ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРОЕКТ
примерной программы по учеоному предмету ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ Москва 2012
Содержание № №
| Наименование раздела
|
| 1.
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
| 2.
| УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
|
| 3.
| СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
| 4.
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
| 5.
| ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
|
| 6.
| МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
|
| 7.
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
| 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование - 3 года в рамках дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8- летним сроком освоения. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной
работы, аттестации, учебной нагрузки
| Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов
| Классы
| 1
| 2
| 3
|
| Полугодия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Аудиторные занятия (в часах)
| 32
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 196
| С амостоятельная работа (в часах)
| 32
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 196
| Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 64
| 64
| 66
| 66
| 66
| 66
| 392
| Вид
промежуточной аттестации
|
| 3.
|
| 3.
|
| Э.
|
| 3. - зачет; Э. - экзамен ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи:
^ Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
^ Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
^ Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. ^ Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). х Приобретение детьми опыта творческой деятельности. х Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: х сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение х учебного предмета;
х распределение учебного материала по годам обучения; х описание дидактических единиц учебного предмета; х требования к уровню подготовки обучающихся; х формы и методы контроля, система оценок; х методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИ3АЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год оОучения №
| Наименование раздела, темы
| Вид учебн
ого заняти я
| Общий объем времени в часах
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
|
|
|
| 128
| 64
| 64
| 1. Раздел «ГРАФИКА»
| 1.1
| Многообразие линий в природе
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.2
| Выразительные средства
композиции: точки, линии, пятна
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.3
| Выразительные возможности цветных карандашей
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.4
| Техника работы пастелью
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.5
| Орнамент. Виды орнамента
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.6
| Орнамент. Декорирование конкретной формы
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.7
| Кляксография
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.8
| Пушистые образы. Домашние животные
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.9
| Фактуры
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.10
| Техника работы пастелью
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕН
| [ИЕ»
| 2.1
| Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник»
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.2
| Цветовой спектр. Основные и составные цвета
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.3
| Цветовые растяжки
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.4
| Теплые и холодные цвета
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.5
| Техника работы акварелью «вливание
| Урок
| 8
| 4
| 4
|
| цвета в цвет»
|
|
|
|
| 2.6
| Техника работы
акварелью
«мазками»
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.7
| Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.8
| Техника работы акварелью «сухая кисть»
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.9
| Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.10
| Творческое задание «Портрет мамы».
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.11
| Смешанная техника. 4 стихии
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2 год обучения №
| Наименование раздела, темы
| Вид учебн
ого заняти я
| Общий объем времени в часах
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
|
|
|
| 132
| 66
| 66
| 1. Раздел «ГРАФИКА»
| 1.1
| Противостояние линии. Характерные особенности линий
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.2
| Работа с
геометрическими формами. Применение тона.
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.3
| Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.4
| Абстракция. Преобразование пластической формы в
геометризированную
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.5
| Текстура
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.6
| Ритм. Простой, усложненный
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.7
| Симметрия. Пятно.
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.8
| Асимметрия
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.9
| Линия горизонта. Плановость
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.10
| Техника работы фломастерами
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.11
| Буквица. «Веселая азбука»
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИ
| [Е»
| 2.1
| Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга.
«Теплохолодность» цвета
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.2
| Нюансы. Многообразие оттенков цвета
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.3
| Контрасты. Контрастные пары цветов
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.4
| Цвет в тоне.
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.5
| Ахроматические цвета.
Творческое задание
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.6
| Локальный цвет и его оттенки
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.7
| Плановость
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.8
| Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.9
| Условный объем.
Освещенность
предметов.
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.10
| Изучение нетрадиционных живописных приемов
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.11
| Творческая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 3 год оОучения №
| Наименование
| Вид
| Общий объем времени в часах
|
| раздела, темы
| учебн
| Максимальная
| Самостоятельная
| Аудиторные
|
|
| ого
| учебная
| работа
| занятия
|
|
| заняти я
| нагрузка
|
|
|
|
|
| 132
| 66
| 66
| 1. Раздел «ГРАФИКА»
| 1.1
| Равновесие
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.2
| Статика. Динамика
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.3
| Силуэт
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.4
| Шахматный прием в
декоративной
графике
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.5
| Перспектива
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.6
| Пластика животных
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.7
| Работа фломастерами
(цветными
карандашами)
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 1.8
| Пластика человека
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 1.9
| Графическая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕН
| [ИЕ»
| 2.1
| Локальный цвет и его оттенки
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.2
| Тональные
контрасты. Темное на светлом, светлое на темном
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.3
| Колорит. Нюансные или контрастные гармонии
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.4
| Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.5
| Смешанная техника
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.6
| Цвет в музыке
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.7
| Психология цвета
| Урок
| 4
| 2
| 2
| 2.8
| Тематическая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.9
| Тематическая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.10
| Тематическая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 2.11
| Тематическая композиция
| Урок
| 8
| 4
| 4
| 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Раздел «ГРАФИКА»
|