Скачать 369.69 Kb.
|
Программа по изобразительному искусству и художественному труду для специальных (коррекционных) классов VII вида Пояснительная записка В системе обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных классов VII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на учеников: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для специальных коррекционных классов VII вида является интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно - прикладное искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для специальных коррекционных классов VII вида обеспечивает усвоение содержания основной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (ЗПР). В обучении детей, получающих образование в специальных коррекционных классах VII вида, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей.
Также надо постоянно иметь в виду специфические задачи коррекционно - развивающего обучения в среднем звене: формирование социально- нравственного поведения, развитие познавательной деятельности, формирование самостоятельности, гибкости мышления, закрепление умений и навыков самоконтроля, индивидуальная коррекция недостатков, создание климата психологического комфорта и др. Программа составлена с учетом государственных стандартов качества обученности на основе общеобразовательной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» Б.М. Неменского, 2005г. Отличительные особенности данной программы Исходя из психо - физических особенностей детей в СКК в программу Б.М. Неменского внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение отдельных тем (7 класс I четверть тема «Пропорции и строение фигуры человека», II четверть тема «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры» и др.; 6 класс II четверть тема «Понятие формы. Многообразие форм предметного мира», IV четверть тема «Правила линейной и воздушной перспективы» и др.; 5 класс III четверть тема «Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе» и др.). Изменены некоторые практические задания. Так, при изучении темы «Народный праздничный костюм» в 5 классе сокращено и изменено задание - конструирование и декорирование русского народного женского головного убора. Сокращено время для проведения бесед по изобразительному искусству, учитывая особенности психики детей с ЗПР, вместо 45 минут беседы до 15 минут, а оставшееся время урока отводится на практическую работу (графические и живописные упражнения). Обобщение тем четверти (года) проводится в форме уроков - викторин, путешествий, экскурсий и т.п. (6 класс III четверть тема «Великие портретисты» - викторина «Портрет и портретисты») Увеличено количество часов на конструирование и работу в материале. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством формирования нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках изобразительного искусства, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корректировать недостатки развития учащихся. Для этого используется принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям изобразительным искусством состоит в том, чтобы содействовать преодолению недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно - моторные координации, происходит сдвиг в эмоциональной и двигательной сфере. Общее развитие ребенка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. По выражению Л.В.Занкова, нужна «особая направленность» учебного процесса. Эта особая направленность обучения осуществляется на уроке. Программа рассчитана на учеников основной ступени образования с 5 по 7 классы и является логичным продолжением курса изобразительного искусства на начальной ступени образования. Срок реализации программы составляет 3 года и делится на 3 этапа - 5, 6, 7 классы. Основной формой организации учебной деятельности по изобразительному искусству в СКК является урок. Чаще рекомендуется проводить уроки комбинированного типа, на которых решается несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в общеобразовательных классах. Однако они модифицируются и используются своеобразно, с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР. Ожидаемым результатом изобразительной деятельности при работе по данной программе предполагается развитие общих способностей учащихся к учению и коррекция индивидуальных недостатков развития. 5 класс Учебно-тематическое планирование
Содержание программы Декоративно - прикладное искусство в жизни человека I четверть. Древние корни народного искусства (8 часов) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно - символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Тема. Древние образы в народном искусстве (2 часа) Солярные знаки, конь, птица, мать - земля, дерево жизни - традиционные образы народного творчества. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов. Крестьянская вышивка. Условность языка вышивки. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров. Декорирование бахромы (кистей) полотенца элементами вырезания. Материалы: бумага, карандаш, фломастеры, ножницы. Тема. Декор русской избы (2 часа) Единство конструкции и декора в русском жилище. Триединство: небо, земля, подземно- водный мир. Условность языка орнамента, его символическое значение. Задание: работа над украшением наличника солярными знаками, геометрическими элементами, растительными формами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: бумага, карандаш, кисти, гуашь. Тема. Внутренний мир русской избы (2 часа) Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна- очи и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, предметы труда и быта. Задание: индивидуальная и коллективная работа на тему « В русской избе». Выбор композиции, наполнение интерьера предметами быта. Материалы: бумага, карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, картон, клей, ножницы. Тема. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды - обобщение темы (2 часа) Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного костюма. Форма и декор женских головных уборов. Выражение нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Беседа. Календарные народные праздники - способ участия человека в событиях природы (посев, созревание колоса). Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Задание: конструирование и декорирование русского народного женского головного убора (кокошник) Материалы: картон, бумага, ножницы, клей, акварель, кисти, различные материалы для декорирования. II четверть. Связь времен в народном искусстве (8 часов) Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной – городской среде, и другой жизнью. Задача - дать учащимся представление об этих формах бытования народных традиций в современной жизни, об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема. Древние образы в современных игрушках (2 часа) Древние образы коня, птицы, бабы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Задание: лепка из пластилина (глины) формы игрушки, её декоративная роспись в традициях одного из промыслов. Материалы: пластилин (глина), грунтовка, дощечка для лепки, стекла, кисти, гуашь. Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1 час) Из истории развития гжельской керамики; слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их элементами и приемами гжельской керамики. Материалы: белая бумага, ножницы, акварель, кисти. Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (2 часа) Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городца. Птица и конь - главные герои Городецкой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции. Основные приемы Городецкой росписи. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. Материалы: тонированная под дерево бумага, гуашь, кисти. Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (2 часа) Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: индивидуально- коллективная работа по созданию фрагментов жостовской росписи. Материалы: гуашь, кисти, бумага. |