2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель





Скачать 135.01 Kb.
Название2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель
Дата публикации27.08.2013
Размер135.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПРОХЛАДНЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА села ПРОЛЕТАРСКОГО».

Обобщение опыта

учителя изобразительного искусства



Черниковой

Валентины Валерьевны

2011 год

«Развитие творческих способностей

средствами изобразительного искусства».

Цель:

Определение реально достигнутого уровня педагогического мастерства, наличие профессионально необходимых педагогических способностей.

Образование средне - профессиональное, художник-оформитель.

Учебная нагрузка 13 часов; 1-7классы.

Присвоена первая квалификационная категория (приказ № 116 от 29.12. 2006г. по Управлению образованием Прохладненского района)

Постоянно повышаю своё профессиональное мастерство, своевременно прохожу курсы повышения квалификации:

в 2007г. в ИПК и ПРО КБГУ тема: «Педагогические условия самовыражения личности в пластических искусствах» в объёме 144 ч. (рег. № 1130);

в 2007 г. ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» тема: «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» в объеме 72 ч (рег.№ 3875);

в 2011г. в ИПК и ПРО КБГУ тема «Современные технологии преподавания предмета «Искусство» в общеобразовательных учреждениях КБР» в объёме 108 ч. (рег. № 0392);

28 января 2010г в ИПК и ПРО КБГУ приняла участие в работе учебного Вебинара по теме: «Методические особенности преподавания графических дисциплин по учебнику «Черчение и графика» Павловой А.А., Корзиновой Е.И.»;

12 мая 2011г. Приняла участие в семинаре: «Электронное портфолио педагога, как инновационная форма оценивания деятельности педагога». МОУ ДО ЦИТ Прохладненского муниципального района;

27-28 октября 2011г. в ИПК и ПРО КБГУ приняла участие и выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Общественно-активная школа в контексте современных тенденций в образовании».

В МОУ «СОШ с. Пролетарского» Прохладненского муниципального района я пришла работать в 1999 году учителем изобразительного искусства. И с этого времени началась моя творческая педагогическая деятельность. В 2003 году Министерством образования и науки КБР была принята региональная программа преподавания изобразительного искусства разработанная А.И. Шаваевой на основе федеральной программы Б. М. Неменского, на основе которой я разработала рабочую программу. Эта программа даёт мне возможность вести активную работу по сохранению национальной культуры и её возрождению. Художественно-эстетическое образование помогает школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные, способствует формированию национального самосознания через постижение многовекового культурного наследия своего народа. Путь познания культурных ценностей России и мировой культуры, проходящий через постижение родных культурных традиций, представляется наиболее приемлемым для современных школьников.
В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими идеями:

- гуманизация и демократизация педагогических отношений;

- саморазвитие;

- дифференциация и сотрудничество.

А также принципами: научность, фундаментальность, доступность, мотивированность, вариативность, развитие, системность.

Главная цель моей деятельности: помочь учащемуся открыть самого себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников, поэтому подметить в каждом ребёнке наиболее сильную сторону, найти в нем «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, считаю первоочередной своей задачей. Стараюсь добиваться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его природные задатки.

Ядром моей педагогической деятельности является научить школьников «рождать» и «воплощать» в жизнь идеи, идеи способные развивать творчество, а вместе с тем и производство, думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные на уроках знания в жизни, а после окончания школы или других учебных заведений -социализироваться и стать конкурентно способным на рынке труда.

Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход.

Ш.А. Амонашвили наиболее точно сформулировал специфику данного обучения: «Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Для создания личностно-ориентированной образовательной среды строю свою работу, опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую, и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;

принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы; применяю разнообразные дидактические средства с учетом индивидуальности учащихся; даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости; организую и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.

Я приучаю своих учеников анализировать собственную деятельность, как на уроках, так и в самостоятельной работе дома. Вовлекаю учащихся в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, любознательность, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

При организации учебной деятельности я соблюдаю общедидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному.

На занятиях создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течение всего урока.

Стараюсь организовать работу каждого школьника, создать рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт с ним. Все это повышает интерес, фантазию, творческую активность. Считаю, что такое моё поведение позволяет ученикам творчески проявить себя.

При конструировании УВП я осуществляю следующие действия:

1. Анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к уроку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

2. Формулирую цели и задачи урока;

3. Определяю соответствующей цели результат учебного процесса;

4. Намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приемов обучения и стимулирования деятельности учащихся;

5. Отбираю дидактические средства обучения;

6. Выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;

7. Рассматриваю возможность разноуровнего формирования знаний учащихся;

8. Планирую собственную деятельность по организации и управлению УВП;

9. Определяю разноуровневую деятельность учащихся по усвоению знаний;

10. Учитываю требования учебной программы и пояснительной записки к ней.

Поставленные цели и задачи реализую за счёт повышения эффективности урока:

- интенсификация урока;

- совершенствование деятельности учителя в УВП;

- формирование и развитие мотивов учения учащихся;

- внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения;

- использования современных информационных технологий.

Из общих организационных форм применяю: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Из средств обучения использую наглядные пособия (репродукции картин, схемы, таблицы, образцы изделий.).

дидактический материал (разноуровневый раздаточный печатный материал и мультимедийный материал).

Учебную литературу: учебники, пособия, дополнительную литературу.

Провожу уроки в форме школьной беседы, рассказа, практических занятий, использую НФО: игровые технологии, соревнования и др.

Мотивацию УПД учащихся провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способами: убеждение, познавательные игры, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности, оперативный контроль;

УПД учащихся на запланированном уровне усвоения организую следующими способами: объяснительно-иллюстративный метод,

проблемное обучение, самостоятельная работа, игра, исследовательские методы, коммуникативный диалог и включаю в соответствующие виды деятельности учащихся.

Мои ученики умеют:

- кратко формулировать задачу своей деятельности;

- отбирать и использовать информацию для своей работы;

- планировать свою работу;

- анализировать недостатки своей работы и определять трудности, возникшие при изготовлении;

- организовывать ролевую игру и участвовать в ней;

- связывать полученные на уроках знания с современной жизнью и применять их на практике;

- высказывать свою точку зрения, аргументировано отстаивать своё мнение;

- самостоятельно решать проблемы;

- проявлять инициативность и ответственность.

Делюсь опытом со всеми учителями ИЗО района так в 2007г. выступала на августовском заседании РМО учителей ИЗО Прохладненского района с докладом на тему «Анализ УМК уроков ИЗО по программе А.И. Шаваевой». В 2010г. выступила на семинаре РМО учителей ИЗО Прохладненского района «Цветовые предпочтения и подсознание». Провела ряд открытых уроков: 2009-2010 уч.г. «Украшения в жизни Египтян» 5 класс, 2010-2011уч.г. «Образ художественной культуры Японии» 4 класс, «Древнегреческая вазопись» - 5 класс, «Пейзаж. Построение пространства цветом.» 7 класс.

В 2007г. провела районный семинар «В музее хранятся портреты» - 3 класс, В 2011г. провели районный семинар учителей музыки где был дан интегрированный урок музыки и ИЗО «Сказка о волне».

Работаю по совместительству в МОУК «ДШИ с. Пролетарского» преподавателем по классу «Рисунок», в МОУ ДОД РЦДТ – педагогом дополнительного образования и методистом художественно-эстетического объединения. Провожу творческие мастерские. Оказываю методическую помощь педагогам дополнительного образования. Являюсь руководителем творческого объединения «Элегия». В апреле 2009г. заняла 3 место в Республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Работы ребят неоднократно принимали участие в районных выставках. 15 мая 2009г. мы принимали участие в Республиканском фестивале прикладного детского творчества «Город мастеров», где ребята показали своё мастерство по изготовлению панно в технике «Батик» и заняли второе место в номинации «ИЗО». За неоднократные победы моих воспитанников во Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета» я была избрана делегатом от регионального отделения для участия в очередном Съезде Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» который проходил в г.Москве с 30октября по 4 ноября 2011г, со мной в Москву ездил Дибров Максим для участия в Международном конкурсе экологических диптихов «Наш вклад в сохранение экологии на Земле», Максим достойно выступил, рассказывая про экологию и достопримечательности нашей республики, и был награжден грамотой и ценными подарками. Думаю, что дополнительное образование помогает выявлять одаренных детей и развивать их творческие способности с большей степенью, потому что я могу с ними заниматься дополнительно и целенаправленно.

Принимаю активное участие в оформлении школьных кабинетов, в оформлении школьных и районных мероприятий. Мои уроки и занятия в творческом объединении развивают творческие способности учащихся, прививают навыки изобразительной деятельности. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем. На уроках хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге среди учащихся в течение пяти последних лет, уровень успеваемости по предмету ИЗО в классах, составляет 100%; процент качества 100 %. Доказательством следующих данных являются следующие достижения учащихся:

Малахова Любовь награждается за победу в Фестивале детского художественного творчества «Дорога к мастерству», Москва 2008г.;

Овчинников Владимир, лауреат конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей» Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2008»;

Мурадова Арзу занявшая первое место в Международном арт-фестивале «Мирное будущее – наше будущее» в номинации «Рисунок», г.Шахты 2008г.;

Горячева Виктория, Захарченко Екатерина и Мурадова Арзу дипломанты конкурса «Все краски детства», Х Международный фестиваль «Детство без границ», Москва, 1 июня 2008г.;

Малахова Любовь, I место, Горячева Виктория, II место, Кувико Ольга, III место в конкурсе художественного творчества, ХI Международный фестиваль «Детство без границ», Москва, 1 июня 2009г.;

Дибров Максим, лауреат конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей» Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2010» , 17 сентября 2010г.; лауреат конкурса экологических диптихов «Наш вклад в сохранение экологии на земле» Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2011», посвящённого 50-летию первого полёта человека в космос, 2 ноября, 2011г.;

Тернова Алевтина, лауреат конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2010» , 17 сентября 2010г.;

Кувико Ольга и Козодёров Артём лауреаты конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей» Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2011», посвящённого 50-летию первого полёта человека в космос, 20 сентября 2011г.;

Губкина Владлена I место, конкурс детских рисунков «Поделись улыбкою своей» посвящённый году ребёнка и Всероссийскому году семьи, по КБР;

Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённого 240-летию со дня рождения известного баснописца И.А. Крылова «Попрыгунья стрекоза», I место по РФ, Дибров Максим, II место по КБР, Кувико Ольга, II место по КБР, Кавазова Альбина, Москва, 2009г.;

Захарченко Екатерина за занятое 1 место в номинации «Иллюстрации к произведениям З.М.Налоева» Республиканского фестиваля «Родной язык-душа моя, мой мир - 2009»;

Морозова Оксана Региональный этап XVI международного конкурса детских рисунков «Поклонимся великим тем годам» Диплом лауреата, награждается, Нальчик 2010г;

Вахтель Юлия за занятое I место, Трухачёва Алина за занятое I место и Мурадова Арзу за занятое II место в Республиканском конкурсе рисунков «Кавказ – мой дом, моя душа» в технике «Графика», г. Нальчик, 28 апреля 2011г..
За плодотворную работу в системе образования я имею следующие награды:

Диплом, за творческий вклад в дело воспитания детей и молодёжи, ХI Международный фестиваль «Детство без границ», Москва, 1 июня 2009г.;

Диплом Министерства образования и науки КБР, III Республиканский конкурс педагогов дополнительного образования, за занятое III место в номинации «Художественная», Нальчик, 2009г.;

Грамоту Министерства образования и науки КБР, Республиканский дворец творчества детей и молодёжи, за занятое I место в Республиканском конкурсе «Самый лучший методический материал», в номинации «Авторская образовательная программа», Нальчик, 2010г.;

Грамоту Министерства образования и науки КБР, Республиканский дворец творчества детей и молодёжи: Администрация Республиканского дворца творчества детей и молодёжи благодарит Вас за подготовку призёров к Республиканскому конкурсу детских рисунков «Кавказ – мой дом, моя душа». Спасибо за поддержку молодых талантов. Желаем Вам продолжать открывать новые таланты, достигать новых вершин! Удачи, успеха и благополучия! Нальчик, 2011г.;

Грамоту ГОУ ДОД «Республиканского экологического центра» Минобрнауки КБР награждается Черникова В.В. за поготовку победителей финального тура Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2011».

Благодарственное письмо, Местная администрация Прохладненского муниципального района благодарит Черникову В.В. за высокий уровень работ учащихся. Предоставленных на выставку работ художников и умельцев района «Аллея мастеров», И.К. Гертер, 10.10.2009г.;

Грамота, Выражаем сердечную благодарность самому талантливому преподавателю. За творческий подход к делу, личный вклад в развитии эстетики и приобщение к изобразительному искусству. И.Э. Кефер глава с.п. Пролетарское, 2010г.

Анализируя свой опыт работы, учитывая цели и задачи развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности, а также психологические особенности школьников, можно сформулировать исходные принципы которыми следует руководствоваться при организации уроков изобразительного искусства:

  1. Знание – фундамент творчества.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения у них отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Следовательно, надо детям сообщить эти знания, научить таким навыкам и приёмам работы, которые необходимы для создания творческой, индивидуальной работы.

  1. Строгий отбор учебного материала.

От учителя зависит, что будет знать ученик, и что он будет уметь делать. Мозг ребёнка, не может усвоить безграничное количество информации, а значит, отбор материала для урока должен быть чётким.

  1. Многократность повторения изучаемого материала.

Осмысление изученного материала у детей младших классов наступает после 100-200 кратного повторения. Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же материала, чтобы не снизить интерес к искусству.

  1. Разностороннее развитие ученика.

Если ребёнка учить только изображению на плоскости, он будет с трудом усваивать программу, легче и интереснее будет, если учить его одновременно и изображению, и лепке, и конструированию и т.д.

  1. Формирование устойчивого интереса к искусству.

С интересом младший школьник может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддерживать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.

  1. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.

Бесполезно ждать от детей творческих и сколько-нибудь грамотных работ, без руководства взрослого. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. И если у ребенка развивать только фантазию, не связывая её с грамотным выполнением работы, это значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик.

  1. Постоянный контроль учителя за работой ученика.

Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под постоянным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен.

  1. Индивидуальный подход.

Даже первоклассники в силу различных обстоятельств отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами, следовательно, к каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудится, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и должны стремиться все учителя в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному человеку, одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Сегодня можно считать доказанным, что хотя искусство есть не простое отражение, а художественное переосмысление жизни, изобразительная деятельность опирается на те же законы, что и жизнь. Благодаря этой всеобщности, познавая закономерности и природу искусства, ребенок познает закономерности окружающего мира. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, благодаря этому процессу, познает самого себя, свой внутренний мир. Понятно, что ребенок не производитель продуктов материальной культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное творчество, которое реализуется в процессе ценностного отношения к миру. Здесь без искусства, без художественной деятельности не обойтись, причем не только в виде обязательных занятий и уроков, а в широком смысле вся жизнедеятельность ребенка в школе должна протекать в органическом единстве с его деятельностью в искусстве.

Учитель ИЗО /В.В.Черникова/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconУрок изобразительного искусства по теме «Натюрморт»
Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса у детей среднего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Освоение духовных, нравственных и эстетических доминант эпох, объединяющих творчество разных мастеров. Обогащение внутреннего мира...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconШатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,...
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных материалов...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПланирование работы шмо учителей гуманитарного цикла мбоу степная...
Музыки, изобразительного искусства через совершенствование педагогического мастерства; ведение целенаправленной работы по повышению...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconУрок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
«музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности...
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Фантазия». // Развитие творческих способностей и новые методики обучения изобразительному творчеству: Материалы III зональной научно...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconОтчет о проделанной работе по реализации программы опытно-экспериментальной...
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПлан воспитательной работы моу бутурлиновская сош №4 на I полугодие 2011-2012 уч год № п/п
Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПлан основных мероприятий по воспитательной работе на 2009 2010 учебный год
Цель: развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры творческих способностей
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconКонспект Вводное занятие Дата Вид занятий: вводное занятие Тема урока:...
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к...
2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие творческих способностей младших школьников средствами изобразительной деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск