Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации30.01.2014
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-2 СТУПЕНИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК
Автор работы: Колчина

Елена Ивановна, учитель

изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная

Каплинская школа с углубленным

изучением отдельных предметов»

2009 год
Содержание
Информация об опыте……………………………………. 3
Технология опыта………………………………………… 8
Результативность опыта………………………………….. 17
Библиографический список……………………………….20
Приложение к опыту………………………………………21

Тема моего педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта: Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов находится в центре села Федосеевки, в ней обучаются дети с Набокино, Каплино, Федосеевки. На территории села расположена библиотека, дом культуры, детский сад, музыкальная школа искусств. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Родители имеют в основном среднее (30% ), средне-специальное (50%),высшее (20%) образование. К занятиям, в сфере дополнительного образования, направленных на эстетическое развитие ребенка не все из них относятся с должным вниманием. Отдают предпочтение предметам политехнического цикла.

Обучение изобразительной деятельности проводится в младшем и среднем звене. Данные предварительной диагностики показали наличие творческих способностей у учащихся начальной школы -68%, среднее звено-57%.Удовлетворение результатами художественной деятельности, отмечает лишь 70% от общего числа учащихся начальной школы, 50% учащихся среднего звена. По результатам контрольных срезов, проводимых в 4 классе, установлено, что уровень обученности составляет 80% учащихся, а в 7 классе 53%.Общее качество знаний -89% .

Актуальность опыта: Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

Кроме определенной базы знаний, современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Основная задача – воспитать человека творца с развитой индивидуальностью, способной к творческому труду, богатого духовными интересами, запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, формирование не профессионала, а человека. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Ведущая идея моего опыта:

Развитие творческих, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.

Длительность работы над опытом: три года.

1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы (тесты-опросники, творческие задания) .

2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; Проведение диагностики художественно-творческих способностей учащихся (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование). Апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми

3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на районном методическом объединении: «Использование различных материалов и техник как средство развития творческого потенциала личности обучающихся»(2005г), «Выполнение аппликационных работ» (2005), «Использование художественных материалов для создания художественного образа»(2008), дан ряд открытых уроков ( использование нетрадиционных техник). Обобщен опыт работы по данной теме на школьном уровне. В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов. Увеличилось количество учащихся занимающихся в художественной школе на 3%. Повысилось качество знаний (92%). Работы стали интересней, оригинальней.

Диапазон опыта: Система уроков.

Теоретическая база опыта: Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков, Б.М.Неменский и др.

Н.С.Лейтес – развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.

С.Л.Рубинштейн –развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент , как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.

Б.М.Теплов – под способностями понимает индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

Н.М.Сокольникова подчеркивала , что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.

И.П.Волков - выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Г.Альтов – решение изобретательских задач. Обучить творческой деятельности, ознакомить с приемами творческого воображения, научить решать изобретательские задачи. Творческими способностями наделен каждый. Творчеству, как любой деятельности можно учиться.

Б.М.Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

Я.А.Коменский- основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать « ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.

К.Д.Ушинский – придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне , со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучению, о развитии детского творчества, способностей имеющие очень много общего.

Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна меняться технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.

Степень новизны моего опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся.

Содержание образования. В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся. Целостная, непрерывная система художественного образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечивает формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю в начальной школе, 1 час в среднем звене. Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи. Главный смысловой стержень- связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства ( ученик- зритель) и собственную художественно- творческую деятельность (ученик – художник).Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. Приоритетные направления в преподавании предмета: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Формой проведения занятий является - урок. Нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-праздник, урок-викторина, урок-мастерская, урок-экскурсия и др. Использование видеоматериалов, проведение экскурсий. Осуществляются межпредметные связи с уроками музыки, литературы, истории, окружающим миром, технологией, с жизнью, что в целом повышает воспитательное воздействие каждого урока. В процессе рассмотрения основных содержательных линий курса опора на национально-региональный компонент. Триада художественной деятельности - изобразительная, декоративная, конструктивная, систематизирующая основа курса. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания, и формирование толерантного отношения к иным культурам; способность различать позитивные и негативные влияния масс - культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьника. Учащиеся пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, народного умельца, критика.

В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Проводится работа по развитию творческих способностей школьников, в школе с углубленным изучением естественно- математического и гуманитарного цикла.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главная цель:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

-формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

-воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Методы работы:

-метод художественного уподобления (состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора)

-метод единства восприятия и созидания эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности)

-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог)

-метод сравнений (для активизации мышления)

-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно – поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск