел 3. Стилизация природной формы в прямоугольнике.
| урок
| 31
| 21
| 10
|
| Разработка эскизов и выполнение работы. «Цветок».
| урок
|
|
| 10
|
| ИТОГО:
|
| 85
| 51
| 34
| |